Главные вкладки

    Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
    тест (младшая группа) по теме

    Мамедова Лидия Николаевна

    Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл anketa.docx35.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

    № п/п

    Вопросы к матери ребенка

    Параметры

    Оценка в баллах

    1

    Какое из перечисленных настроений преобладает?

    Бодрое, уравновешенное

    Раздражительное, неустойчивое

    Подавленное

    3

    2

    1

    2

    Как засыпает Ваш ребенок?

    Быстро за 10 минут

    Медленно

    3

    1

    3

    Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

    Ничего

    Укачиваю, лежу рядом и пр.

    3

    1

    4

    Какова длительность сна ребенка?

    Соответствует возрасту

    Спит меньше нормы

    Сон существенно нарушен

    3

    2

    1

    5

    Какой аппетит у Вашего малыша?

    Хороший

    Неустойчивый, избирательный

    Плохой

    3

    2

    1

    6

    Просится ли на горшок?

    Просится

    Нет, но предпочитает быть сухой

    Нет, ходит мокрый

    3

    2

    1

    7

    Как относится к высаживанию на горшок?

    Положительно

    Отрицательно

    3

    1

    8

    Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

    Нет

    Есть (указать какие именно)

    3

    1

    9

    Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

    Проявляет всегда

    Проявляет только в привычной обстановке

    3

    2

    10

    Проявляет ли активность, интерес при обучении?

    Проявляет

    Недостаточно

    Не проявляет

    3

    2

    1

    11

    Инициативен ли  в игре?

    Способен сам найти себе дело

    Играет только с взрослыми

    Не умеет играть

    3

    2

    1

    12

    Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

    Вступает в контакт по своей инициативе

    Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

    Не идет на контакт с взрослыми

    3

    2

    1

    13

    Инициативен ли в отношениях с детьми?

    Вступает в контакт по своей инициативе

    Сам не вступает в контакт

    Не умеет общаться с детьми

    3

    2

    1

    14

    Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

    Нет

    Да

    1

    2

    15

    Как он перенес разлуку ?

    Очень тяжело

    Спокойно

    1

    3

    Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

    Минимальное количество баллов – 16.

    Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

    3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

    2,5 – 2,1 балла – готов условно;

    2,0 – 1,6 балла – не готов.

    Таблица 2

    Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей

    № п/п

    Вопросы к матери ребенка

    Ответы младшей подгруппы в баллах

    Ответы старшей подгруппы в баллах

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    Какое из перечисленных настроений преобладает?

    5

    3

    8

    2

    4

    10

    2

    Как засыпает Ваш ребенок?

    8

    8

    6

    10

    3

    Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

    14

    2

    14

    2

    4

    Какова длительность сна ребенка?

    2

    5

    9

    1

    5

    10

    5

    Какой аппетит у Вашего малыша?

    1

    4

    11

    5

    11

    6

    Просится ли на горшок?

    2

    4

    10

    2

    3

    11

    7

    Как относится к высаживанию на горшок?

    3

    13

    1

    15

    8

    Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

    1

    15

    16

    9

    Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

    3

    2

    11

    3

    13

    10

    Проявляет ли активность, интерес при обучении?

    1

    3

    12

    1

    2

    13

    11

    Инициативен ли  в игре?

    2

    3

    11

    1

    3

    12

    12

    Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

    7

    4

    5

    3

    6

    7

    13

    Инициативен ли в отношениях с детьми?

    2

    8

    6

    1

    9

    6

    14

    Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

    4

    12

    3

    13

    15

    Как он перенес разлуку ?

    3

    9

    2

    11

    Итого

    57

    57

    122

    37

    64

    136

    Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.

    Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.

    Таблица 3

    Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)

    Первая подгруппа

    Вторая подгруппа

    Да

    Нет

    Затруднились ответить

    Да

    Нет

    Затруднились ответить

    1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

    8

    8

    10

    5

    1

    2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

    12

    4

    14

    2

    3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

    7

    7

    2

    14

    2

    4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми

    10

    6

    15

    1

    5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

    11

    2

    3

    13

    1

    2

    6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей)?

