Развитие игровой деятельности.
консультация на тему

Церфус Ольга Евгеньевна

Развитие сюжетно-ролевой, режиссерской игры и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности

Возраст

Название этапа

Характеристика этапа

Ведущий вид деятельности

Предпосылки развития игры

0-1г.

Ознакомительная «игра»

Воздействие одного предмета на другой (постучать, открыть, закрыть, укусить, бросить и др.). Условие: обеспечение общения по поводу действия с предметом, игрушкой на основе показа взрослого.

Манипулятивная деятельность

1-2г.

Процессуальная «игра»

Развитие орудийной деятельности. Появляются игровые действия с предметами, игрушками (качают куклу вверх ногами). Условие: обеспечение самостоятельных игровых действий с игрушкой, показ.

Предметная деятельность

2-3г.

Сюжетно-отобразительная «игра»

«Игра рядом». Появление первых сюжетов.  Игровые действия разрознены. Использование предметов-заместителей. Не отличают игровую ситуацию от реальной. Условие: объединение игровых действий единым сюжетом.

Игра

3-5лет

Сюжетно-ролевая игра

Возникновение первых ролей, введение роли в сюжет. Возникновение потребности в совместных играх в едином сюжете. Условие: обеспечение совместных игр детей.

Игровая деятельность

5-7лет

Сюжетно-ролевая игра с элементами творчества. Условие: создание условий для развития творчества детей.

Признаки сюжетно-ролевой игры

- подражательный характер

- ролевая структура

- предметы-заместители

- коллективный характер

- добровольный характер

- самостоятельный характер

- творческий характер

- познавательный характер

- непродуктивность

- двуплановость (реальный и воображаемый мир)

- быстрая смена событий и быстрое приспособление к ним

Возрастная динамика развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина).[1]

Компоненты игры

3-4 года

4-5 лет

5 6 лет

6-7 лет

1.Замысел игры, постановка игровых задач

Дети играют не задумываясь. К игре побуждает игрушка, попавшая на глаза. Определённых целей в процессе игры нет.

Дети определяют игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда понимают друг. Взрослый сам обозначает игровую задачу.

Воплощение замысла происходит путём решения нескольких задач. Усложняется способ их решения. Дети договариваются перед началом игры.

Замысел устойчив, развивается. Дети договариваются, приходят к общему решению. Они планируют игру, включая новые идеи, образы.

2.Содержание игры

Действия с предметами. Отображение простейших взаимоотношений между персонажами сказок.

Дети отображают взаимодействия, взаимоотношения взрослых и назначение предметов.

Отражают взаимоотношения взрослых, действия с предметами переходят в воображаемые действия.

Дети создают разные модели взаимоотношений, зачастую импровизированных и непредсказуемых.

3.Сюжет игры

Однотемные,

двуперсонажные сюжеты. Бытовые объединения 2-3 событий. Эпизоды из сказок.

Однотемные, многоперсонажные сюжеты. Сказочные, бытовые.

Многотемные, многоперсонажные. Сюжеты из жизни общества, комбинируют сюжеты сказок, жизни, художественных произведений (сюжетосложение).

Многотемные, многоперсонажные. Сюжеты из кинофильмов, жизни общества, семейные отношения в различных вариациях (сюжетосложение).

4.Роль и взаимодействие ролей

Обозначение роли словом. Ролевое общение с игрушкой, а затем со сверстником.

Принятие роли на себя. Воспроизведение ролевых действий. Образование ролевого диалога с воображаемым партнёром.

Закрепляются новые формы общения через роли. Определяют характерные особенности персонажа. Самостоятельное распределение ролей.

Выразительность речи в роли. Активное ролевое взаимодействие.

5.Игровые действия и предметы

Действия с предметами-заместителями. Сообщают другим последовательности. Воспринимают воображаемую ситуацию. Выполняют обобщённые действия.

Применяют разные предметы-заместители. Видоизменение первоначального назначения предмета. Производят замену игрушки предметом или всё замещают словом.

Легко обозначают свои действия словом-пояснением. Освоены все действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Действия часто заменяются словом. Используют природный материал как предмет-заместитель. Самостоятельно выбирают заместители и заменяют их.

6.Правила игры

Действия без правил.

Правила регулируют последовательность игровых действий.

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии с взятой на себя ролью.

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли и поддержания игры.

     

Режиссёрская игра – разновидность творческой игры, которая заключается в том, что ребёнок организует деятельность, как бы из вне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками, предметами-заместителями и комментируя их действия (О.В.Солнцева).

Для режиссёрской игры необходимо:

- небольшое, ограниченное пространство (детский стол, лист бумаги, коврик, столик с ширмой);

- зрители;

- на 2 и 3 этапах игры хорошо подходят игрушки из киндер-сюрпризов, пупсики, куклы Барби и др.

Этапы развития режиссёрской игры:

  1. 1 этап  - строится по сюжету знакомой сказки

Используются игрушки, похожие на героев сказки. Зрителем является педагог + педагог напоминает ребёнку последовательность сказки, подсказывает как изобразить голосом, интонацией определённого героя, как показать игрушкой движения, поведение персонажа сказки. Педагог формирует у ребёнка умение разворачивать героев лицом к зрителям.

  1. «расшатывание сюжета» знакомой сказки

Могут использоваться вместо игрушек предметы-заместители. Зрителями являются педагог и сверстники. В сюжет знакомой сказки «включаются» герой(и) другой(их) сказки(сказок) и(или) меняются свойства персонажей сказки. В начале этапа педагог предлагает  ребёнку различные варианты изменения сказки. К концу данного этапа может использоваться множество дополнительных героев и, следовательно, ребёнку – режиссёру понадобится помощь для реализации новой сказки-игры, поэтому он может привлечь к своей игре сверстников в качестве со-режиссёров. Педагогу необходимо предвидеть конфликтные ситуации и плавно, гибко их разрешить, предлагая детям компромиссные решения.

  1. творческий этап

В основе этапа лежит сюжетосложение, т.е. переплетение разнообразных сюжетов сказок, мультфильмов, кинофильмов, фантазий детей в единый сюжет. Вместо игрушек могут использоваться только предметы-заместители. Зрителями являются педагог и сверстники. Для реализации новой сказки-игры, «режиссёр» привлекает к своей игре сверстников в качестве со-режиссёров.

Куда отправляемся?  

Где будем жить? И куда вернёмся?

Волшебные средства

Отрицательные герои

Кто поможет?

Тридевятое царство

Хлев (сарай)

Волшебные слова

Леший, Яг Морт, Вöрса

Добрая фея

Королевство кривых зеркал

Лесная опушка

Волшебный клубочек

Водяной

Добрый волшебник

Страна чудес

Дворец

Волшебная палочка

Домовой

Старичок - Лесовичок

Страна времени (времена года, время суток и т.д.)

Замок

Волшебная дудочка (флейта)

Баба Яга, Ёма Баба

Старушка - Веселушка

Заоблачные дали

Изба

Волшебный сундучок

Змей Горыныч

Золотая рыбка

Царство пресмыкающихся (земноводных)

Шалаш

Волшебные гусли (барабан)

Хищные птицы (коршун, ястреб)

Щука (по-щучьему велению…)

Страна лилипутов

Конюшня

Волшебное зелье

Кащей Бессмертный

Жар - птица

Страна геометрических фигур

Терем (теремок)

Волшебные яблочки

Злая мачеха

Сивка - Бурка

Страна цифр

Крыша (чердак)

Волшебный посох

Хищные звери (волк)

Госпожа Метелица

Королевство волшебников

Лукоморье

Волшебная иголочка

Людоед

Серебряное копытце

Страна грамоты

(красивых слов, полных предложений и т.д.)

Избушка на курьих ножках

Скатерть - самобранка

Хищные рыбы (акула, пиранья)

Мороз Иванович

(сказка о Рукодельнице и Ленивице)

Конура

Берлога

Воздушное царство

Птичий двор

Ковёр – самолёт

Разбойник(и)

Доктор Айболит

 Подводное царство

Многоэтажный дом (многоквартирный)

Сапоги - скороходы

Злой великан

Мальчик с пальчик

Лесное царство

Гнездо

Шапка – невидимка

Дракон

Василиса Премудрая

Подземелье

Трава (луг, поляна)

Плащ – невидимка

Чудовище

 Старик Хотабыч

Цветочный город

Озеро (ручей, река, море, океан)

Меч - кладенец

Карабас Барабас

Золотая антилопа

Пустыня (оазис)

Логово

Цветик - семицветик

Снежная королева

Джин

Космос (Луна, др. планеты)

Нора

Молодильные яблочки

Пират(ы)

Гном Кроха-Великан

Царство зверей

Дупло

Палочка - выручалочка

Призраки

Гном Бином

Царство птиц

Цветок

Живая  и мёртвая вода

Вампиры, вурдалаки

Фея Инверсия (наоборот)

Царство насекомых

Дерево

Волшебный туесок

Госпожа Путаница

Страна великанов

Горы (скалы)

Что приключилось?

Поиск сокровищ

Наводнение

Тайфун

Пропал дождь

Пропали все (некоторые виды) растения

Крушение, катастрофа

Шторм

Цунами

Солнечное затмение (пропало солнце)

Пропали все (некоторые виды) животные

Пожар

Землетрясение

Ураган, смерч

Пропал (сломался) весь транспорт

Пропали все (некоторые виды) птицы



[1] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.-С.246-256.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...

Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В развивающих играх Никитина  - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...