Кружок по экологии"Цветик-семицветик"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Жигалко Валентина Ивановна

Я составила и написала рабочую программу кружка по экологическому воспитанию. В программе расписаны цели и задачи по месяцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tsvetik-semitsvetik.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Рабочая программа

по экологическому развитию

«Цветик-семицветик»

  г. Кемерово

УТВЕРЖДЕНА

«___»_____________20___г.

на педагогическом совете

МБДОУ №165

Составитель: Жигалко В.И., воспитатель МБДОУ № 165

Рабочая программа по экологическому развитию «Цветик-семицветик», 2013 г.,  10 страниц.

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Кружок «Цветик-семицветик»  имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных рабочей программой кружка «Цветик-семицветик», развиваются следующие области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, труд, физическая культура. В основу содержания кружка «Цветик-семицветик» легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка «Цветик-семицветик» - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка  призвана решать следующие задачи:

1. Развивать  у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представления и элементарные понятия об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Способствовать развитию опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  1. Дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявляют  интерес, доброжелательность и бережливость к природным явлениям и объектам;
  3. Помогают друг другу, бережно, проявляют творчество.

Методы, используемые для реализации работы кружка «Цветик-семицветик»

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- инсценировка сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- загадывание загадок;

- беседы с элементами диалога;

- обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

- внесение игрушки.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка.

- сбор и  оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Итоговые занятия могут проходить в форме: викторин, конкурсов, тематических вечеров, обобщающих бесед, выставок.

Разделы программы построены по временам года и в соответствии с тематическим планом МБДОУ №165 «Детский сад общеразвивающего вида».

    При построении системы работы экологического кружка особое внимание необходимо обратить на следующие направления.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

    Кружок работает в течение учебного года с октября по май, один раз в неделю – четверг. Количество детей, посещающих кружок 24 человека, занятия проходят по подгруппам. Возраст детей от 6 до 7 лет.

Тематический план

Тема

Кол-во занятий

Сроки

1

2

3

4

Цветы на участке осенью

Что нам осень подарила

Насекомые осенью

Деревья и кустарники на участке дет. сада.

1

1

1

1

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

5

6-7

8

Синичкин праздник-12 ноября

Животные леса осенью

Солнце в жизни человека

1

2

1

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

9

10-11

12

Хвойные деревья (ель, сосна)

Весёлый снеговик

Декоративные домашние рыбки

1

2

1

Декабрь

Декабрь

Декабрь

13

14-15

Растения лекари

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

1

2

Январь

Январь

16

17

18

19

Способы ухода за комнатными растениями

Мороз - удивительный художник

Дикие звери зимой

Домашние животные

1

1

1

1

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

20

21-22

23

Плыли по небу тучки

Ветер-невидимка

Птицы прилетели

1

2

1

Март

Март

Март

24

25-26

27

К нам весна шагает быстрыми ногами

Огород на окне

Кому нужна вода

1

2

1

Апрель

Апрель

Апрель

28

29

30

31

Насекомые весной

Цветущие деревья

Где прячется крахмал?

Посадка рассады на клумбы участка

1

1

1

1

Май

Май

Май

Май

Содержание работы кружка

Тема

Задачи

Содержание

Методы

1

Цветы на участке осенью

Закрепить знания детей об осенних цветах, отличие по внешности, виду, стадии созревания семян. Уточнить представление детей о садовых работах осенью.

Понятие об осенних садовых цветах.

Виды цветов. Название цветов. Сбор семян.     Работа       взрослых осенью.

Загадывание загадок.

Наблюдение.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

2

Что нам осень подарила

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Развивать представление о среде обитания: сад-огород.

Уточнить знания детей об уходе за овощами.

Понятие о фруктах и овощах.  Польза    овощей,          фруктов. Среда обитания: сад-огород.

Чтение стихотворения

«Здравствуй осень».

Беседа: «Что растёт на грядке»

Наблюдение.

Заучивание стиха

«Что растёт на нашей грядке»

3

Насекомые осенью

Развивать представление детей о насекомых, умение устанавливать причинно-следственные связи (время года, поведение насекомых)

Насекомые. Поведение насекомых в осенний период.

Загадывание загадок.

Наблюдение.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

4

Деревья и кустарники на участке д/сада

Способствовать формированию представлений детей о            деревьях  и                 кустарниках,   сезонных изменениях, развивать умение обобщать по существенным признакам.

Деревья и кустарники на участке детского сада.

Сезонные изменения.

Чтение стихотворения

«Осенние листочки»

Наблюдение.

Физминутка.

«Мы – осенние листочки».

Викторина «Зелёный друг»

5

Синичкин праздник-12 ноября

Познакомить с   зимующими птицами

синицей, воробьём, сорокой, вороной.

Закрепить, как изменяется жизнь синиц осенью

Понятие о зимующих птицах (синицах, воробьях, сороках, воронах).

Жизнь синиц осенью

Подкормка птиц.

Наблюдение.

Беседа о птице-синице.

Подвижная игра: «Птичка и кот»

Лепка синички.

6-7

Животные леса осенью

Закрепить знания детей о лесных обитателях. Развивать у детей представление о

последовательности событий в жизни лесных зверей.

Лесные животные.

Жизнь лесных зверей осенью. Сезонные изменения:     поведение,

питание, окрас.

Беседа о лесных зверях. Загадывание загадок. Заучивание физминутки

«Медведь».

Подвижная игра: « Зайцы и волк».

8

Солнце в жизни человека

Закрепить знания детей о Солнце в осенний период.

Формировать умение определять погоду по народным приметам.

Особенности солнца в осенний период.

Народные приметы о солнце.

Загадывание загадок.

Закличка «Солнышко».

Чтение стихотворения «Солнышко»

Подвижная игра: «Солнышко и дождик»

9

Хвойные деревья (ель, сосна)

Закрепить знание о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении.

Воспитывать желание сохранения окружающей среды.

Хвойные деревья.

Строение, вид, место обитания.

Беседа по картинкам.

Обследование иголок

(сравнить, понюхать)

Заучивание стихотворения «Ёлочка»

Рисование ели.

10-11

Весёлый снеговик

Формировать представление детей о снеге и его свойствах.

Учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Снег и свойства снега.

Опыты со снегом.

Наблюдение за снегом на прогулке.

Загадывание загадок про снег. Опытническая деятельность.

Заучивание стихотворения «Зима»

12

Декоративные домашние рыбки

Дать детям знания о рыбках, живущих в аквариуме, их ростом, развитием, размножением.

 Понятие о декоративных рыбах. Рост, развитие, размножение рыб в домашних условиях.

Понятие аквариум.

Беседа о обитателях аквариума. Рассматривание

иллюстраций, рыбок в аквариуме. Оригами рыбка

13

Растения лекари

Познакомить детей с комнатными растениями-лекарями (алоэ, герань, фиалка). Учить различать по внешнему виду и названию.

Комнатные растения.

Виды и название растений. Польза от растений-лекарей.

Загадки о растениях-лекарях. Беседа о растениях. Дидактическая игра: «Что изменилось».

14-15

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Закрепить знания детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода и земля.

Сформулировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их особенности. Строение растений.

Влияние воды, света,

тепла для роста растений.

Беседа о растениях.

Физминутка «Цветы».

Дидактическая игра: «Назови цветок, какой я покажу».Заучивание стихотворения «Цветы».

Рисование цветов.

16

Способы ухода за комнатными растениями

Обобщить представление детей об уходе за комнатными растениями. Уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей.

Развивать умение описывать растение и узнавать его.

Способы ухода за комнатными растениями

Загадки. Беседа о растениях. Дидактическая игра: «Цветы вокруг нас».

Опытническая деятельность «Много-мало».

Рисование любимого цветка.

17

Мороз -удивительный художник

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, воображение и творчество

Зимние явления природы (иней, заморозок, мороз, вьюга, метель, снегопад)

Загадывание загадок про зиму. Наблюдение на прогулке. Чтение стихотворения «Мороз»

18

Дикие звери зимой

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период.

Развивать умение устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Дикие звери зимой

(белка, ёж заяц, лиса, медведь).

Условия жизни диких зверей в зимнем лесу.

Загадки. Беседа о диких зверях. Рассматривание

иллюстраций. Заучивание

стихотворения «Белка»

Лепка белочки.

19

Домашние животные

Формировать у детей обобщённые представления о домашних животных.

Как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят.

Какие условия нужны для жизни.

Домашние животные   (корова, собака,

коза, овца, свинья,

утки, куры).

Уход и польза от домашних животных.

Чтение стихотворения

«Домашние животные»

Беседа. Загадки-звукоподражание.

Дидактическая игра: «Кто что ест»

Лепка любимого животного.

20

Плыли по небу тучки

Расширить представление детей о явлениях неживой природы, рассказать детям какие бывают облака.

Понятие об облаках

(виды, особенности происхождения).

Загадки. Беседа.

Наблюдение

21-22

Ветер-невидимка

Формировать у детей познавательный интерес к природе, уточнить представление детей о ветре, его особенностях и значении для человека.

Понятие ветра.

Его значение в природе и жизни человека.

Загадка. Беседа. Игра

«Ветер добрый, ветер злой». Имитационная игра «Дерево». Опыт

«Пузырьки-спасатели».

 

23

Птицы прилетели

Способствовать уточнению и обобщению детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли).

Перелётные птицы

(кукушка, скворец, грач, соловьи). Виды,

особенности. Забота о птицах.

Чтение стихотворения «Весна», «Гнездо».

Беседа о птицах.

Дидактическая игра:

« Где чей домик».

24

К нам весна шагает быстрыми шагами

Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни растений и животных, о погодных условиях в весеннее время, о труде взрослых весной.

Понятие о весне.

Сезонные изменения. Жизнь растений и животных весной.

Труд взрослых весной.

Загадки. Чтение стихотворения «Весна»

Игра «Четвёртый лишний». Викторина

«Знатоки весенней природы».

25-26

Огород на окне

Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Посадка овощных культур. Свет, вода, тепло в жизни растений. Уход за растениями.

Чтение стихов, поговорок, пословиц.

Беседа об овощах.

Рассматривание иллюстраций, семян.

Дидактическая игра: «Узнай на ощупь»,

«Узнай на вкус».

Рисование от семечка до цветка.

27

Кому нужна вода

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода ценный продукт, она нужна всем живым существам.

Понятие о воде. Состояние воды.

Свойства воды.

Круговорот воды в природе.

Рассматривание глобуса.

Беседа «Кому нужна вода». Игра «Не боимся мы дождя». Опыты с водой.

28

Насекомые весной

Обобщить представление детей о сезонных изменениях в поведении насекомых. Обобщить представление о многообразии насекомых.

Насекомые весной.

Особенности, поведение. Питание, размножение. Среда обитания.

Чтение стихотворений.

Наблюдение за насекомыми. Беседа.

Игра-имитация «Собери нектар». Игра-викторина.

29

Цветущие деревья

Закрепить знания детей о цветущих деревьях, научить сравнивать цветы разнообразных деревьев.

Деревья весной. Рост

деревьев от почки до цветка.  

Загадки. Беседа. Наблюдение. Игра «С какого дерева листок».

30

Где прячется крахмал

Способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использовании в жизни человека.

Понятие о картофеле.

Происхождение картофеля.

Польза от картофеля.

Игра «Расшифруй слово». Беседа. Физминутка. Опыты с картофелем.

Игра «Что сначала, что потом»

31

Посадка рассады на клумбы участка

Научить детей правильно сажать рассаду в землю, закрепить знания детей о необходимости тепла, воды и света для растений.

Посадка рассады на участке детского сада. Значение света, вода, тепла для растений.

Загадывание загадок.

Рассматривание альбомов: «Цветы», «Овощи». Беседа.

Список литературы

1.Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2.Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 320 с.

3.Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / О.Ф. Горбатенко. – М: издательство «Учитель». 2007-286с.

4.Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада [Текст] /  Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 144 с.

5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.

6.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. [Текст] / Е.В. Марудова. -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.

7.Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Цветик-семицветик"

Тематическое планирование кружка по изо деятельности в детском саду...

кружок цветик-семицветик

кружковая деятельность с ипользование нетрадиционной техники...

Перспективное планирование кружка по экологии "Цветик - семицветик"

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологическая ...

развлечение по экологии "Цветик - семицветик"

по ходу  развлечения необходимо  выполнить задания  и собрать  все  лепестки от  цветика - семицветика...

НОД по экологии "Цветик-семицветик"

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Голод заставляет птиц на врем...

Квест-игра по экологии "Цветик-семицветик"

Цель квест-игры: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Беречь нашу планету....

Квест-игра по экологии "Цветик-семицветик".

Цель:Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Беречь нашу планету.Задачи:создать условия, способствующие спл...