    10

    4

    2

    6

    7

    3

    Итого

    58

    25

    13

    72

    15

    9

    В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.

    Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

    Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.

    Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

    Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

    Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.

    Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л..

    По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности  с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем  сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.

    Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой  и второй подгруппах.

    В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.

    Таблица 4 -

    Корреляционная зависимость  психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада

    Эмоциональное состояние

    Социальные контакты ребенка

    Сон ребенка

    Аппетит ребенка

    Какое из перечисленных настроений преобладает?

    -0,08

    0,34

    -0,26

    0,52

    Как засыпает Ваш ребенок?

    0,22

    -0,28

    0,75

    0,20

    Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

    -0,02

    -0,39

    -0,10

    0,34

    Какова длительность сна?

    -0,20

    -0,02

    0,68

    0,13

    Какой аппетит у Вашего ребенка?

    0,47

    0,09

    0,47

    -0,59

    Просится ли на горшок?

    0,63

    -0,25

    -0,04

    0,05

    Как относится к высаживанию на горшок?

    0,40

    -0,15

    0,10

    -0,13

    Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

    0,38

    -0,35

    0,16

    -0,12

    Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

    0,52

    -0,19

    0,22

    0,17

    Проявляет ли интерес, активность при обучении?

    0,20

    -0,16

    -0,43

    -0,23

    Инициативен ли в игре?

    0,33

    -0,20

    0,26

    -0,32

    Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

    -0,16

    -0,03

    0,51

    -0,35

    Инициативен ли в отношении с детьми?

    -0,07

    -0,26

    0,39

    0,16

    Был ли опыт разлуки с близкими?

    -0,02

    -0,39

    -0,10

    0,34

    Как перенес разлуку?

    - 0,68

    -0,15

    0,10

    -0,13

    Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

    Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).

    Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

    Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).

    Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).

    Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.

    Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).

    По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:

    1) Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей.

    2) Уровень нервно-психического развития.

    3) Некоторые черты личности.

    В таблице 5 корреляционные связи просматриваются по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

    Таблица 5.

    Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы

    Эмоциональное состояние

    Социальные контакты ребенка

    Сон ребенка

    Аппетит ребенка

    Какое из перечисленных настроений преобладает?

    0,08

    -0,17

    -0,46

    -0,21

    Как засыпает Ваш ребенок?

    -0,47

    0,29

    -0,07

    0,07

    Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

    -0,16

    -0,03

    0,80

    -0,35

    Какова длительность сна?

    -0,16

    -0,11

    0,68

    0,22

    Какой аппетит у Вашего ребенка?

    0,21

    0,08

    0,12

    0,87

    Просится ли на горшок?

    -0,10

    0,31

    -0,32

    -0,35

    Как относится к высаживанию на горшок?

    -0,07

    -0,26

    0,39

    0,16

    Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

    0,27

    -0,39

    0,18

    -0,25

    Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

    0,91

    -0,55

    0,37

    -0,24

    Проявляет ли интерес, активность при обучении?

    -0,41

    -0,09

    0,50

    -0,52

    Инициативен ли в игре?

    0,43

    0,18

    0,47

    0,48

    Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

    0,47

    0,09

    0,47

    -0,59

    Инициативен ли в отношениях с детьми?

    0,63

    -0,25

    -0,04

    0,05

    Был ли опыт разлуки с близкими?

    0,40

    0,68

    0,10

    -0,13

    Как перенес разлуку?

    0,80

    -0,35

    0,16

    -0,12

    В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:

    Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).

    Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

    Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).

    Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).

    Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).

    Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).

    Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).

    Таким образом, адаптация детей раннего возраста старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только психофизиологическими особенностями детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные проблемы поступления ребенка в дошкольное учреждение.

    Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Для многих родителе...

    Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

    Уважаемые родители! Предлагаем Вам определить, насколько Ваш малыш готов к поступлению в дошкольное учреждение. Надеемся, что данный материал поможет Вам обратить внимание на ошибки в воспитании и на ...

    Консультация для родителей: "Определение готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение".

    Чем лучше ребенок готов к поступлению в детский сад, тем легче будет проходить его адаптация....