Кружок по экологии"Цветик-семицветик"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Я составила и написала рабочую программу кружка по экологическому воспитанию. В программе расписаны цели и задачи по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetik-semitsvetik.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Рабочая программа
по экологическому развитию
«Цветик-семицветик»
г. Кемерово
УТВЕРЖДЕНА «___»_____________20___г. на педагогическом совете МБДОУ №165 |
Составитель: Жигалко В.И., воспитатель МБДОУ № 165
Рабочая программа по экологическому развитию «Цветик-семицветик», 2013 г., 10 страниц.
Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Кружок «Цветик-семицветик» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных рабочей программой кружка «Цветик-семицветик», развиваются следующие области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, труд, физическая культура. В основу содержания кружка «Цветик-семицветик» легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка «Цветик-семицветик» - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
1. Развивать у детей субъектный опыт эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представления и элементарные понятия об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Способствовать развитию опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявляют интерес, доброжелательность и бережливость к природным явлениям и объектам;
- Помогают друг другу, бережно, проявляют творчество.
Методы, используемые для реализации работы кружка «Цветик-семицветик»
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- инсценировка сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- загадывание загадок;
- беседы с элементами диалога;
- обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
- внесение игрушки.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка.
- сбор и оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Итоговые занятия могут проходить в форме: викторин, конкурсов, тематических вечеров, обобщающих бесед, выставок.
Разделы программы построены по временам года и в соответствии с тематическим планом МБДОУ №165 «Детский сад общеразвивающего вида».
При построении системы работы экологического кружка особое внимание необходимо обратить на следующие направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Кружок работает в течение учебного года с октября по май, один раз в неделю – четверг. Количество детей, посещающих кружок 24 человека, занятия проходят по подгруппам. Возраст детей от 6 до 7 лет.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во занятий | Сроки |
1 2 3 4 | Цветы на участке осенью Что нам осень подарила Насекомые осенью Деревья и кустарники на участке дет. сада. | 1 1 1 1 | Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь |
5 6-7 8 | Синичкин праздник-12 ноября Животные леса осенью Солнце в жизни человека | 1 2 1 | Ноябрь Ноябрь Ноябрь |
9 10-11 12 | Хвойные деревья (ель, сосна) Весёлый снеговик Декоративные домашние рыбки | 1 2 1 | Декабрь Декабрь Декабрь |
13 14-15 | Растения лекари Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | 1 2 | Январь Январь |
16 17 18 19 | Способы ухода за комнатными растениями Мороз - удивительный художник Дикие звери зимой Домашние животные | 1 1 1 1 | Февраль Февраль Февраль Февраль |
20 21-22 23 | Плыли по небу тучки Ветер-невидимка Птицы прилетели | 1 2 1 | Март Март Март |
24 25-26 27 | К нам весна шагает быстрыми ногами Огород на окне Кому нужна вода | 1 2 1 | Апрель Апрель Апрель |
28 29 30 31 | Насекомые весной Цветущие деревья Где прячется крахмал? Посадка рассады на клумбы участка | 1 1 1 1 | Май Май Май Май |
Содержание работы кружка
№ | Тема | Задачи | Содержание | Методы |
1 | Цветы на участке осенью | Закрепить знания детей об осенних цветах, отличие по внешности, виду, стадии созревания семян. Уточнить представление детей о садовых работах осенью. | Понятие об осенних садовых цветах. Виды цветов. Название цветов. Сбор семян. Работа взрослых осенью. | Загадывание загадок. Наблюдение. Дидактическая игра: «Узнай по описанию» |
2 | Что нам осень подарила | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Развивать представление о среде обитания: сад-огород. Уточнить знания детей об уходе за овощами. | Понятие о фруктах и овощах. Польза овощей, фруктов. Среда обитания: сад-огород. | Чтение стихотворения «Здравствуй осень». Беседа: «Что растёт на грядке» Наблюдение. Заучивание стиха «Что растёт на нашей грядке» |
3 | Насекомые осенью | Развивать представление детей о насекомых, умение устанавливать причинно-следственные связи (время года, поведение насекомых) | Насекомые. Поведение насекомых в осенний период. | Загадывание загадок. Наблюдение. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» |
4 | Деревья и кустарники на участке д/сада | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях, развивать умение обобщать по существенным признакам. | Деревья и кустарники на участке детского сада. Сезонные изменения. | Чтение стихотворения «Осенние листочки» Наблюдение. Физминутка. «Мы – осенние листочки». Викторина «Зелёный друг» |
5 | Синичкин праздник-12 ноября | Познакомить с зимующими птицами синицей, воробьём, сорокой, вороной. Закрепить, как изменяется жизнь синиц осенью | Понятие о зимующих птицах (синицах, воробьях, сороках, воронах). Жизнь синиц осенью Подкормка птиц. | Наблюдение. Беседа о птице-синице. Подвижная игра: «Птичка и кот» Лепка синички. |
6-7 | Животные леса осенью | Закрепить знания детей о лесных обитателях. Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Лесные животные. Жизнь лесных зверей осенью. Сезонные изменения: поведение, питание, окрас. | Беседа о лесных зверях. Загадывание загадок. Заучивание физминутки «Медведь». Подвижная игра: « Зайцы и волк». |
8 | Солнце в жизни человека | Закрепить знания детей о Солнце в осенний период. Формировать умение определять погоду по народным приметам. | Особенности солнца в осенний период. Народные приметы о солнце. | Загадывание загадок. Закличка «Солнышко». Чтение стихотворения «Солнышко» Подвижная игра: «Солнышко и дождик» |
9 | Хвойные деревья (ель, сосна) | Закрепить знание о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении. Воспитывать желание сохранения окружающей среды. | Хвойные деревья. Строение, вид, место обитания. | Беседа по картинкам. Обследование иголок (сравнить, понюхать) Заучивание стихотворения «Ёлочка» Рисование ели. |
10-11 | Весёлый снеговик | Формировать представление детей о снеге и его свойствах. Учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. | Снег и свойства снега. Опыты со снегом. | Наблюдение за снегом на прогулке. Загадывание загадок про снег. Опытническая деятельность. Заучивание стихотворения «Зима» |
12 | Декоративные домашние рыбки | Дать детям знания о рыбках, живущих в аквариуме, их ростом, развитием, размножением. | Понятие о декоративных рыбах. Рост, развитие, размножение рыб в домашних условиях. Понятие аквариум. | Беседа о обитателях аквариума. Рассматривание иллюстраций, рыбок в аквариуме. Оригами рыбка |
13 | Растения лекари | Познакомить детей с комнатными растениями-лекарями (алоэ, герань, фиалка). Учить различать по внешнему виду и названию. | Комнатные растения. Виды и название растений. Польза от растений-лекарей. | Загадки о растениях-лекарях. Беседа о растениях. Дидактическая игра: «Что изменилось». |
14-15 | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | Закрепить знания детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода и земля. Сформулировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их особенности. Строение растений. Влияние воды, света, тепла для роста растений. | Беседа о растениях. Физминутка «Цветы». Дидактическая игра: «Назови цветок, какой я покажу».Заучивание стихотворения «Цветы». Рисование цветов. |
16 | Способы ухода за комнатными растениями | Обобщить представление детей об уходе за комнатными растениями. Уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей. Развивать умение описывать растение и узнавать его. | Способы ухода за комнатными растениями | Загадки. Беседа о растениях. Дидактическая игра: «Цветы вокруг нас». Опытническая деятельность «Много-мало». Рисование любимого цветка. |
17 | Мороз -удивительный художник | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, воображение и творчество | Зимние явления природы (иней, заморозок, мороз, вьюга, метель, снегопад) | Загадывание загадок про зиму. Наблюдение на прогулке. Чтение стихотворения «Мороз» |
18 | Дикие звери зимой | Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период. Развивать умение устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Дикие звери зимой (белка, ёж заяц, лиса, медведь). Условия жизни диких зверей в зимнем лесу. | Загадки. Беседа о диких зверях. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворения «Белка» Лепка белочки. |
19 | Домашние животные | Формировать у детей обобщённые представления о домашних животных. Как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят. Какие условия нужны для жизни. | Домашние животные (корова, собака, коза, овца, свинья, утки, куры). Уход и польза от домашних животных. | Чтение стихотворения «Домашние животные» Беседа. Загадки-звукоподражание. Дидактическая игра: «Кто что ест» Лепка любимого животного. |
20 | Плыли по небу тучки | Расширить представление детей о явлениях неживой природы, рассказать детям какие бывают облака. | Понятие об облаках (виды, особенности происхождения). | Загадки. Беседа. Наблюдение |
21-22 | Ветер-невидимка | Формировать у детей познавательный интерес к природе, уточнить представление детей о ветре, его особенностях и значении для человека. | Понятие ветра. Его значение в природе и жизни человека. | Загадка. Беседа. Игра «Ветер добрый, ветер злой». Имитационная игра «Дерево». Опыт «Пузырьки-спасатели».
|
23 | Птицы прилетели | Способствовать уточнению и обобщению детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли). | Перелётные птицы (кукушка, скворец, грач, соловьи). Виды, особенности. Забота о птицах. | Чтение стихотворения «Весна», «Гнездо». Беседа о птицах. Дидактическая игра: « Где чей домик». |
24 | К нам весна шагает быстрыми шагами | Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни растений и животных, о погодных условиях в весеннее время, о труде взрослых весной. | Понятие о весне. Сезонные изменения. Жизнь растений и животных весной. Труд взрослых весной. | Загадки. Чтение стихотворения «Весна» Игра «Четвёртый лишний». Викторина «Знатоки весенней природы». |
25-26 | Огород на окне | Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. | Посадка овощных культур. Свет, вода, тепло в жизни растений. Уход за растениями. | Чтение стихов, поговорок, пословиц. Беседа об овощах. Рассматривание иллюстраций, семян. Дидактическая игра: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус». Рисование от семечка до цветка. |
27 | Кому нужна вода | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода ценный продукт, она нужна всем живым существам. | Понятие о воде. Состояние воды. Свойства воды. Круговорот воды в природе. | Рассматривание глобуса. Беседа «Кому нужна вода». Игра «Не боимся мы дождя». Опыты с водой. |
28 | Насекомые весной | Обобщить представление детей о сезонных изменениях в поведении насекомых. Обобщить представление о многообразии насекомых. | Насекомые весной. Особенности, поведение. Питание, размножение. Среда обитания. | Чтение стихотворений. Наблюдение за насекомыми. Беседа. Игра-имитация «Собери нектар». Игра-викторина. |
29 | Цветущие деревья | Закрепить знания детей о цветущих деревьях, научить сравнивать цветы разнообразных деревьев. | Деревья весной. Рост деревьев от почки до цветка. | Загадки. Беседа. Наблюдение. Игра «С какого дерева листок». |
30 | Где прячется крахмал | Способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использовании в жизни человека. | Понятие о картофеле. Происхождение картофеля. Польза от картофеля. | Игра «Расшифруй слово». Беседа. Физминутка. Опыты с картофелем. Игра «Что сначала, что потом» |
31 | Посадка рассады на клумбы участка | Научить детей правильно сажать рассаду в землю, закрепить знания детей о необходимости тепла, воды и света для растений. | Посадка рассады на участке детского сада. Значение света, вода, тепла для растений. | Загадывание загадок. Рассматривание альбомов: «Цветы», «Овощи». Беседа. |
Список литературы
1.Николаева, С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2.Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 320 с.
3.Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / О.Ф. Горбатенко. – М: издательство «Учитель». 2007-286с.
4.Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 144 с.
5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.
6.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. [Текст] / Е.В. Марудова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.
7.Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Цветик-семицветик"
Тематическое планирование кружка по изо деятельности в детском саду...
кружок цветик-семицветик
кружковая деятельность с ипользование нетрадиционной техники...
Перспективное планирование кружка по экологии "Цветик - семицветик"
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологическая ...
развлечение по экологии "Цветик - семицветик"
по ходу развлечения необходимо выполнить задания и собрать все лепестки от цветика - семицветика...
НОД по экологии "Цветик-семицветик"
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Голод заставляет птиц на врем...
Квест-игра по экологии "Цветик-семицветик"
Цель квест-игры: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Беречь нашу планету....
Квест-игра по экологии "Цветик-семицветик".
Цель:Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Беречь нашу планету.Задачи:создать условия, способствующие спл...