Методика обучения лепке в каждой возрастной группе
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Лепка детей младшего дошкольного возраста: задачи, содержание, методика

 

Занятия по лепке в учреждении дошуольного образования начинаются с 1 младшей группы.

Характеристика работ:

  •  неотчетливая форма изображения (дети работают всей кистью руки, т. к. движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы + не владеют зрительным контролем за результатом своей работы).

В этом возрасте дети знакомятся со свойствами глины (вязкость, пластичность, масса) и производят игровые действия с ней: отрывают от общего кома большие и маленькие комочки, нагромождают их один на другой, расплющивают о доску и т. д. Этот период увлечения свойствами глины называется доизобразительный.

Изобразительный период начинается с освоения материала под руководствам воспитателя. Он характеризуется:

  • осмысленным видоизменением материала;
  • ассоциацией полученных форм со знакомыми предметами;
  • созданием простых форм по заданию воспитателя: палочки, столбики, колечки, пирамидки, грибы.

 

Задачи и содержание.

Обучение лепке в 1 младшей группе сводится в основном к образовательным задачам:

  • содействовать формирофанию интереса к лепке;
  • знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный);
  • учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать, лепить за столом);
  • обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять);
  • учить лепить несложные предметы (палочки, мячик).

Малышей увлекают различные действия с глиной. Однако возникающий интерес к свойствам глины воспитатель должен направлять на изображение конкретных предметов (иначе ребенок будет разбрасывать ее, размазывать по столу).

Освоив элементарные действия с глиной, дети овладевают умением лепить предметы простейшей формы:

  • на 1 этапе они учатся изображать цилиндрическую форму: столбики, карандаши, палочки (глина раскатывается между ладонями произвольными движениями). Т. к. зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, изобразительный материал получится разной длины и толщины. Это не имеет значение. Главное – закрепить движение, которое даст возможность получить цилиндрическую форму.
  • научить детей изображать шаровидную форму (шарик, мяч, апельсин и т. д.). Здесь также необходимо добиваться четкости формообразующего движения рук. Ребенок производит сложные движения, требующие зрительного контроля и слаженности действий обеих рук.
  •   когда дети освоят лепку предметов цилиндрической и шаровидной формы, они учатся лепить диск (лепешку. печенье). Форма получается от расплющивания шара между ладонями.
  • Программа данной группы включает и лепку предметов, состоящих из форм, получению которой уже обучились дети 
  • забор из нескольких столбиков;
  • баранка из согнутого столбика;
  • погремушка из столбика и шара.

Повторные занятия с одним и тем же программным содержанием воспитателем разнообразит вариантами заданий (лепка кранд., столбиков для забора).

Кроме задач учебного характера педагог на каждом занятии ставит задачи развития у детей желания лепить самостоятельно.

Одновременно решаются и задачи воспитательного характера:

  • формирование совместной работы;
  • учить работать с глиной аккуратно на доске;
  • мыть руки после занятия.

 

Методы и приемы обучения

 

В начале года, когда дети еще не привыкли  к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5-6 детей). Воспитатель медленно показывает и объясняет необходимые действия с глиной.

Первые занятия проводятся по 5-8 минут с каждой подгруппой. После ознакомления с материалом (глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой длительность фронтового занятия 10-12 минут. Часть занятия воспитатель проводит как демонстрация процесса изобразительного знакового предмета. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения:

  • большое значение имеет не только показ, но и объяснение каждого действия (когда раскатываешь глину между ладонями вперед и назад, получается столбик);
  •  воспитатель сидит за столом. Перед ним – доска с подготовленной глиной. Дети рассаживаются полукругом. Воспитатель лепит 2-3 предмета, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.
  •  Использование игровых приемов (перед лепкой мяча можно предложить детям поиграть с маленькими мячами, покатать их между ладонями).  Игровые приемы используются и в работе с теми детьми, у которых не получается необходимые движения
  • может быть использовано и обыгрывание полученных изделий (покатать вылепленный мячик по дорожке возле вылепленного заборчика поставить мелкие игрушки).

Занятия по лепке в 1 младшей группе носят предметный характер, т. к. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Пока дети не освоят способов лепки, задание им дает воспитатель. По мере приобретения и работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу. Однако эти занятия сложны и требуют подведения, активизации с наводящих вопросов.

Пример. У меня есть шарик и столбик. Что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?

Если дети затрудняются дать ответ, воспитатель сам подсказывает результат и демонстрирует готовый предмет.

  • оценка деятельности детей. В целом дается положительная оценка, стимулируется желание работать с глиной:
  • большое значение имеет правильно подготовительный материал и оборудование
  • глина (один шарик диаметром 5 см на каждого)
  • плотно лежашие на столе толстые доски (толщина 1 см) или кафельные плитки (15х15 см)

куски пленки, картона не рекомендуется использовать, т. к. у детей появляется желание поиграть этими предметами.

Занятия по лепке в 1 младшей группе проводят 1 раз в неделю.

 

 

2 младшая группа

 

Дети 2 младшей группы подготовлены к занятию по лепке.

  • знакомы с материалом:
  • владеют простейшими способами лепки получения цилиндра, шара, диска.
  • испытывают чувство радости работы с пластичным материалом.

Однако у них:

- отсутствует четкая связь между        движениями руки и формой:

  • нет устойчивости в замысле:
  • недостаточно закреплены гигиенические правила.

В связи с этим во 2 младшей группе в основном закреплены основные изобразительные умения, но предлагается внимание уделять самостоятельной работе детей.

Дети должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество».

Задачи:

  • побуждать детей лепить:
  • воспитывать эстетические чувства:
  • учить во время лепки обращать внимание на форму предмета и величину.

Задачи обучения четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей.

I кв.

Для осуществления указанных задач воспитатель проводит ряд занятий – упражнений, цель которых – обучить закреплять простые предметы (столбики, палочки, каранд.)

Следующий этап – изменение знакомого предмета для получения другого (палочки сворачиваются в колечки, баранки). Одновременно с изобразительными умениями воспитатель учит детей правилам работы с глиной (лепить на доске, засучивать рукава, по окончанию - мыть руки).

После освоения лепки столбика и кольца дети учатся лепить предметы округлой формы (скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями). В процессе занятия дети лепят шары, мячи, яблоки, апельсины, вишни.

II кв.    

В этом квартале дети вначале учатся изображать дискообразные предметы приемам расплющивания шарообразной формы между ладонями.

 Пример.  Лепешка, пряники

Можно предложить детям украсить вылепленные предметы. Добиваться  от детей не хаотичного, а ритмичного расположения узора.

Помимо плоскостного украшения дети могут делать и объемные .

Пример. Торт для кукол (маленькие шарики по краю, сетка из столбиков).

III кв.

Детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей (самолет, снеговик, неваляшка, птичка).

В лепке снегов используется не более 2 деталей. При изображении неваляшки добавляются маленькие шарообразные руки, уши – путем прищипывания.

Детям предлагают для создания выразительности образов использовать подрисовку глаз, носа, рта.

IV кв.

В летнее время закрепляются умения, полученные в течении предыдущих з-х кварталов.

Пример. Дети лепят вишни (шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи, фрукты.

Дети 3-4 лет уже в большей степени могут лепить по замыслу:

  •  жизненный опыт
  • осозн. исп. приобретае способы лепки

Однако замысел еще неустойчив, часто отклон. от темы из-за незнания способов лепки. Задача воспитателя направлять детей на выполнение первоначально задуманного изображения.

Методы и приемы.

Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методу.

  • рассматривание натуры;
  • обследование 

Движение. 1.  Покатать предмет между ладонями (круговыми движениями – шар, произвольными движениями - цилиндр)

Основные части. 2. Сложные предметы, состоящие из нескольких частей: обследуются сначала основной частью (туловище, голова), затем мелкие (руки, ноги).

Прон.  Большое значение имеет уточнение пространственного соотношения частей.

           Пример.  Туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, руки совсем маленькие.

Количество частей. Кроме того, анализируется и количество частей:

          Пример. Одно туловище, одна голова, две руки.

Во II младшей группе учат делать первоначальное обобщение: освоив форму шара, увидеть ее в других предметах (апельсин, яблоко, ягода).

