Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Андреева Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются особенности  развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса

детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое  и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. [5,48]

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением  ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. [1,8]

 Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. "Возникновение вопроса", - пишет известный психолог С.Л.Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания". В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.

Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательной потребности.  В целом  дошкольный возраст -  важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. [27,54]

Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно-ролевая игра его имеет  более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.

        Что же такое познавательный интерес? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала разобраться в понятии «интерес».

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях и рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которым способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).         [7,80]

Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют "интеллектуально пассивные" дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной "интеллектуальной пассивности" этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина).

Пятилетний возраст ребенка является сензетивным периодом развития познавательного интереса дошкольника, но также в этом возрасте сюжетно ролевая игра достигает своего пика. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка этого возраста потребность в партнерском взаимодействии, которая реализуется в более длительном общении с другими детьми. У ребенка возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики — водители — продавцы—покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в сюжетно-ролевых играх и при подготовке к ним, помогают ребенку воссоздать мир взрослого. [23,59]

          Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует эмоциональному подъему, развитию творчества.

Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов. [40,62]

             Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:

• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

  Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. В данной ситуации можно сказать о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности — сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

Назначение занимательности при обучении детей:

• первоначальный толчок к познавательному интересу;

• опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;

• своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

• средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.

Важнейшее значение познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Итак, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается  уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Список использованной литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2007.
  3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004.
  4. 7.        Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – Т.1 (А - О). – М.: Вече; АСТ, 2000.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.,2008.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 2000.
  8. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 2003.
  9. Воронкова Л. В. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей» Издательство: Педагогическое общество России, 2004.
  10. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей, С-П., 2000.
  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. №6-1996.
  12. Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001.
  13. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.
  14. Доценко Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» - Волгоград, 2011.
  15. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 2003.
  16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2005.
  17. Занько С.Ф.. Игра и ученье /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 2002.
  18. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008.
  19. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
  20. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 2007.
  21. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
  22. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  23. Коробкина Ольга Геннадьевна, Попова Елена Александровна статья  «Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников 5 года жизни в процессе сюжетно-ролевых игр» 2006.
  24. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. С-П., 2002.
  25. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2006.
  26. Люблинская А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов М., «Просвещение», 2001.
  27. Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-2009.
  28. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей.// Дошкольное воспитание №10-2005.
  29. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  30. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М.,2003.
  31. Познавательная сфера и сюжетно-ролевая. Тезисы научно-практической конференции. Таллин, 2004.
  32. Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”. С-П., 2000.
  33. Проскура  Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника  (под ред. Венгера), М. 2000.
  34. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С.Романова. – С-Пб: Питер, 2006.
  35. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 2006.
  36. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
  37. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» издательство:Генезис, 2008.
  38. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных интересов детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  39. Фомина Н.А. статья «Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников», Волгоград 2007.
  40. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 2001.
  41. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна  Глубокий анализ педагогической и психол...

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста...