Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе.
учебно-методический материал по теме

Статья расрывает задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе.

Ранний возраст.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
  2. Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
  3. Показать выразительные возможности цвета.
  4. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.  
  5. Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).
  6. Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.
  7. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
  8. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
  9. Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).
  10. Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
  11. Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.
  12.  Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).

Развивающие:

  1. Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
  2. Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
  3. Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
  4. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
  5. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
  6. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.
  7. Развивать память, воображение.  

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к занятию рисованием.
  2. Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).
  3. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
  4.  Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

Особенности рисования.

В обучении детей рисованию в раннем возрасте важно помнить, что активность принадлежит педагогу, поскольку именно он напрвляет малыша в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того на сколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования зависит самостоятельное творчества ребёнка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать и усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль с целью достижения желаемого со стороны взрослого, результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процесс рисования малыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать. Поскольку давление может привести к потере интереса.

Дима 1 г. 3 мес. изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах хватает снова кисть и продолжает своё «исследование». В этом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребёнок делает это не потому, что он хочет навредить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребёнком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, что сохранить исследовательский интерес, но при этом не портить художественные материалы. Во-вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравиться процесс погружения кисти в емкость. Значит можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых бы были видны результаты его экспериментов. В-третьих, можно предложить разные плоскости, на которых ребёнок мог бы поставить разные отпечатки от кисти. При этом важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов как без давления помочь ребёнку осуществить то или иное экспериментирование, которое имело бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращалось в бесполезную трату художественных материалов. 

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая её в контексте с поставленными задачами и желаниями ребёнка. Педагог является связующим звеном между миром взрослых и миром самого ребёнка.  

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приёмами. К примеру, если педагог осуществляет показ выполнения кисточкой мазка, необходимо подкреплять показ словесным пояснением, при котором речь должна быть эмоционально окрашена и образна, а также важно привлечь самого ребёнка в процесс совместного нанесения мазков, т.е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на качественном уровне овладения ребёнком определёнными изобразительными умениями.

Качество обучения зависит ещё и от того, на сколько часто в слух педагог проговаривает изучаемые приёмы, формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты, в их прямом звучании. Дети, не смотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное только на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносится только при соответствующем действии, чтобы малыши слышали и видели его проявление одновременно. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребёнку проанализировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно от совместной деятельности с педагогом малыши научаются самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать, делая их более наглядными. Ранее мы указывали, что в раннем возрасте степень реализма рисунков пока ещё не достаточно высока. Однако это свойственно для детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами – это уже свидетельствует о динамики формирования образа у детей.  

Характеризуя содержание рисунков, важно отметить, что в раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, отдельными словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и общение со взрослыми. Поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что они уже знают, чувствуют.

Младший дошкольный возраст.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить с изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
  2. Продолжать учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
  3. Учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы.  
  4. Продолжать учить передавать с помощью цвета своё настроение, внутреннее состояние, отношение к окружающему миру, искусству.
  5. Продолжать учить работать от пятна, преобразовывать его с помощью различных выразительных средств, достигая выразительности.
  6. Продолжать учить приёмам рисования.
  7. Учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства как: точку, линию, штрих, пятно.
  8. Познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика.
  9. Учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные образы, доступные в соответствие с возрастом и индивидуальными возможностями.
  10. Учить составлять простой орнамент и выполнять элементарные узоры на разных формах.
  11. Учить составлять из простых более сложную форму в процессе рисования.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать умение смешивать цвета разными способами.
  2. Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.
  3. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
  4. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.
  5. Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.
  6. Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: оттенок, наложение цветов, равновесие, симметрия, передний (средний, дальний) план.
  7. Развивать память, воображение.  

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
  2. Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
  4. Воспитывать умение выполнять общую работу.
  5. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Особенности рисования.

В обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию важно не только расширять познавательную сферу, изобразительный опыт, но и закреплять имеющиеся умения. Те достижения, которые стали неким опытом ребёнка, являются основой его дальнейшего обучения. В этом случае важно обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навыками в области рисования. С этой целью необходимо планировать занятия таким образом, чтобы их содержание способствовало раскрытию имеющегося опыта и освоению новых умений.

Учитывая тот факт, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребёнка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоянного закрепления целесообразно использовать систему упражнений. Их характер меняется в зависимости от задач решаемых в данный конкретный период. Не следует также забывать о том, что активность взрослого не должна приводить к примитивизму детских рисунков.

Зачастую на занятии, посвященном изображению дереву, педагог предоставляет детям возможность нанести приманиванием листья на заранее им нарисованном дереве. Возникает вопрос: «В чём состоит творческое развитие детей на таком занятии?». В том, чтобы дети обозначили мазком листья в пределах кроны? На самом деле такой подход не только не способствует развитию изобразительного творчества, но и приводит к постепенному привыканию ребёнка выполнять конкретную функцию при изображении конкретного предмета. Формирования изобразительного умения в этом случае не происходит, поскольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно воспринимать каждое рисовальное движение изолированно от целостного образа.

Ошибкой является и то, что зачастую детей обучают изображать дерево только целиком, не допуская вариативности в композиции, технике, форме самого дерева. В этом возрасте мелкие изобразительные действия (например, рисование веток) пока ещё сложны детям. Гораздо легче начинать обучение с рисования крупных веток, расположенных на крупных стволах, которые изображаются фрагментарно, т.е. только часть ствола (вид на дерево  на уровне его веток). При таком расположении становится возможным отработать приёмы рисования веток разной толщины. В качестве дополнительного материала можно использовать полоски, выполненные из картона (размер 3×7; 5×10). Полоски торцом опускаются в краску, а затем ими ставятся отпечатки, имитирующие ветки. После этого дети проводят тонкой кисточкой по образовавшимся следам, закрепляя навык изображения веток, устремлённых вверх. Расширение видового разнообразия деревьев их форм и способов изображения даёт возможность детям варьировать содержание рисунка.

Рисунки.

Каждая из представленных композиций имеет свой неповторимый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать своё отношение к нему. В процессе занятия малыши всё время активны, в их сознании живёт образ, который они воплощают в рисунке. А для того, чтобы образы были интересны и индивидуальны, необходимо в процессе обучения предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного материала, кроме эскизов, можно использовать репродукции, фотографии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержательное многообразие материала стимулирует собственное творчество детей, а вернее его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать детям, на сколько разнообразен мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное научить детей изобразительным приёмам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или иного объёкта.

Нужно отметить, что в младшем дошкольном возрасте, в зависимости от уровня подготовки ребёнка встречаются разные формы проявления активности. То она основана на подражании педагогу, когда он показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. А то характеризуется проявлением «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одно и в другом случае педагог остаётся направляющим процесс рисования, во время корректируя деятельность детей, не разрушая творческой инициативы. Оказывая помощь важно не нарисовать за ребёнка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать приём детальной отработки приёма рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения рисовального движения, повторяя его либо параллельно с ребёнком, либо вместе с ним, но на отдельном листочке. Как только ребёнок понимает суть выполняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятельно. Когда занятие проводится с большой группой, такой приём оказывается не всегда реализуемым из-за ограниченности во времени. Но в этом случае вначале занятия можно провести небольшое упражнение со всеми детьми, в ходе которого на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое в последствие для создания образа. При этом педагог показывает и параллельно рассказывает о том, как его выполнить. После чего включается в коллективную игру-упражнение, направленное на отработку необходимого умения. А уже в ходе самого рисования детей он словесно направляет их, повторяя последовательность или характер изобразительного действия.

Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструменты, то в младшем возрасте они приучаются делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предоставленному самому себе при выполнении задания, могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приёмов рисования.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения являются педагогические эскизы, выполненные педагогом. И основное отличие изобразительная грамотность и художественная выразительность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.

Например, при показе, как рисовать ель, нужно исходить не только из требований программы для данного возраста, но и следовать положению, что для детей важны два аспекта рисунка: эмоциональная выразительность и внешняя узнаваемость.  Демонстрируя показ способа изображения любого предмета (объекта) важно остановиться на следующих моментах: на его форме, размере, расположении на плоскости, ракурсе. Каждый из обозначенных аспектов может быть реализован с помощью конкретной техники, приёма, наиболее подходящего к данной конкретной ситуации.

Например, ель можно изобразить несколькими способами. Любая ель по форме напоминает треугольник (равносторонний, равнобедренный и т.д.), который наносится легким контуром на уже подготовленный детьми фон. Контур можно нанести следующим образом: взять две тонкие кисточки поставить их в одну точку (это будет макушка ели). Затем провести одновременно две диагональные линии от общей точки и соединить линии в одну¸ направив их друг к другу. Далее взять одну кисточку №№ 5-7 и поставить мазок (примакиванием) в место где обозначена макушка. Потом поставит два мазка чуть ниже и так дальше увеличивать количество мазков в пределах нарисованного контура. Как только крупные мазки нанесены, нужно взять щетинную кисточку, на которую набрать тёмно-зелёную краску и оживить образовавшиеся от мазков ветки ели.

Другой способ заключается в следующем: сначала обозначить общий силуэт ели, используя как предыдущий способ, так и трафарет. Затем средней кисточкой (№№ 3-5) нарисовать ствол в пределах силуэта, а потом взять зубную щетку, на которую нанесена зелёная краска, и держа щетку горизонтально к поверхности листа нанести мазки, частично перекрывая ствол, но при этом важно не выходить за контур.

Такие приёмы рисования помогают детям создать образ, не опускаясь до примитивизма. Они остаются актуальными до тех пор, пока дети не приобретут навыки свободного владения кистью, тогда им дополнительные средства будут не нужны.

Рисование с натуры в младшем возрасте пока ещё не доступно в полной мере. Поскольку дети не воспринимают их как объекты изображения. Для них предметный мир и рисунок два разных явления, хотя в рисунке они его пытаются отражать, допуская искажения в соответствие со своим видением и умениями. Однако приучать их к натурному рисованию необходимо уже в этом возрасте. Любое умение формируется не сразу, а постепенно. Для того, чтобы появилось новообразование необходимо подготовить почву для этого. С этой целью в младшем возрасте целесообразно при создании какого-то образа предоставлять, по возможности и уместности, реальные предметы, чтобы дети в процессе рисования могли бы не только рассматривать эскизы и репродукции, но обследовать сами предметы, с целью более глубокого изучения их свойств и признаков. В этом случае ребёнок будет учиться распределять внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.

В тех случаях, когда нельзя показать детям предмет можно использовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В процессе рисования не стоит убирать демонстрационный материал, поскольку образный опыт пока у детей ещё маловат, зрительный ряд помогает не только его расширить, но закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неустойчивости своего внимания останутся без наглядности и соответственно будут вынуждены действовать по  инструкциям педагога. В результате после завершения работы окажутся одинаковые рисунки по количеству детей. Наглядность даёт возможность детям выбирать цвет,  композиционное построение. Поэтому, лишив малышей возможности попробовать разнообразить свою работу, сделать её не похожей на все остальные приводит к изобразительной стереотипности и шаблонности.

Как указывалось ранее, в процессе обучения рисованию в младшей группе может использоваться художественное слово в качестве одного из методов, хотя возможности его применения ограничены. Главным образом данный метод используется с целью привлечения внимания детей к теме занятия, стимулирования положительного эмоционального настроя. Загадки, стихотворения, отрывки должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, приведёт к изменению эмоционального настроя и желания рисовать.

Важно остановиться ещё на одном моменте – на анализе детских работ. На практике мы часто сталкиваемся с такой ситуации, когда в конце занятия выставляются рисунки детей, и педагог после общих слов «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали», «Я сегодня довольна вашими работами» предлагает детям посмотреть на все работы и оценить их, высказать своё мнение. С одной стороны привлечение малышей к несложному анализу своих рисунков имеет положительную динамику, поскольку способствует воспитанию у них активности. С другой стороны общие фразы, не дают возможность составить полное представление о тех достижениях и трудностях, с которыми столкнулись дети во время занятия. Учитывая возраст детей, целесообразнее проводить анализ работ в процессе занятия. В этом случае педагог имеет возможность отметить положительные стороны каждого рисунка и указать на перспективы личного развития. При анализе слабых работ важно подчеркнуть даже самые малые достижения детей и при этом косвенно указать на возможные варианты дальнейшего усовершенствования рисунка. Это поможет закрепить удачные находки и исправить ошибки. Такой подход позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой у детей. А в заключении занятия можно остановиться на обобщении содержания занятия, на характеристике использованных средств.

Средний дошкольный возраст.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
  2. Учить получать различные оттенки в результате смешения цветов.  
  3. Познакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями.
  4. Учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.
  5. Учить передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая своё отношение, эмоционально-эстетическое состояние.
  6. Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.
  7. Продолжать учить приёмам рисования.
  8. Учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).
  9. Продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр.
  10. Учить детей элементарному рисованию с натуры.
  11. Познакомить с различными видами росписей их мотивами и элементами.
  12. Учить выполнять простые элементы декоративных росписей.
  13. Учить составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах.
  14. Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.
  15. Учить составлять элементарную сюжетную композицию.

Развивающие:

  1. Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.
  2. Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий.
  3. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
  4. Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.
  5. Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.
  6. Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, перспектива, отражение.
  7. Развивать память, воображение.  

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
  2. Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
  4. Воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других.
  6. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

Особенности рисования.

Перед воспитателем средней группы стоит задача основная задача научить детей изображать предмет, объекты и явления окружающей действительности, передавая его основные признаки, структуру и характер.

На основе имеющегося у детей данной возрастной категории элементарного опыта рисования, увеличиваются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений как: внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам, умение различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования. Поэтому в обучении детей 4-5 лет рисованию большее место начинает занимать  натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы, с чётким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Для того чтобы дети смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку необходимо совместно провести анализ всей композиции, её колорит, разобрать составляющие компоненты, определить их месторасположение по отношению друг к другу. Первым этапом в изображении натюрморта это определение и проведении линии стола. Это очень важно, поскольку в дошкольном возрасте дети часто рисуют натюрморт либо просто на однотонном фоне, либо на полосе, расположенной внизу листа. И первые и второй варианты являются композиционно неверными, они не позволяют формировать перспективное построение. В связи с чем, дети изображают предметы друг рядом с другом, по одной линии, используя фризовое построение и, исключая элемент заслоняемости, позволяющий передать пространство натюрморта. Далее необходимо выполнить фон, при этом верхнюю часть покрывать либо диагональной, либо вертикальной заливкой, а сам стол – горизонтальной.

Характер заливки и мазков оказывает огромное влияние на особенности восприятия натюрморта. Поэтому при изображении объектов натюрморта необходимо учитывать это правило и располагать мазки по форме предметов, это поможет создать эффект объёма, пусть даже пока на элементарном уровне. Общую компоновку натюрморта следует выполнять тонкой кисточкой по готовому фону, беря для этого краску на полтона темнее или светлее основного фона. Определение композиции всего натюрморта также немаловажно, поскольку дети, как правило, начинают рисовать отдельные предметы, не соотнося их с другими. В результате получается, что часть из них не умещается в рамки листа или пространство остаётся полупустым из-за мелкого размера изображённых предметов.

Выполнив общую компоновку дети приступают к вычленению отдельных предметов в ней. Важно приучать детей выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. В первую очередь изображаются самые крупные предметы, затем более мелкие. При этом необходимо предметы, расположенные на переднем плане, выделить тоном (что ближе - то темнее, контрастнее, что дальше – то светлее) и если нужно, то перекрыть частично предметы, находящиеся на среднем плане или дальнем. Способность заслонять предметы один другим обуславливает формирование у детей умения строить многоплановые композиции не только при создании натюрморта, но и пейзажа, сюжетного рисунка.  

В этом возрасте детям пока ещё сложно передавать изображение с определённой точки зрения, поэтому натюрморт должен быть установлен так, чтобы они видели его с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если занятия проводятся с целой группой, то лучше организовать несколько постановок. При этом сами натюрморты могут отличаться друг от друга. Важно сохранить их общую направленность: количество предметов, их компоновка.

Характеризуя рисование детей средней группы по представлению, необходимо остановится на следующих особенностях.

В этом возрасте дошкольники стремятся закреплять полученные знания или приобретённые умения в свободной деятельности. А именно, рисунки, создаваемые на занятии, дети повторяют самостоятельно. Они как бы тиражирую образы. Поэтому целесообразно в процессе обучения использовать разноуровневые и разнохарактерные эскизы, демонстрирующие разные варианты реализации одной и той же темы. И тогда у детей появляется  возможность варьировать содержание и технику выполнения своих рисунков, которые обогащаются выразительными средствами благодаря и репродукциям. Большой ошибкой педагогов является то, что подбирая репродукции в качестве демонстрационного материала, они руководствуются непонятными критериями отбора произведений, считая, что одни из них могут быть показаны только в средней группе, а другие – в старшей. Одно и то же произведение может использоваться в разных возрастных группах. Всё зависит от задач, которые педагог решает на данном конкретном занятии. Так, например, почему не показать детям натюрморт «Букет цветов, бабочка и птица» Ф.П.Толстого в средней группе, если занятие посвящено выделению композиционного центра в натюрморте.

Наша боязнь, что дети не поймут, приводит искусственному упрощению и схематизму, что крайне пагубно сказывается на процессе творчества детей.

Показ  приёмов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где даётся новый материал. И в этом случае нужно чётко разграничивать, где идёт развитие изобразительной деятельности, а где творчества. Те занятия, которые направлены на отработку отдельных приёмов рисования, сложных по своему характеру и которые будут использоваться детьми на последующих занятиях, то, конечно, следует уделить максимум внимания формированию необходимого умения. Чтобы в ходе творческого задания ребёнок уже не тратил много времени на выполнение нужных элементов для достижения выразительности образа.

Одной из частых тем в средней группе является изображение предметов, состоящих из округлых форм. Например, снеговик, цыплёнок и т.д. Изначально нужно отработать с детьми получение круглой формы. После чего можно рассмотреть разные комбинации кругов, которые каждый раз по-новому раскрывают образ (снеговика, цыплёнка). Далее дети выбирают не самостоятельно не только ракурс изображения объекта, но и цветовую его характеристику. «Если цыплёнок трусоват – то какой оттенок жёлтого будет присутствовать в его окраске?» «А если он задиристый и крикливый?...» Таким образом, дети приучаются не просто копировать один и тот же рисунок, а стараться отразить характер своего героя. Сделать его, может быть, похожим на себя или своих близких, знакомых. В этом случае происходит не только творческое развитие, но и познавательно-эмоциональное, когда ребёнок учится анализировать различные состояния человека, проявления его характера и переносит их, благодаря символическому значению цвета, в создаваемый образ.

Ещё одной особенностью рисования детей данной возрастной группы является то, что они при выполнении своего рисунка уделяют внимание только главным для себя деталям. Так, изображая портрет мамы, ребёнок может забыть про уши, если они ничем особенным не выделяются, но зато он нарисует огромный рот (если она его ярко красит или громко разговаривает). С одной стороны, такая особенность говорит о неустойчивости образа, его, в определённой степени, изобразительной избирательности. Но с другой, это является показателем личного отношения на уровне символической детализации: мама очень часто кричит и громко разговаривает, значит, в понимании ребёнка, главным в образе становится рот, все остальные черты будут менее значимы. И соответственно часть из них останется не замеченной дошкольником.    