  • на первых занятиях по лепке воспитатель должен показать приемы изображения и объяснить их. (действия должны быть четкими и понятными):
  • показ движений в воздухе (для закрепления движений):
  • игровые приемы (игровые ситуации, обыгрывание готовых изображений):
  • анализ носит обобщенный характер, однако некоторым детям можно указать на недостатки.

 

Средняя группа 

  • повысилась регулирующая роль речи (характерная особенность развития детей 5 года жизни в связи с расширением словарного запаса):
  • можно выделить некоторые функциональные признаки предмета – это облегчает процесс изображения:
  • концентрируют внимание во время объяснения

  Однако: 

- еще не владеют всеми способами изображения:

  • не имеют четкого представления о предметах, их    форме и строении.

Задачи: 

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой;
  • развивать активность мышления и воображения, координацию движений рук (лепить всей кистью руки и пальцами);
  • уточнять представление о форме предмета, строении, деталях и учить передавать эти представления в лепке;
  • развивать эстетические чувства ритма, симметрии, пропорций, эстетического восприятия формы;
  • технические умения: уметь лепить форму концами пальцев, сглаживая, плотно скреплять части, мелкие детали выполнять с помощью палочки или прищипыванием.

 

Прохождение программы

I кв.

На первых занятиях детям предлагают раскатывать как глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. (это занятие на закрепление способов лепки).

Дети учатся не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы (овальная удлиненная – у моркови).

Т. о., в 1 кв. дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.

II кв.

Детям предлагается лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей (кукла, кролик, кошка, заяц, мишка).

Чтобы понять строение фигуры человека, дети учатся лепить снеговиков (в мл. гр. – из 2 шаров, в средней – из трех: больше, поменьше и самый маленький). Дети могут изобразить руки и другие детали (шапку, глаза, рот, нос). Особое внимание – на соединение частей – плотное.

Постепенно задачи усложняются: детей учат изображать животных.

              Пример. Кошка – начинают лепить    с   туловища овальной формы, затем – голова и хвост; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, т. к. у сидящей кошки их почти не видно).

 Закрепление технических приемов: заострять и закреплять конец столбика, защипывать края диска для создания красивой формы.

      Пример. 1) заостренная – морковь

                     2) защепленные – пирожки, блюдце 

III кв.

Дети учатся оттягивать глину при лепке мелких деталей, вдавливать для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части, замазывая места скрепления.

Дети учатся изображать цыпленка, птичку, рыбку из целого куска. По желанию с помощью стеки или путем нелепа (накладывается на поверхность) изображения (чешуя, перья).

Дети учатся лепить посуду 2 способами:

  • вдавливанием пальцами округлой или цилиндрической формы (стакан, кружка);
  • отгибанием краев у расплющенной формы (тарелка, блюдце).

Ручки соединяют с помощью нового способа – прилазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.

IV кв.

В летний период происходит закрепление приобретенного умения. Повторная лепка уже изображавшихся предметов +

       Пример. Мышка, ежик, блюдо с ягодами, корзинка с грибами, посуда

Все занятия в течении года носят предметный характер. Часть из них проводится по заданию воспитателя, часть – по собственному замыслу детей.

    Методы и приемы обучения

              В основном используются приемы:

  1. активизирующие внимание детей во время лепки;
  2. расширять представления об окружающих.
  • рассмотрение предметов и  наблюдение явлений окружающей жизни (как плавают рыбки, как поют птицы).
  • анализ рез. Работ проводится в форме короткой беседы (обращать внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_lepke.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ

В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Лепка детей младшего дошкольного возраста: задачи, содержание, методика

Занятия по лепке в учреждении дошуольного образования начинаются с 1 младшей группы.

Характеристика работ:

  •  неотчетливая форма изображения (дети работают всей кистью руки, т. к. движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы + не владеют зрительным контролем за результатом своей работы).

В этом возрасте дети знакомятся со свойствами глины (вязкость, пластичность, масса) и производят игровые действия с ней: отрывают от общего кома большие и маленькие комочки, нагромождают их один на другой, расплющивают о доску и т. д. Этот период увлечения свойствами глины называется доизобразительный.

Изобразительный период начинается с освоения материала под руководствам воспитателя. Он характеризуется:

  • осмысленным видоизменением материала;
  • ассоциацией полученных форм со знакомыми предметами;
  • созданием простых форм по заданию воспитателя: палочки, столбики, колечки, пирамидки, грибы.

