Основные аспекты реализации национально - культурного компонента ООП ДО ДОУ
статья по теме

Татарникова Галина Михайловна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno_-_kulturnyy_komponent.docx20.17 КБ
Файл prezentatsiya_innovatsionnyy_den.pptx91.75 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Основные аспекты реализации национально - культурного компонента ООП ДО ДОУ

2 слайд

На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования.

3 слайд

В связи с этим, назрела необходимость в осмыслении теории и практики внедрения всех его компонентов и национально-культурного  компонента, в частности, так как исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений.

4 слайд

Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников происходит путем изучения этно-культуры и приобщения к национальным ценностям. Подобный подход определяет инвариант современной педагогической системы, указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне.

Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен и социальным заказом на образование.

Федеральные государственные требования  к ООП ДО ДОУ диктует нам необходимость  отражать в части  программы, формируемой  участниками образовательного процесса  специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

5 слайд

Обозначенные потребности решаются в отечественной педагогической системе как с помощью выстраивания стратегии развития национального образования, так и внедрения национально-культурного компонента в процесс обучения и воспитания в целом.

7 слайд

В условиях возрождающего интереса граждан России к истории своего народа, желания самоопределиться в этническом пространстве реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка. Именно в нем мы видим гарантию подлинной демократизации и гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности в целом.

  Национально-региональный компонент создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.  

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.

 8 слайд

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса.    При этом  анализ методической  литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.

К ним относятся следующие:

•        НК и РК является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном  процессе образовательных учреждений;

•        реализация национально-регионального компонента в документах образования заявлена, но отсутствуют методические разработки по его внедрению;

•        необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению;

•        в педагогической теории широко обсуждаются проблемы технологизации педагогических процессов, вместе с тем существует необходимость в разработке технологий реализации  как регионального, так и национального - культурного  компонентов ГОС.

7 слайд

В связи  с этим концептуальная  модель реализации национально-регионального компонента в образовании  должна:

•        отражать административно-территориальное, социально-экономическое, этнонациональное, культурно-историческое, географико - демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

•        учитывать потребность региональной самоидентификации общества;

•        отражать образовательные запросы населения;

•        опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;

•        соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения

9 слайд

Для  эффективной реализации НРК в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим  ряд условий:

1.        Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному компоненту.

2.        Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.

3.        Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной педагогической технологии.

5.        Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки педагогических  кадров, занимающихся реализацией НРК.

    Каждый педагогический  коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально - регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.  

10 слайд

Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы.   При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами  разработанных нами  компонентов  являются  культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать  образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации.  При этом приоритетным направлением воспитательно образовательного процесса  является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.

Предлагаемое нами содержание обеспечивает

- Построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.

- «Погружение» детей в краеведческое содержание  постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом и далее месте своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю  своего народа, региона, города. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

- Формирование личностного  отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных  для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;

Таким образом, поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами с целью реализации национально – культурного компонента, появление новых программ и исследований в данном направлении - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы  выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация национально – культурного компонента ООП ДО ДОУ в соответствии ФГОС

Слайд 2

Почему возникла необходимость обращения к реализации национально – культурного компонента: С тандартизация образования . Федеральные государственные требования к ООП ДО ДОУ Социальный заказ на образование

Слайд 3

Реформирование системы образования в РФ

Слайд 4

Обеспечение высокого уровня образования; Обеспечение высокого уровня общей культуры; Развитие интеллекта; Удовлетворение личностных интересов; Удовлетворение познавательных интересов; Изучение этно-культуры ; Приобщение к национальным ценностям. Новая образовательная парадигма – это:

Слайд 5

5 Развитие национального образования Внедрение национально-культурного компонента в процесс обучения и воспитания Пути модернизации педагогической системы с учетом регионального компонента

Слайд 6

Положительные эффекты регионализации образования Социализация личности ребенка; Демократизация и гумманизация образования; Личностно-ориентированный подход; Освоение нравственных, этических и эстетических категорий; Освоение богатства национально-региональной культуры, традиций , духовных устремлений и ценностей; Воспитание духовной культуры и воспитанности дошкольника; Развитие самостоятельности , творчества, активности ;

Слайд 7

Противоречия, осложняющие процесс реализации национально – культурного компонента Есть в образовательной программе – нет в воспитательно - образовательном процессе; Есть документы образования - нет методических разработок; Есть н еобходимость реализации НРК – нет материально-технической и учебно-методическая базы по его обеспечению; Есть т ехнологизация педагогических процессов – нет технологий реализации как регионального, так и национального - культурного компонентов.

Слайд 8

отражать своеобразие конкретного региона; учитывать потребность региональной самоидентификации общества; отражать образовательные запросы населения; опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий; соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:

Слайд 9

Условия эффективной реализации НРК Наличие образовательных программ по национально культурному и региональному компоненту. Учебно-методическое сопровождение п едагогического процесса. Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной п едагогической технологии. Наличие системы профессионально- педагогической подготовки и переподготовки п едагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.

Слайд 10

10 Авторская программа комбинаторного вида «Веселый хоровод» рекомендована экспертно – методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска (протокол № 3 от 26. 10. 2011 г. , приказ № 30 от 28. 10. 2011 г.) Программа фольклорной студии «Лапоток» Авторская программа комбинаторного вида «Город, в котором я живу» рекомендована экспертно – методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска (протокол № 3 от 26. 10. 2011 г. , приказ № 30 от 28. 10. 2011 г.) педагогические и методические ресурсы ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"

Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

презентация Перспективный план по национально-культурному компоненту

Перспективный план по национально-культурному компоненту. старшая группа.Ожидаемый результат.  Задачи.Перспективный план по месяцам....

Спортивный праздник с реализацией национально-культурного компонента "Добры молодцы"

В данном материале размещен спортивный праздник с реализацией национально-культурного компонента, хакаская культура и русская культура....

«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».

Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...