В декоративном рисовании также происходят изменения. Дети в средней группе не только создают определённый узор или орнамент, но изучают элементы и мотивы росписей.  В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисования. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рисунок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребёнок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью  обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Для его реализации необходимо использовать полотно обоев, которая закрепляется на стене. Далее дети расставляются по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской, имеющей негустую консистенцию. Затем по инструкциям педагога дети начинают постепенно совершать изобразительные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка поднимается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами…и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувствовать кинестетический характер ритма. Во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обуславливает в последующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок.

Использование художественного слова как метода обучения в средней группе занимает гораздо большее место, чем на предыдущих этапах.

Художественный образ, выделенный в литературном произведении можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в окружающей жизни. В этих случаях он должен прежде всего воздействовать на эмоциональную сферу детей и в то же время давать чёткую характеристику, раскрывающую внешние черты предмета, его признаки, свойства.

Анализ детских работ следует проводить также как и в младшей группе, т.е. в процессе рисования и в конце его, делая общее заключение о характере создаваемых образов. Однако в средней группе должна наличествовать более детальная характеристика достижений и неудач, о которых нужно косвенно, тактично, но объективно указывать дошкольникам, с целью исправления и предотвращения повторных ошибок.

Старший дошкольный возраст.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
  2. Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате смешения цветов.  
  3. Закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии.
  4. Продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.
  5. Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.
  6. Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.
  7. Продолжать учить приёмам рисования.
  8. Продолжать учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).
  9. Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.
  10. Продолжать учить рисованию с натуры.
  11. Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами.
  12. Учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приёмы.
  13. Продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом.
  14. Продолжать учить узоры на разных формах.
  15. Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.
  16. Учить сюжетному рисованию.

Развивающие:

  1. Закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков.
  2. Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях.
  3. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
  4. Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе создания образов.
  5. Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.
  6. Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс; орнамент; перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство; фактура; строение.
  7. Развивать память, воображение.  

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
  2. Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
  4. Продолжать воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.
  5. Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.
  6. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.
  7. Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

Особенности обучения.

В старшем дошкольном возрасте активность в процесс рисования принадлежит больше самим детям, поэтому необходимо уделять внимание развитию самостоятельного творчества дошкольников. Поскольку в этот период у детей уже имеется достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт, для того чтобы свободно сознательно экспериментировать над созданием выразительного образа в рамках определённой темы.

Развитие эстетического восприятия является одним из центральных вопросов в старшем дошкольном возрасте. В этой связи необходимо актуализировать процесс создания выразительного образа на основе воспринятых произведений искусства. Если раньше произведения живописи, графики использовались только с целью решения конкретных задач (ознакомление с колоритом, с формой, с жанрами и т.д.), то теперь важно подчеркивать в них взаимодействие всех выразительных средств, для того, чтобы дети видели, чувствовали и учились раскрывать главную идею образа, соподчиняя все компоненты изобразительной грамоты. Зачастую старшие дошкольники в процессе рисования стремятся, как можно детальнее рассмотреть центральный образ, при этом забывая о его взаимодействии с фоном, другими, менее значимыми объектами.

Рисуя иллюстрацию к сказке, Арина (6 лет) увлечённо изображала принцессу, не упуская даже таких мелочей, как колье на шее, кольца на пальцах рук. Когда же принцесса была готова, она очень быстро, не задумываясь, закрыла небрежно фон традиционными цветами (небо – голубое, трава – зелёная). При этом фон вокруг принцессы остался чистым листом бумаги, не закрытый никакими цветами. Когда педагог предложил подумать, какие оттенки наиболее всего подходят к образу принцессы, Арина сказала: «Любые. Главное же принцесса. И вообще я уже устала рисовать». Данный факт свидетельствует о том, что изначально ребёнок сконцентрировал своё внимание на отдельном объекте, а не целостной композиции.

Чтобы избежать подобных ошибок необходимо на примере произведений живописи и графики подчёркивать в них единство образа, соподчинённость его элементов. Чем чаще дети буду анализировать произведения, выделяя в них выразительные средства в их взаимодействии, тем правильнее будут построены их собственные композиции.    

