Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.
консультация по теме

Жучкова Валентина Сергеевна

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._dlya_vospitateley.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей:

 

 

Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к 
русской культуре, пребывающей в 
некоторой степени в кризисе.

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и её надо воспитывать с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость.

Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубы белые.

Выйдет котя в огород – 

Всполошится весь народ, 

И петух и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,

Давай солнышко-колоколнышко.»

Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:

От топыта копыт пыль по полю летит.

«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь - не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Баран - буян залез в бурьян.

 У осы не усы, а усики.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Соломы воз возница вёз.

На возу коза. Под возом лоза.

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте  действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка...». Использую мирилки:

 

«Мирись – мирись

И больше не дерись,

- А если будешь драться,

- Я буду кусаться,

- А кусаться ни почём,

- Буду драться - кирпичом,

- А кирпич сломается,

- Скоро дружба - начинается»!

Проводите с детьми небольшие театрализованные представления в сказках «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба», где дети надевают маски дети ещё не совсем до конца понимают смысл всего происходящего, но им нравится переодеваться, играть в эти игры.

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами казачьего фольклора»

Знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым,  своего народа. Глубже познакомиться  с методами, приёмами и способами  воспитания детей пат...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В статье рассказывается о овладении детьми дошкольного возраста навыками рисования, обогащения техники рисования через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Яркие образы народных иг...