Задачи и содержание.

Обучение лепке в 1 младшей группе сводится в основном к образовательным задачам:

  • содействовать формирофанию интереса к лепке;
  • знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный);
  • учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать, лепить за столом);
  • обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять);
  • учить лепить несложные предметы (палочки, мячик).

Малышей увлекают различные действия с глиной. Однако возникающий интерес к свойствам глины воспитатель должен направлять на изображение конкретных предметов (иначе ребенок будет разбрасывать ее, размазывать по столу).

Освоив элементарные действия с глиной, дети овладевают умением лепить предметы простейшей формы:

  • на 1 этапе они учатся изображать цилиндрическую форму: столбики, карандаши, палочки (глина раскатывается между ладонями произвольными движениями). Т. к. зрительный контроль еще не выработан, а движения рук недостаточно координированы, изобразительный материал получится разной длины и толщины. Это не имеет значение. Главное – закрепить движение, которое даст возможность получить цилиндрическую форму.
  • научить детей изображать шаровидную форму (шарик, мяч, апельсин и т. д.). Здесь также необходимо добиваться четкости формообразующего движения рук. Ребенок производит сложные движения, требующие зрительного контроля и слаженности действий обеих рук.
  •   когда дети освоят лепку предметов цилиндрической и шаровидной формы, они учатся лепить диск (лепешку. печенье). Форма получается от расплющивания шара между ладонями.
  • Программа данной группы включает и лепку предметов, состоящих из форм, получению которой уже обучились дети  
  • забор из нескольких столбиков;
  • баранка из согнутого столбика;
  • погремушка из столбика и шара.

Повторные занятия с одним и тем же программным содержанием воспитателем разнообразит вариантами заданий (лепка кранд., столбиков для забора).

Кроме задач учебного характера педагог на каждом занятии ставит задачи развития у детей желания лепить самостоятельно.

Одновременно решаются и задачи воспитательного характера:

  • формирование совместной работы;
  • учить работать с глиной аккуратно на доске;
  • мыть руки после занятия.

Методы и приемы обучения

В начале года, когда дети еще не привыкли  к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5-6 детей). Воспитатель медленно показывает и объясняет необходимые действия с глиной.

Первые занятия проводятся по 5-8 минут с каждой подгруппой. После ознакомления с материалом (глиной) приступают к фронтальным занятиям со всей группой длительность фронтового занятия 10-12 минут. Часть занятия воспитатель проводит как демонстрация процесса изобразительного знакового предмета. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения:

  • большое значение имеет не только показ, но и объяснение каждого действия (когда раскатываешь глину между ладонями вперед и назад, получается столбик);
  •  воспитатель сидит за столом. Перед ним – доска с подготовленной глиной. Дети рассаживаются полукругом. Воспитатель лепит 2-3 предмета, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.
  •  Использование игровых приемов (перед лепкой мяча можно предложить детям поиграть с маленькими мячами, покатать их между ладонями).  Игровые приемы используются и в работе с теми детьми, у которых не получается необходимые движения
  • может быть использовано и обыгрывание полученных изделий (покатать вылепленный мячик по дорожке возле вылепленного заборчика поставить мелкие игрушки).

Занятия по лепке в 1 младшей группе носят предметный характер, т. к. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Пока дети не освоят способов лепки, задание им дает воспитатель. По мере приобретения и работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу. Однако эти занятия сложны и требуют подведения, активизации с наводящих вопросов.

Пример. У меня есть шарик и столбик. Что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?

Если дети затрудняются дать ответ, воспитатель сам подсказывает результат и демонстрирует готовый предмет.

  • оценка деятельности детей. В целом дается положительная оценка, стимулируется желание работать с глиной:
  • большое значение имеет правильно подготовительный материал и оборудование
  • глина (один шарик диаметром 5 см на каждого)
  • плотно лежашие на столе толстые доски (толщина 1 см) или кафельные плитки (15х15 см)

куски пленки, картона не рекомендуется использовать, т. к. у детей появляется желание поиграть этими предметами.

Занятия по лепке в 1 младшей группе проводят 1 раз в неделю.

2 младшая группа

Дети 2 младшей группы подготовлены к занятию по лепке.