Рисование с натуры также имеет свои качественные изменения. Во-первых, сами натурные постановки становятся гораздо сложнее и разнообразнее. В процессе обучения всё больше обращается внимание детей на правдоподобность изображения предметов, составляющих натюрморт.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе можно использовать комнатные растения, с крупными листьями и несложным строением; садовые и полевые цветы; плоды; ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя). Конечно, рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, однако при изображении таких постановок самое главное научить детей определять общую композицию натюрморта, и только потом, используя различные приёмы рисования выполнить отдельные его компоненты. Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, то натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы были видны все части.

В старшем дошкольном возрасте дети более осознано используют цвет, форму, композицию рисунка для создания динамичного образа. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла появляться случайно, то теперь она сознательно включается в образ. В процессе обучения передаче динами, необходимо раскрыть дошкольникам три правила. Первое: образ будет динамичным тогда, когда в рисунке используются в больших количествах диагональные и вертикальные линии. Второе: перед движущимся предметом оставляется пространство листа. Третье: движение изображается в самой характерной для него форме. Для большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела можно предложить детям самим принять ту позу, которую они затрудняются изобразить. Рассматривание и анализ характера поз и положений фигуры в пространстве сопровождается также обрисовывающими  жестами.

Большую роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, позволяющие отработать отдельные приёмы. Причём упражнения могут быть как составной частью занятия (использоваться в качестве предварительной работы), так и самостоятельным видом деятельности. Форма упражнений различна от простых словесных инструкций, которые дети последовательно выполняют, до рабочих тетрадей, которые размещаются в уголках творчества и используются детьми в свободной деятельности.

Педагогические эскизы также активно применяются педагогом. Отличие состоит в их количестве и сложности. Любой экспозиционный ряд должен быть рассчитан на разный уровень творческого развития детей. В нём необходимо не только отразить разные способы реализации одной темы, но и продемонстрировать динамику развития выразительного образа: от простого к сложному. В этом случае очень важно поддерживать инициативу детей выбирать сложные композиции для рисования. Однако стоит обратить внимание на такой момент: в старшем возрасте дети очень часто выбирают более легкий путь создания образа, не прилагая больших усилий. Для таких детей важно придумать проблемную ситуацию, стимулирующую творческие поиски, раскрывающие потенциал ребёнка.

В этом возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, возникающая в результате педагогически неверного обучения, когда дети привыкли рисовать только по образцу педагога. Зачастую эти образу содержат в себе долю схематизма, отличающего их от реальности. Видя эту разницу между воспринимаемым миром и рисунком, дети начинают испытывать сначала страх, что у них так же красиво не получится, а затем и нежелание что-либо рисовать. В этот период схематизм у многих детей превращает рисунок не в средство художественного самовыражения, а способ общения и игры. В работах также начинает проявляться половая принадлежность. Мальчики рисуют воинов, героев мультсериалов, оружие, сражения, спорт. Девочки выбирают в качестве сюжетов сказки о принцессах, портреты красавиц, своих близких, изображение животных, цветов и т.д. Однако даже при наличествующих приоритетах важно формировать у детей представление о многообразии сюжетов, способов изображения. С этой целью необходимо вводить новые техники, обучать новым приёмам или усложнять способы выполнения уже знакомых для того, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.  

Показ как метод обучения используется с детьми старшего дошкольного возраста в различных ситуациях. Он может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения какого-либо предмета, объекта и частичным, когда более углубленно демонстрируется отдельный приём.

Полный и частичный показ очень часто используется при обучении детей линейной перспективе при изображении городского пейзажа. Как показывает практика, город детьми изображается следующим образом: внизу листа проходит полоска, обозначающая дорогу, а над ней рисуются прямоугольные дома, разные по величине. Такой рисунок свидетельствует о наличествующем фризовом построении. Чтобы устранить, а лучше предотвратить подобную ситуацию можно целесообразнее вести обучение следующим образом.

На листе проводится линия горизонта, выполняется фон (небо и земля). Далее берутся две тонкие кисти, которые ставятся в одну точку, расположенную на линии горизонта. После этого по направлению к нижнему краю листа проводятся диагональные линии, расходящиеся в разные стоны от центральной точки. Линии рисуются до конца листа. Образовавшийся треугольник имитирует дорогу. По обе стороны от дороги изображаются дома, ракурс определяется ребёнком. Однако есть существенный момент. Архитектурные сооружения изображаются постепенно. Сначала изображаются дальние дома, близкорасположенные к линии горизонта, их размеры значительно меньшие по сравнению с архитектурой переднего плана. Затем те, которые расположены чуть ближе и так далее. Те дома, которые располагаются на переднем плане более контрастные, что создаёт дополнительный эффект перспективы. Для подчёркивания линейности можно нарисовать фонарные столбы, высота которых по мере удаления от переднего края уменьшается.    

        В декоративном рисовании изменения касаются в основном технической и содержательной сторон. Помимо усложняющихся приёмов в декоративных образах появляется сюжет. В этой связи представляется необходимым в процессе декоративного рисования детей активизировать их опыт построения композиции в сюжетном рисовании, учитывая специфику конкретной росписи или декоративного мотива.  

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить сам образ или ситуацию, в которой происходит действие. В этой связи полезно познакомить с таким явлением в искусстве как типизация, т.е. характеристикой определённого образа, имеющего отличительные черты. Например, для Бабы-Яги типично наличие ступы, метлы, горбатой спины, носа, похожего на крюк, растрёпанных волос и рваной, грязной одежды. Для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки. И так у многих сказочных персонажей. Однако при наличии типичных признаков, позволяющих узнать героя, сам образ может быть различен. То есть его характер, настроение, поза  и т.д. Домыслить образ, сделать его отличным от подобных – это задача для творческой личности. Поэтому, чтобы справиться с ней, дошкольнику необходимо не только владеть изобразительными умениями и навыками, но и обладать способностью преобразовывать имеющийся опыт в новую ситуацию.  

Иногда дети создают образы литературных героев, о которых они узнают только из произведения. В этом случае поле их фантазии не ограничивается какими-либо признаками, если только в произведении нет чётких указаний на внешнюю характеристику героя. Чтобы детям было легче продумывать композицию рисунка по мотивам литературного произведения, его следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Самостоятельно дети не всегда могут справиться с этим. Педагог в начале занятия разбирает с ними, какие сюжеты можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Можно предложить тему какого -.либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. В этом случае педагог косвенно направляет детей, давая им возможно самим проявить творчество.

Анализ своих работ в этом возрасте также не всегда объективен. В основном дети отмечают свои рисунки, работы друга или лидера. И только с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать объективную оценку. Однако вопрос о том, нужно ли, чтобы при всех были высказаны замечания по поводу ошибок, допущенных ребёнком. Как показывает практика, в этом возрасте дети очень ранимы и эмоционально переживают свои неудачи, они болезненно реагируют на критику. Конечно, это не означает, что всё время и за всё нужно хвалить. Нет. Но в каждой работе необходимо отмечать положительно, поскольку это стимулирует детей к дальнейшей деятельности. А вот ошибки корректировать, указывать нужно в процессе рисования ребёнка, а не на всеобщем обозрении. И даже отмечая неточности, нужно указывать возможные варианты исправления.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

С статье говорится о методиках , которыми можно воспользовать для обучении рисованию в разных группах....

Консультация для педагогов по теме «Методика обучения лепке в каждой возрастной группе»

Методика обучения лепке в каждой возрастной группеЛепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразител...

Организация рисования в каждой возрастной группе.

В материале представлени информация  по организации изобразительной деятельности в каждой возрастной группе. Описаны методы и приёмы взаимодейсвтия с детьми....

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Лепка детей младшего дошкольного возраста: задачи, содержание, методика Занятия по лепке в учреждении дошуольного образования начинаются с 1 младшей группы. Характеристика работ: неотчетлива...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

Виды лепки.1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшк...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразительный материал: пластилин, глина, тесто и друг...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе...