Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"
статья по теме

Бронивец Юлия Павловна

Сообщение из опыта работы

Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы

"Город, в котором я живу"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы 26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Последнее время все более актуальным становится лозунг прошлых лет: «Растим детей патриотами». Это связано с тем, что информационное поле, окружающее детей, наполнено символами,  чуждыми русской национальной культуре, традициями, устоям. Дети смотрят иностранные мультфильмы и кинофильмы, персонажи из которых заполнили полки магазинов игрушек, поселились в детских книгах на детской одежде и, что самое печальное в детских душах. Поэтому возникла насущная необходимость возвращения к вечным истинам. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.

На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Это и побудило нас к созданию  авторской программы «Город, в котором я живу».  Программа разработана с учетом современных психолого – педагогических исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города  и основанных на убеждении, что краеведческий, подход в образовании  дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности  в дальнейшем творческом созидании.

Целью программы является  воспитание личности с активной жизненной позицией через формирование целостной картины мира посредством ознакомления дошкольников с родным городом. Это  предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных. Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность  почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий,  заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство  ответственности и гордости за свой город и его жителей.  

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих   построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.  При этом «погружение» детей в краеведческий материал  происходит  постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране, миру. Одновременно идет «погружение» в историю  своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение  всех компонентов образовательного пространства:  развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой  субкультуры,  задач   образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями  воспитанников;

Все содержание программы условно объединено в 5 больших блоков: «География города», «История города», «Братск – город – труженик», «Достопримечательности города», «Природа в городе» и интегрировано в тематические недели в соответствии  с комплексно – тематическим планом дошкольного учреждения,   на основе актуальных для ребенка событий, происходящих в социальном и природном окружении. Выбранный нами подход  обеспечивает многообразие форм  их проживания:

Проекты, как  способ взаимодействия ребенка с окружающей средой,  всегда направлены на разрешение конкретной значимой для ребенка проблемы – исследовательской, информационной, практической, что делает краеведческое содержание близким и значимым для детей. В рамках программы нами разработаны педагогические проекты «Советы дяди Степы для маленьких братчан», «С днем рождения, Братск», «Байкал – сокровищница Сибири».

Игровые  образовательные модули  -  это сюжет, который  разворачивается на протяжении длительного времени. Все, что делается детьми в рамках модуля, имеет для них конкретную практическую значимость. Так в процессе знакомства с историей родного города, у детей возникла необходимость в машине времени, которая помогла  им  отправится в прошлое и  познакомиться с бытом коренных жителей Приангарья,  первопроходцами, жившими в Братском остроге, первыми строителями нового Братска. Это была целая серия путешествий во времени.  Дети усваивали новые знания  не потому, что это запланировал педагог, а потому что это было необходимо им для игры и  создания творческих работ.

Праздник – событие в жизни человека посвященное различным сторонам человеческого бытия  - еще одна форма проживания тематических недель. Подготовка к празднику: будь то день рождения города, новый год или день защитников Отечества -  предполагает вовлечение в процесс  всех участников образовательного процесса и интеграция всех видов детской деятельности, дает детям  возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий, значимых для всех горожан.

Особая форма проживания тематических недель – акции, как  ряд действий, предпринимаемых для достижения  социально – значимой цели, направленной на привлечение  внимания  окружающих к какой либо – проблеме и    активное участие в её решении.

 Выбор формы проживания тематической недели  зависит от возраста детей,  задумки воспитателя и обеспечивает увлекательность образовательного процесса,   полноту  жизни всех его участников.

При этом мы твердо убеждены, что любые знания приобретаются детьми в активной деятельности и прежде всего в игре, что способствует  развитию  психических функций, возникновению   психических новообразований и  свойств личности.

 Этим обусловлен подход к выбору форм и методов работы с детьми, обеспечивающих реализацию  краеведческого содержания, реализуемых  в основных  компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления  и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она  позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и  достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый  источник информации  - городские музеи.  Музей истории города, Ангарская деревня, мини  - музеи в детском саду № 15, школах поселка – это места, где дети  получают  возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от  творчества народных умельцев и мастеров своего дела. Когда нет реальной возможности посетить какой - либо городской объект из – его удаленности или потенциальной опасности,  мы заменяем его видеоэкскурсиями и видеозарисовками.

Большую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными  людьми нашего города: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, кадетами  из ближайшей школы, людьми разных профессий. Ведь не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются  уголках краеведения подобираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Но наибольшую ценность имеют  мобильные мини – музеи: «Защитники отечества», «Байкал – жемчужина Сибири», «Музей игрушки» , «Мой Братск».   В их создании  принимает участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей  личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта. Дети  сами выбирают тот вид деятельности, в котором они хотели бы отразить свои чувства, представления о том, что они  увидели и услышали.

Для этого нами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом, оформлена картотека  сюжетно-ролевых игр: краеведческого содержания:

Кроме того, программой предусмотрено  обязательное оформление продуктов  детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ,  деятельность по благоустройству города, охране природы.   Дети принимают участие  в различных мероприятиях, проводимых  администрацией Падунского округа  праздничных концертах для ветеранов, торжественных митингах  посвященных Дню победы и  Дню города.  Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой имени Михасенко, проводим совместные литературные гостиные, развлечения, участвуем в выставках детских рисунков по мотивам произведений Братских писателей и поэтов.

 В конце каждой темы предусмотрено итоговое мероприятие: праздник, развлечение, презентация творческих продуктов, творческая игра.  В них аккумулируется  и демонстрируется окружающим все, что дети накопили в течении недели, предоставляется возможность еще раз пережить наиболее значимые моменты, оставившие в умах и сердцах детей неизгладимый след.

Это не только способствует  актуализации  имеющихся у детей знаний, но и повышает их личную заинтересованность в изучении  родного города.

Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое   строится на понимании  того, что  родители -  это полноправные участники  образовательного процесса. Поэтому на первый план  выводится формирование  у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел,  проектов, акций,  участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, родительские мастер – классы, кокурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей,  книг, выставок.  Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство  и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

             Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.  Еще великий педагог – гуманист  В.А. Сухомлинский писал, что  «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников  стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение ( из опыта работы) на тему: «Как развить творчество детей посредством декоративного рисования (на примере Сергиево-Посадской матрёшки)».

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, на...

Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»

Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Сообщение  из опыта работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Сообщение из опыта работы Взаимодействие дошкольного дошкольного учреждения и семьи посредством проектной деятельности

Сообщение из опыта работы Взаимодействие дошкольного дошкольного учреждения и семьи посредством проектной деятельности...

Сообщение из опыта работы: «Реализация технологии проектирования в практике детского сада» (на примере экологических проектов)

О творческо-познавательном проекте «Экологические сказки» расскажем подробнее. Разработчиками проекта стали музыкальные руководители Людмила Андреевна Иванова и Ирина Алексеевна Рябцева. Р...

Сообщение из опыта работы «Реализация технологии «Утренний круг» в раннем возрасте»

Сообщение из опыта работы «Реализация технологии «Утренний круг» в раннем возрасте»...

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»...