  • знакомы с материалом:
  • владеют простейшими способами лепки получения цилиндра, шара, диска.
  • испытывают чувство радости работы с пластичным материалом.

Однако у них:

- отсутствует четкая связь между        движениями руки и формой:

  • нет устойчивости в замысле:
  • недостаточно закреплены гигиенические правила.

В связи с этим во 2 младшей группе в основном закреплены основные изобразительные умения, но предлагается внимание уделять самостоятельной работе детей.

Дети должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество».

Задачи:

  • побуждать детей лепить:
  • воспитывать эстетические чувства:
  • учить во время лепки обращать внимание на форму предмета и величину.

Задачи обучения четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей.

I кв.

Для осуществления указанных задач воспитатель проводит ряд занятий – упражнений, цель которых – обучить закреплять простые предметы (столбики, палочки, каранд.)

Следующий этап – изменение знакомого предмета для получения другого (палочки сворачиваются в колечки, баранки). Одновременно с изобразительными умениями воспитатель учит детей правилам работы с глиной (лепить на доске, засучивать рукава, по окончанию - мыть руки).

После освоения лепки столбика и кольца дети учатся лепить предметы округлой формы (скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями). В процессе занятия дети лепят шары, мячи, яблоки, апельсины, вишни.

II кв.   

В этом квартале дети вначале учатся изображать дискообразные предметы приемам расплющивания шарообразной формы между ладонями.

 Пример.  Лепешка, пряники

Можно предложить детям украсить вылепленные предметы. Добиваться  от детей не хаотичного, а ритмичного расположения узора.

Помимо плоскостного украшения дети могут делать и объемные .

Пример. Торт для кукол (маленькие шарики по краю, сетка из столбиков).

III кв.

Детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей (самолет, снеговик, неваляшка, птичка).

В лепке снегов используется не более 2 деталей. При изображении неваляшки добавляются маленькие шарообразные руки, уши – путем прищипывания.

Детям предлагают для создания выразительности образов использовать подрисовку глаз, носа, рта.

IV кв.

В летнее время закрепляются умения, полученные в течении предыдущих з-х кварталов.

Пример. Дети лепят вишни (шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи, фрукты.

Дети 3-4 лет уже в большей степени могут лепить по замыслу:

  •  жизненный опыт
  • осозн. исп. приобретае способы лепки

Однако замысел еще неустойчив, часто отклон. от темы из-за незнания способов лепки. Задача воспитателя направлять детей на выполнение первоначально задуманного изображения.

Методы и приемы.

Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методу.

  • рассматривание натуры;
  • обследование  

Движение. 1.  Покатать предмет между ладонями (круговыми движениями – шар, произвольными движениями - цилиндр)

Основные части. 2. Сложные предметы, состоящие из нескольких частей: обследуются сначала основной частью (туловище, голова), затем мелкие (руки, ноги).

Прон.  Большое значение имеет уточнение пространственного соотношения частей.

           Пример.  Туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, руки совсем маленькие.

Количество частей. Кроме того, анализируется и количество частей:

          Пример. Одно туловище, одна голова, две руки.

Во II младшей группе учат делать первоначальное обобщение: освоив форму шара, увидеть ее в других предметах (апельсин, яблоко, ягода).

  • на первых занятиях по лепке воспитатель должен показать приемы изображения и объяснить их. (действия должны быть четкими и понятными):
  • показ движений в воздухе (для закрепления движений):
  • игровые приемы (игровые ситуации, обыгрывание готовых изображений):
  • анализ носит обобщенный характер, однако некоторым детям можно указать на недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе.

Статья расрывает задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе....

Доклад.Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и методику обучения ходьбе в разных возрастных группах.

Ходьба-как вид движения. Раскрыть содержание и  методику обучения ходьбе в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов по теме «Методика обучения лепке в каждой возрастной группе»

Методика обучения лепке в каждой возрастной группеЛепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразител...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

Виды лепки.1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшк...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразительный материал: пластилин, глина, тесто и друг...

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

Методика обучения лепке в каждой возрастной группе...

Семинар "Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах детского сада"

Представлено содержание и методика обучения лепки в разных возрастных группах детского сада, приемы руководства....