Интегрированное занятие на тему "Осень"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бегова Елена Анатольевна

НОД в образовательной области "Музыка" интегрированной с "Художественно-эстетической" образовательной областью на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в образовательной области «Музыка» интегрированная  с «Художественно-эстетической» образовательной областью для подготовительной группы.

Воспитатель Ермишова А.И., музыкальный руководитель Бегова Е.А.

Цель: формировать представление о настроении и способах его выражения в разных видах искусства.

Задачи:

- учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами для передачи настроения и находить близкие средства выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии;

- учить сравнивать контрастные произведения музыкального и изобразительного искусства, близкие по тематике и содержанию;

- формировать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, картин, стихотворений;

Развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности, ИКТ;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Материалы к занятию:

Музыкальный: музыкальное произведение «Театр» Р.Паулса; песни: «Листопад» Т.Попатенко, фонограмма «Шум дождя»;фоногамма песни  «Осень» П.Чайковского из цикла «Детские песни»; пьесы «Октябрь», «Осенняя песнь» П.Чайковского; фонограмма пьесы «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди; фотоальбом П.Чайковского, иллюстрация «Парк около дома Чайковского в Клину»;портреты композиторов; традиционные и нетрадиционные народные и детские музыкальные инструменты; цветовые карточки «Цвет – настроение»; «Волшебное покрывало» для превращений.

Изобразительный: на интерактивной доске показаны картины «Рябинушка» (И.Грабарь), «Задумчивые дни осени» (В. Бялыницкий-Бируля); акварельные краски, гуашь, пастель; кисточки, стаканчики для воды; бумага.

Речевой: стихи А.Жемчужникова, Ф.Тютчева, А.Толстого.

***

Дети входят в зал под спокойную музыку Р.Паулса «Театр»

и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее.

Муз.рук. Всегда ли у вас одинаковое настроение?

Дети. Нет.

Муз.рук.  Нас с вами окружает природа. Может ли природа вызывать у человека какое-нибудь состояние, давать ему какие-нибудь ощущения, чувства?

Дети. Да.

Муз.рук. Какое состояние? Какие ощущения? Какие чувства?

Дети отвечают.

Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства – восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. А какое настроение вызывает у вас осенний день сегодня?

Дети отвечают.

Осень бывает разная. Какая она бывает вначале?

Дети. Красивая, теплая.

Муз.рук. Да, ранняя осень вызывает у нас радостные чувства. Деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая осень. Сейчас я сыграю фрагмент знакомой вам песни. Какое настроение в ней выражено? Каков характер музыки?

Исполняется первый куплет песни Т.Попатенко без слов.

Дети отвечают.

Правильно, песня светлая, радостная. Музыка озорная, задорная, солнечная, весёлая, улыбающаяся.

Дети встают у фортепиано и исполняют песню, затем садятся на стулья.

Воспитатель по изодеятельности.  Ребята, всегда ли осень бывает такой весёлой, радостной?

Дети. Нет.

Воспитатель по ИЗО. А какая осень бывает еще и почему?

Дети отвечают. (Фонограмма «Шум дождя»)

Да, листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Как грустно видеть, что природа увядает. Она как будто готовится к зимнему сну. Кажется усталой и утомленной. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что красота осени уходит. Давайте сравним времена года с частями суток (относительно природы).

Дети отвечают.

Если сравнить времена года с частями суток, то весна – это утро, когда природа просыпается, лето – середина дня (солнечно, ясно, тепло), осень – это сумерки, вечер, конец дня, когда природа готовится отдыхать, а зима – это ночь, когда природа спит.

Муз. рук. Послушайте, какое настроение передает композитор П.Чайковский в песне «Осень» из цикла «Детские песни».

Звучит фонограмма песни «Осень» П. Чайковского. Дети отвечают.

Что помогло композитору передать свое настроение?

Дети отвечают.

Не хотите ли вы теперь сами, с помощью разных звуков, отразить это настроение?

Исполнение «Осени» П.Чайковского на детских музыкальных инструментах.

Какие звуки природы вы изображали своими инструментами?

Дети отвечают.

А чем еще можно выразить настроение?

Дети. Цветом.

Муз.рук. Правильно, настроение можно выразить не только звуками музыки, но и цветом. Выберите, пожалуйста, карточки, соответствующие, как вы считаете, переданному вами настроению.

Дети отвечают.

Почему вы выбрали такой цвет карточки?

Дети отвечают.

Воспитатель по ИЗО. Вы сейчас с помощью цветовой карточки (цвета) показали настроение. А кто еще использует цвет в передаче настроения?

Дети отвечают.

Правильно, художники-живописцы используют в своих работах многоцветье красок. Внимательно посмотрите на картины художников. (На интерактивной доске показаны картины И.Грабарь «Рябинушка» и В. Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени») Какая из этих картин больше подходит по настроению к песне П.Чайковского «Осень». Почему?

Дети отвечают.

Правильно, картина печальная, грустная, задумчивая, как и песня П.Чайковского. Давайте придумаем название картины.

После ответов детей педагог говорит истинное название картин. Сравнивает правильность и неправильность ответов детей.

Послушайте стихи об осени и скажите, который из них подходит по настроению к картине И.Грабаря. Почему? ( На интерактивной доске показана картина «Рябинушка»  И.Грабаря).

Небо холодное – в тучах,

Хмуры лужайки и чащи;

Слышан в берёзах плакучих

Ветер, уныло гудящий…

                                   А.Жемчужников

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

                                 Ф.Тютчев

Дети отвечают.

Правильно, стихотворение Федора Тютчева пронизано светом, спокойной радостью, волшебством так же, как и эта картина. А какая из прозвучавших песен близка по настроению к этой картине?

Дети отвечают.

Муз.рук. Мы с вами услышали сегодня уже два музыкальных произведения. О чем были они?

Дети отвечают.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию инструментальное произведение, написанное специально для фортепиано. В сборнике П.Чайковского «Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году. И каждая имеет название и подзаголовок. Например: апрель – «Подснежники», февраль – «Масленица», октябрь – «Осенняя песнь». Каждую пьесу композитор предваряет стихотворением. Перед «Осенней песнью» - отрывок из стихотворения А.Толстого:

                  Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

                  Листья пожелтелые по ветру летят…

Исполняется фрагмент.

Какое настроение передал композитор?

Дети отвечают.

Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, затем немного взволнованная, беспокойная. В музыке можно услышать  порывы ветра (проигрывает 5-6  такты), и как падают листья (проигрывает 7-8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, наполненными вздохами. Что увидел в природе композитор, чтобы написать такую музыку?

Дети рассматривают иллюстрацию на интерактивной доске «Парк около дома Чайковского в Клину».

А теперь представим себя в осеннем лесу, но не детьми, а осенними листьями и исполним танец.

Дети исполняют танец с листьями под спокойную классическую музыку на «Волшебном покрывале» для превращений.

Кого вы изображали?

Дети отвечают.

Воспитатель по ИЗО. Мы сегодня говорили о настроении. В каких видах искусства и с помощью чего можно его выразить?

Дети. При помощи музыкальных звуков, красок, слов.

Воспитатель по ИЗО. А сейчас мы попробуем изобразить настроение, которое передает пьеса «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Прослушивание пьесы.

Подумайте, какие цвета красок вы подберете, чтобы передать настроение музыки. Давайте сначала закроем глаза и попробуем почувствовать то настроение, которое передает композитор.

Дети рисуют цветовыми пятнами. По окончании работы вместе с педагогом встают в круг. Работы развешиваются на стенд.

Какое настроение передает в своей музыке А.Вивальди?

Дети отвечают.

Какими цветами вы выразили это настроение?

Дети отвечают.

Давайте унесем это настроение с собой, и, чтобы его сохранить, сделаем в группе коллективное панно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...