Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
материал (подготовительная группа) на тему
Из опыта работы.
«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение многих целей и задач.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Работу по реализации регионального компонента провожу по пяти образовательным областям. Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса использую «Перспективно – тематический план работы по региональному компоненту».
В области «Физическое развитие» по физкультуре разучивали с детьми народные игры «Юрта», «Стрелок», «Курай», «Медные пеньки», и продолжаем разучивать. Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе.. Знакомлю детей с достижениями спортсменов нашей Республики нашего города.
Ежегодно в детском саду проводится спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», победители которого принимают участие в городских состязаниях. Национальный праздник «Сабантуй», геде дети играют в башкирские подвижные игры и состязания.
В области «Речевое развитие» проводим беседы: «Я в многонациональной семье», «Славные сыны и дочери туймазинской земли»; знакомим с особенностями башкирского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов, населяющих нашу республику.
Большое внимание уделяем знакомству детей с устным народным творчеством, со сказками писателей и поэтов России и Башкортостана. Создана картотека писателей и композиторов республики, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники». Проводились беседы с детьми: «Символы Республики Башкортостан», «Достопримечательности родного города Туймазы», «Почему нужно знать свой домашний адрес?», «Башкирские национальные блюда», «Откуда на стол мед пришел?». Создано методическое пособие «Разноцветные узелки», по сказке «Медведь и пчелы», «Как мед на стол пришел».
Область «Познавательное развитие». Я знакомлю детей с природой родного края через:
- экскурсии
- целевые прогулки
- наблюдения
Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках. Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия.
Во время экскурсий дети узнали много интересного: герб родного города , его улицы. Учились находить безопасный путь от своего дома до детского сада, среди детей даже был организован конкурс на эту тему, а также от детского сада до ДК «Родина», «ДДЮТ», парка, куда мы часто организовывали экскурсии. Заодно на практике закрепляли правила дорожного движения.
Дети знакомились с достопримечательностями города: драматический театр, где их всегда ждали новые постановки туймазинских артистов, памятник первому паровозу, аллея героев славы, памятник Скорбящей матери, дети знают имена тех, кем гордится Туймазинская земля. Это герои Советского союза Афанасий Карманов, Алексей Лысенков, Иван Ёлкин, Фазулла Габдрашитов, Иван Примакин.
Особое внимание хочется уделить краеведческому музею, ведь именно здесь дети оказались не только в настоящем, но и в прошлом родного края, изучили быт, культуру, традиции не только башкирского народа, но и других национальностей. Хочется отметить, что не только мы являемся частыми гостями музея, но и работники музея посещали наш детский сад.
Не забывала и о природе родного города: продолжала знакомить с растительным и животным миром, учила беречь экологию.
Изучив детский сад и город, вместе с детьми мы продолжаем получать знания по Туймазинскому району, более детально мы его изучили в старшей группе. Дети узнали, кто является нашими соседями, это Шаранский, Буздякский, Белебеевский, Ермекеевский районы и Республика Татарстан, изучали их символику, традиции, стремление поддерживать доброжелательные отношения. Результаты знаний детей о символике РБ И Туймазинского района я показала на открытом занятии в Республиканском семинаре, которая прошла в нашем ДОУ. Дети показали очень хорошие знания, они знают что обозначают цвет афлага, цветок курая, своболно описывают герб РБ и Туймазинского района.
В процессе изучения флоры и фауны национального природного парка дети расширили и уточнили представления о деревьях, кустарниках, травяных растениях и лекарственных трав, систематизировали знания о зимующих и перелётных птицах и получили более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
На занятиях по математике я использую в качестве раздаточного материала башкирские матрешки, башкирсикие народные инструменты, и тд. Для наглядного материала и для сюрпризных моментов использую методическое пособие «Башкирская матрешка».
Область «Художественно-эстетическое развитие». Совместно с музыкальным руководителем мы разучиваем с детьми национальные песни, танцы, знакомимся с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов. Например ко дню республики я с детьми разучила песню «Мой Башкортостан» и на русском и на башкирском языке и спели эту песню на Викторине посвященный ко «Дню РБ», где кстати моя группа заняла первое место.
В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек - «Тирмекей», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Кот Мурлыбай», «Репка» «Хвосты» и др. Мы воспитатели показываем перед детьми башкирские народные сказки.
Не редки в нашем саду гости из музыкальной школы, артисты из различных городов Башкортостана, Татарстана, Оренбурга и Перми.
Проводим фольклорные концерты и народные праздники «Карга буткасы», «Сабантуй», «Навруз».
Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию, при раскрашивании моделей башкирской одежды, посцды и тд.
В области «Социально-коммуникативное развитие» первоначальные представления об истории коренных народов Башкортостана - русских, башкир, татар, чувашей, марийцев и др. Говорим о национальной кухне башкир, русских, традиционной национальной одежде.
Неоднократно была организована встреча детей с научным сотрудником Туймазинского историко-краеведческого музея филиала Национального Музея Республики Башкортостан с программой «Бабушкин сундук», где вниманию детей был представлен материал о башкирской национальной одежде.
Организовывались праздники с участием родителей: «Шежере-байрам», «Герб моей семьи», «Презентация семьи», «Колесо истории», «Книга моей семьи», «День земли», «День матери», «Папа может всё, что угодно» где родители из моей группы приняли активное участие.
Каждый учебный год проводятся по три творческих конкурса среди родителей на лучшие поделки. Темы конкурсов очень разнообразны: «Книжки-малышки» в прошлом году проводили, «Моя родословная», «Праздники и обычаи народов Башкортостана». По итогам конкурса победители награждались фирменными грамотами детского сада «Дельфин» и памятными подарками.
Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, башкирских народных костюмах, матрешки.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в группе проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские консультации, оформляются папки-передвижки «Прививаем любовь к родному краю», «Достопримечательности родного города», «Природные заповедники Башкортостана».
С помощью родителей оформили башкирский уголок, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае (городе Туймазы, Республике Башкортостан). Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, башкирских народных костюмах, матрешки.
В башкирском уголке находятся иллюстрации, плакаты, снимки достопримечательностей города, произведения устного народного творчества (потешки, былины и т. д, образцы российского, башкирского герба и флага), картотеки башкирских и русских народных игр, конспекты ООД по ознакомлению с родным краем, настольные игры «Собери матрешку», «Собери башкирский сапожок», «Собери национальный костюм», «Разрезные картинки» (по теме).
Так же совместно с родителями проводим разные акции, например посвященное ко Дню Победы акция «Поздравь ветерана»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_milyausha.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение многих целей и задач.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Работу по реализации регионального компонента провожу по пяти образовательным областям. Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса использую «Перспективно – тематический план работы по региональному компоненту».
В области «Физическое развитие» по физкультуре разучивали с детьми народные игры «Юрта», «Стрелок», «Курай», «Медные пеньки», и продолжаем разучивать. Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе.. Знакомлю детей с достижениями спортсменов нашей Республики нашего города.
Ежегодно в детском саду проводится спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», победители которого принимают участие в городских состязаниях. Национальный праздник «Сабантуй», геде дети играют в башкирские подвижные игры и состязания.
В области «Речевое развитие» проводим беседы: «Я в многонациональной семье», «Славные сыны и дочери туймазинской земли»; знакомим с особенностями башкирского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов, населяющих нашу республику.
Большое внимание уделяем знакомству детей с устным народным творчеством, со сказками писателей и поэтов России и Башкортостана. Создана картотека писателей и композиторов республики, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники». Проводились беседы с детьми: «Символы Республики Башкортостан», «Достопримечательности родного города Туймазы», «Почему нужно знать свой домашний адрес?», «Башкирские национальные блюда», «Откуда на стол мед пришел?». Создано методическое пособие «Разноцветные узелки», по сказке «Медведь и пчелы», «Как мед на стол пришел».
Область «Познавательное развитие». Я знакомлю детей с природой родного края через:
- экскурсии
- целевые прогулки
- наблюдения
Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках. Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия.
Во время экскурсий дети узнали много интересного: герб родного города , его улицы. Учились находить безопасный путь от своего дома до детского сада, среди детей даже был организован конкурс на эту тему, а также от детского сада до ДК «Родина», «ДДЮТ», парка, куда мы часто организовывали экскурсии. Заодно на практике закрепляли правила дорожного движения.
Дети знакомились с достопримечательностями города: драматический театр, где их всегда ждали новые постановки туймазинских артистов, памятник первому паровозу, аллея героев славы, памятник Скорбящей матери, дети знают имена тех, кем гордится Туймазинская земля. Это герои Советского союза Афанасий Карманов, Алексей Лысенков, Иван Ёлкин, Фазулла Габдрашитов, Иван Примакин.
Особое внимание хочется уделить краеведческому музею, ведь именно здесь дети оказались не только в настоящем, но и в прошлом родного края, изучили быт, культуру, традиции не только башкирского народа, но и других национальностей. Хочется отметить, что не только мы являемся частыми гостями музея, но и работники музея посещали наш детский сад.
