Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
тест (младшая группа) по теме

Мамедова Лидия Николаевна

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

№ п/п

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

3

1

3

Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

4

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

6

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

7

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Нет

Есть (указать какие именно)

3

1

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

3

2

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

11

Инициативен ли  в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

3

2

1

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

15

Как он перенес разлуку ?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов – 16.

Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2,1 балла – готов условно;

2,0 – 1,6 балла – не готов.

Таблица 2

Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей

№ п/п

Вопросы к матери ребенка

Ответы младшей подгруппы в баллах

Ответы старшей подгруппы в баллах

1

2

3

1

2

3

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

5

3

8

2

4

10

2

Как засыпает Ваш ребенок?

8

8

6

10

3

Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

14

2

14

2

4

Какова длительность сна ребенка?

2

5

9

1

5

10

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

1

4

11

5

11

6

Просится ли на горшок?

2

4

10

2

3

11

7

Как относится к высаживанию на горшок?

3

13

1

15

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

1

15

16

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

3

2

11

3

13

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

1

3

12

1

2

13

11

Инициативен ли  в игре?

2

3

11

1

3

12

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

7

4

5

3

6

7

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

2

8

6

1

9

6

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

4

12

3

13

15

Как он перенес разлуку ?

3

9

2

11

Итого

57

57

122

37

64

136

Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.

Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.

Таблица 3

Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)

Первая подгруппа

Вторая подгруппа

Да

Нет

Затруднились ответить

Да

Нет

Затруднились ответить

1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

8

8

10

5

1

2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

12

4

14

2

3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

7

7

2

14

2

4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми

10

6

15

1

5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

11

2

3

13

1

2

6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей)?

10

4

2

6

7

3

Итого

58

25

13

72

15

9

В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.

Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.

Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л..

По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности  с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем  сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.

Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой  и второй подгруппах.

В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.

Таблица 4 -

Корреляционная зависимость  психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада

Эмоциональное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Какое из перечисленных настроений преобладает?

-0,08

0,34

-0,26

0,52

Как засыпает Ваш ребенок?

0,22

-0,28

0,75

0,20

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

-0,02

-0,39

-0,10

0,34

Какова длительность сна?

-0,20

-0,02

0,68

0,13

Какой аппетит у Вашего ребенка?

0,47

0,09

0,47

-0,59

Просится ли на горшок?

0,63

-0,25

-0,04

0,05

Как относится к высаживанию на горшок?

0,40

-0,15

0,10

-0,13

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

0,38

-0,35

0,16

-0,12

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

0,52

-0,19

0,22

0,17

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

0,20

-0,16

-0,43

-0,23

Инициативен ли в игре?

0,33

-0,20

0,26

-0,32

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

-0,16

-0,03

0,51

-0,35

Инициативен ли в отношении с детьми?

-0,07

-0,26

0,39

0,16

Был ли опыт разлуки с близкими?

-0,02

-0,39

-0,10

0,34

Как перенес разлуку?

- 0,68

-0,15

0,10

-0,13

Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).

Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).

Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).

Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.

Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).

По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:

1) Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей.

2) Уровень нервно-психического развития.

3) Некоторые черты личности.

В таблице 5 корреляционные связи просматриваются по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

Таблица 5.

Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы

Эмоциональное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Какое из перечисленных настроений преобладает?

0,08

-0,17

-0,46

-0,21

Как засыпает Ваш ребенок?

-0,47

0,29

-0,07

0,07

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

-0,16

-0,03

0,80

-0,35

Какова длительность сна?

-0,16

-0,11

0,68

0,22

Какой аппетит у Вашего ребенка?

0,21

0,08

0,12

0,87

Просится ли на горшок?

-0,10

0,31

-0,32

-0,35

Как относится к высаживанию на горшок?

-0,07

-0,26

0,39

0,16

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

0,27

-0,39

0,18

-0,25

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

0,91

-0,55

0,37

-0,24

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

-0,41

-0,09

0,50

-0,52

Инициативен ли в игре?

0,43

0,18

0,47

0,48

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

0,47

0,09

0,47

-0,59

Инициативен ли в отношениях с детьми?

0,63

-0,25

-0,04

0,05

Был ли опыт разлуки с близкими?

0,40

0,68

0,10

-0,13

Как перенес разлуку?

0,80

-0,35

0,16

-0,12

В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:

Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).

Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).

Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).

Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).

Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).

Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).

Таким образом, адаптация детей раннего возраста старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только психофизиологическими особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные проблемы поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Для многих родителе...

Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

Уважаемые родители! Предлагаем Вам определить, насколько Ваш малыш готов к поступлению в дошкольное учреждение. Надеемся, что данный материал поможет Вам обратить внимание на ошибки в воспитании и на ...

Консультация для родителей: "Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение".

Чем лучше ребенок готов к поступлению в детский сад, тем легче будет проходить его адаптация....

Результаты анкетирования родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ».

Целью анкетирования: узнать, как по мнению родителей дети готовы к поступлению в детский сад....

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения...