«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами казачьего фольклора»
консультация

Иванова Светлана Юрьевна

Знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым,  своего народа. Глубже познакомиться  с методами, приёмами и способами  воспитания детей патриотических чувств, через музыку.  Проблема патриотического воспитания   с каждым годом приобретает  острую актуальность. Суть нравственно-патриотческого воспитания  состоит в том, чтобы  посеять и взрастить в детской душе  семена любви к родной природе, к родному краю, деиу и своей семье,  к истории и культуре страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

«Только тот, кто любит, ценит и  уважает  накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                           С.Михалков

2слайд

 Человечество шагнуло в XXI век, век развития гуманитарной культуры,

ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с

позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в

«центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к

культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в

которой он проживает» (Статья 29), -  сказано в Конвенции о правах ребенка.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много противоречивых событий в жизни людей, в политике, в управлении.

Потеряны старые моральные ценности и идеалы, а новые неоднозначны и

зачастую навязаны культурой, далекой от нашей национальных традиций.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-

нравственного воспитания детей.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика

человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности,

формируются первоначальные этические представления. В старшем

дошкольном возрасте появляется интерес к явлениям общественной жизни.

Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше

узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Известно, Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и

живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать

ее историю, культуру, традиции, достопримечательности, заветные уголки,

выдающихся людей,  в том числе защитников Отечества (живущих и

погибших). А, значит, есть необходимость в глубоком изучении духовного

наследия своего народа в целом и своих земляков, поскольку с каждым

новым поколением и дети, и их родители всё меньше знают об истоках,

традициях своей малой Родины. 

                                                 

3 слайд

История нашей Амурской области неразрывно связана с казачеством.

 Несмотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу казачьего народа, к счастью, пока ещё сохранились некоторые свои культурные традиции.

Прекрасна Амурская  земля. Кто хотя бы раз встречал рассвет на берегу

реки, кто видел наши поля, леса,  тот никогда не забудет наш Амурский край.

4 слайд

Я  считаю, что введение регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников  призвано познакомить детей и их родителей с опытом  казачьей культуры, её  нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой Родине? Этот вопрос я  ставила не один раз, работая с детьми.

Одна из ведущих задач работы с детьми – воспитание уважения и

положительного отношения к духовно-нравственным ценностям казачьей

народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Осуществление образовательной работы проходит по трем

направлениям:

* Создание предметно-развивающей пространственной среды по

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

* Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами

казачьего фольклора;

* Внедрение в педагогическую практику ДОУ разнообразных форм,

методов работы по приобщению детей к традициям казачества во всех

возрастных группах.

* знакомство с малыми фольклорными формами казачьей культуры.

Данная программа реализуется в образовательных областях "Социально-коммуникативное", «Речевое» и «Художественно-эстетическое».

5 слайд

Одной из основных  форм работы являются фольклорные  развлечения, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы  фольклора.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает

«народная мудрость».

В устном народном творчестве сохранились особенные черты казачьего характера, присущие ему нравственные качества, представления о доброте и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным  казачьим фольклором начинается с малых фольклорных  форм: частушек,  потешек,  прибауток, считалок,  приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, народных игр.

Произведения детского казачьего фольклора (музыкального и устного народного) используются мною на музыкальных занятиях, а также в кружковой работе со старшими дошкольниками. Их специфика очень проста, образна, мелодична, поэтому дети этот материал быстро усваивают.

6 слайд

Казачий фольклор по своему содержанию неразрывно связан с русским народным фольклором. В нем также основными фольклорными жанрами являются народные песни, пословицы, поговорки, игры, загадки, частушки, хороводы.  

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям: посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки,  танцы, игры – драматизации, викторины и т. д.

7 слайд

Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр –

детские казачьи игры. Они подразделяются на два вида: подвижные и хороводные. В подвижных казачьих играх разрешалось

принимать участие только мальчикам, т.к. эти игры несли в себе чисто

военное начало и проявляют идею мужского воспитания казачат с малых лет

– воспитание мужчины, защитника, настоящего казака.

Были у казаков и более спокойные игры, в которых разрешалось участвовать девочкам-казачкам (например, хороводная игра «Заря-зарница» или «Золотые ворота»). Хороводные игры развивают чувство коллективизма, толерантности и умение двигаться по сигналу.

Знакомство   с казачьей народной культурой,  помогает детям  становиться

более раскованными и общительными, уверенными в своих силах,

эмоционально отзывчивыми. Сегодня казачество возрождается, как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни и формирования казачества как субэтноса. Предпринимаются попытки заглянуть в историю, чтобы определить – кто такие казаки и какое место занимают они в истории.

В традициях казачества  выделяют  тенденцию защиты Отечества, в

целом святой Руси и духовные установки на семейные ценности

(трудолюбие, почитание старших, забота о младших).

Очень интересны для ребят совместные праздники, проводимые вместе с Военно – патриотическим клубом Сотник.   Ребята  казачата приносили казачье оружие, его можно было потрогать, попрактиковаться. А как владеют этим оружием, было показано на показательном выступлении.

Очень  впечатляющим  был праздник, когда в гости к ребятам приехали представители Амурского  Окружного Казачьего Общества.

Они  провели с ребятами беседу, показали казачье оружие, а еще играли с ребятами в казачьи игры. На память подарили эксклюзивный мультфильм про Албазинский острог. Который, как вы знаете,  был одним из первых поселений на Амурской земле.

8 слайд

Методы и приемы, реализуемые в работе:

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото

• Практическая деятельность

Совместная деятельность  предусматривает различные формы работы:

• Речевое общение

• Игры, театрализация

• Наблюдения, экскурсии

• Встречи с интересными людьми

• Совместные праздники  с ВПК Сотник

• Практическая, продуктивная деятельность

• Праздники, развлечения

• Проекты

Календарно – перспективный план.

Сроки

Тема

Содержание работы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Амурская природа

Рассмотреть картинки, фотографии с изображением Амурской природы. Картины Амурских художников.

Познакомить с растительным и животным миром Амурской области.

Растения и животные, занесённые в Красную книгу Амурской области.

Онлайн – путешествие в Зейский заповедник.

Провести День  амурского тигра  

(показ мультфильма «Тигрёнок на подсолнухе», презентация)

Итог: Нарисовать рисунок с любым животным Амурской области.

Разучить игру «Золотые ворота»

Экскурсия в библиотеку.

Разучивание стихотворений Амурских поэтов.

Создание фотоальбома «Природа Амурской области.

Декабрь,

Январь.

февраль

История Амурской области.

Знакомить с историей Албазинского острога. Показ мультфильма. Фотографий.   С каким государством граничит наша Амурская область. Кто охраняет границу? Рассмотреть фотографию «Пограничник с собакой» в г.Благовещенске. Знакомство с оружием казаков.

Итог: Нарисовать рисунок «Пограничник с собакой»

Разучить танец «Казачата»

Совместное развлечение с ВПК «Сотник»

Создание папки-раскладки «История и быт Амурских казаков»

Март,

Апрель,

Май

Казак на службе Родины!

Уточнить, в какой области мы живём, какой город в нашей области главный – столица Приамурья. Закрепить знания о государственной символике (флаг, герб, гимн)

Изучение быта Амурских казаков. Гимна казаков.

Посетить музей космодрома «Восточный», беседы о дне космонавтики.  Беседы о Великой Отечественной войне, о значимости нашей Победы. Беседы о местных жителях, участниках ВОВ.

Итог:

Военно – патриотическая игра «Зарница».

Июнь,

Июль
Август.

«Семь чудес земли Амурской»

Знакомство с городами Амурской области, с промышленностью, об особенностях Амурской области, её коренных народностях. Знакомство с  творчеством детских амурских писателей. Знакомство с казачьим костюмом, бытом Амурских казаков, творчеством (потешки, прибаутки, сказки)

Итог:

Театрализованное представление по произведениям амурских писателей.

Планируемый результат

1. Ориентирование  семьи на патриотическое воспитание детей средствами казачьего фольклора.

Ознакомление  с историей и символами родного края,  Амурского  казачества (коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото)

-историческое прошлое Амурских  казаков;

-мирная жизнь казаков;

-казак – воин на службе Отечества.

2.Воспитание  уважение к воинам, защищающим нашу страну.

(Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Амурского  казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе)

3. Испытывает  гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.

4.Развитие  таких черт характера, как:  дружба, товарищество, честность, скромность, гостеприимство, уважение к старшим, женщине: матери, сестре, жене.

5.Воспитание  соревновательных  качеств, чувства взаимовыручки и поддержки, а так же качеств будущего воина: смелости  храбрости.

6.  Развитие желания перенимать и хранить народные традиции.

7.Содействие  непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Данная работа содержит обобщение опыта по формированию патриотических чувств через занятия физической культурой. В ней представлены методические рекомендации и краткосрочный проект "День Защитника Оте...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора....

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...