Не забывала и о природе родного города: продолжала знакомить с растительным и животным миром, учила беречь экологию.
Изучив детский сад и город, вместе с детьми мы продолжаем получать знания по Туймазинскому району, более детально мы его изучили в старшей группе. Дети узнали, кто является нашими соседями, это Шаранский, Буздякский, Белебеевский, Ермекеевский районы и Республика Татарстан, изучали их символику, традиции, стремление поддерживать доброжелательные отношения. Результаты знаний детей о символике РБ И Туймазинского района я показала на открытом занятии в Республиканском семинаре, которая прошла в нашем ДОУ. Дети показали очень хорошие знания, они знают что обозначают цвет афлага, цветок курая, своболно описывают герб РБ и Туймазинского района.
В процессе изучения флоры и фауны национального природного парка дети расширили и уточнили представления о деревьях, кустарниках, травяных растениях и лекарственных трав, систематизировали знания о зимующих и перелётных птицах и получили более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
На занятиях по математике я использую в качестве раздаточного материала башкирские матрешки, башкирсикие народные инструменты, и тд. Для наглядного материала и для сюрпризных моментов использую методическое пособие «Башкирская матрешка».
Область «Художественно-эстетическое развитие». Совместно с музыкальным руководителем мы разучиваем с детьми национальные песни, танцы, знакомимся с народными инструментами, помогающими знакомить детей с историей, культурой народов. Например ко дню республики я с детьми разучила песню «Мой Башкортостан» и на русском и на башкирском языке и спели эту песню на Викторине посвященный ко «Дню РБ», где кстати моя группа заняла первое место.
В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек - «Тирмекей», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Кот Мурлыбай», «Репка» «Хвосты» и др. Мы воспитатели показываем перед детьми башкирские народные сказки.
Не редки в нашем саду гости из музыкальной школы, артисты из различных городов Башкортостана, Татарстана, Оренбурга и Перми.
Проводим фольклорные концерты и народные праздники «Карга буткасы», «Сабантуй», «Навруз».
Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию, при раскрашивании моделей башкирской одежды, посцды и тд.
В области «Социально-коммуникативное развитие» первоначальные представления об истории коренных народов Башкортостана - русских, башкир, татар, чувашей, марийцев и др. Говорим о национальной кухне башкир, русских, традиционной национальной одежде.
Неоднократно была организована встреча детей с научным сотрудником Туймазинского историко-краеведческого музея филиала Национального Музея Республики Башкортостан с программой «Бабушкин сундук», где вниманию детей был представлен материал о башкирской национальной одежде.
Организовывались праздники с участием родителей: «Шежере-байрам», «Герб моей семьи», «Презентация семьи», «Колесо истории», «Книга моей семьи», «День земли», «День матери», «Папа может всё, что угодно» где родители из моей группы приняли активное участие.
Каждый учебный год проводятся по три творческих конкурса среди родителей на лучшие поделки. Темы конкурсов очень разнообразны: «Книжки-малышки» в прошлом году проводили, «Моя родословная», «Праздники и обычаи народов Башкортостана». По итогам конкурса победители награждались фирменными грамотами детского сада «Дельфин» и памятными подарками.
Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, башкирских народных костюмах, матрешки.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в группе проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские консультации, оформляются папки-передвижки «Прививаем любовь к родному краю», «Достопримечательности родного города», «Природные заповедники Башкортостана».
С помощью родителей оформили башкирский уголок, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае (городе Туймазы, Республике Башкортостан). Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, башкирских народных костюмах, матрешки.
В башкирском уголке находятся иллюстрации, плакаты, снимки достопримечательностей города, произведения устного народного творчества (потешки, былины и т. д, образцы российского, башкирского герба и флага), картотеки башкирских и русских народных игр, конспекты ООД по ознакомлению с родным краем, настольные игры «Собери матрешку», «Собери башкирский сапожок», «Собери национальный костюм», «Разрезные картинки» (по теме).
Так же совместно с родителями проводим разные акции, например посвященное ко Дню Победы акция «Поздравь ветерана»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"
Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...
Из опыта работы по национально-региональному компоненту и изучению татарского языка.
Содержит описание собственного изучения татарского языка, опыта по организации работы по ознакомлению детей с культурой татарского народа, ....
Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе
Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р., воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...
Планирование воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе группе. СЕНТЯБРЬ
План работы в подготовительной группе...
Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...
Презентация опыта работы по национально-региональному компоненту
НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО...
Консультация для педагогов «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в средней группе»
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, ...