методическая разработка: семы оригами по лексическим темам
методическая разработка по теме

Жорина Эльвира Ринатовна

Предлагается разработка схем оригами по лексическим темам с использованием логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka2.docx918.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Насекомые».

Пальчиковая гимнастика «Паучок».

Паучок ходил по ветке,

 А за ним ходили детки.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.

Паучок ползёт опять,

Делаем движения такие же, как и в самом начале.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке

"Паучки" ползают по голове.

Психоречевая гимнастика:

  • «Отпрыгай слова». Слоговой анализ слов: гусеница, кузнечики, муравейник, сороконожка.
  • Отхлопать каждый слог скороговорки:

Слишком много ножек у сороконожек.

  • Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

  • Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чок да чок,

Но сломался каблучок,

И за печкою — молчок.

Схема оригами «Бабочка»:

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2009/08/222.gif      http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2009/08/333.gif                  http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2009/08/444.gif

                                                                                                        http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2009/08/111.gif

Лексическая тема «Овощи».

Пальчиковая гимнастика  «Овощи»:

 Чищу овощи для щей,

 Сколько нужно овощей?

Вертикальные движения рук, словно отряхиваем землю.

 Три картошки,

Загибаем три пальца левой руки.

 Две морковки,

Загибаем ещё два пальца.

Луку полторы головки.

 Да петрушки корешок,

 Да капустный кочешок.

 Загибаем постепенно три пальца на правой руке.

 Потеснись – ка, ты, капуста,

 От тебя в кастрюле густо.

Раздвигаем руки в стороны.

 Раз, два, три, огонь зажжён,

 Кочерыжка, выйди вон!

Выставляем из кулаков большой, указательный и средний пальцы.

Психоречевая гимнастика:

•Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва;

га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва.

•Игра «Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов:

по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д.

Речевая подвижная игра:

  • «Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
  • «Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
  • «Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
  • «Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Схема оригами «Репа»

Схема оригами репа

Лексическая тема «Фрукты».

 Пальчиковая гимнастика «Апельсин»:

  Мы делили апельсин;

  Много нас, а он один.

  На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.

  Эта долька – для ежа,

  Эта долька – для стрижа,

  Эта долька – для утят,

  Эта долька – для котят,

  Эта долька – для бобра,

  Загибание пальчиков, начиная с большего.

  А для волка – кожура.

  Бросательное движение правой  рукой.

  Он сердит на нас беда!!!

  Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

  Разбегайтесь кто куда!!!

  Бегут пальцами по столу.

Психоречевая гимнастика

  • Выполнение многоступенчатых инструкций воспитателя:

—Яблоко положи в корзину, а сливу — в вазу.

—Яблоко положи в корзину, сливу — на стол, а мандарин возьми в руку.

—Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

—Расскажи, что ты делал.

  • На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон.

Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.

  • Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают:

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,

А ногами — топ-топ-топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим.

Схема оригами «Арбуз»:

Схема оригами арбуз

Лексическая тема «Грибы»

Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ»:

 Утром гномы в лес пошли,

«Идут» пальцами по столу.

 По дороге гриб нашли,

 Сжимают и разжимают кулачки.

 А за ним – то, раз, два, три,

Загибаем постепенно три пальца на левой руке.

 Показались ещё три.

Загибаем три пальца правой руки.

 А пока грибы срывали.

 Гномы в школу опоздали.

Руки к щекам, горестно покачать.

 Побежали, заспешили,

«Бегут» пальцами по столу.

 И грибы все уронили.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение

Психоречевая гимнастика:

  • Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква, ла-па-дма; оп-то-кво,

да-на-ква; уп-ту-кву, га-ту-квы;

ып-ты-квы, ба-па-кма; два-хва-сва.

•Считалка «Лисички». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.

У мосточка под кусточком— Две лисички, две сестрички.

•Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ay, ay! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Схема оригами «гриб»:

Схема оригами гриб

Лексическая тема «Осень».

Пальчиковая гимнастика  «Осенний букет»:

  Пошли пальчики гулять

  Стали листья собирать:

  Красный листик, желтый лист…

«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного к большому.

   А потом давай считать:

   Один, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибают пальцы на одной руке.                                      

   Сколько листиков собрали?

   Пять!

 Протягивают вперед ладошки.

   С листьями осенними

   Будем мы играть.

Поднимают вверх одну руку,

широко раздвинув пальцы.

Психоречевая гимнастика :

  • «Спрячь слоги в ладошки». Воспитатель начинает игру:

«Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить».

Воспитатель произносит слова, дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

  • Стихотворение «Здравствуй осень!» Воспитатель читает стихотворение. Дети в

такт  чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).

Здравствуй осень, здравствуй осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим

— Что в подарок принесла?

  • Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения «Здравствуй осень» с

помощью слога «та»:

та-та, та-та, та-та, та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-та-та-та, та-та, та-та— та-та-та-та, та-та-та?

Схема оригами «Кленовый лист»:

Схема оригами кленовый лист

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Пальчиковая гимнастика «Грачи»:

  Мы лепили куличи.

«Лепим пирожок»

Прилетели к нам грачи.

«Машем крыльями»

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Загибаем пальчики  по очереди на одной руке.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.

Загибаем пальчики на другой руке.

Психоречевая гимнастика:

•Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):

грач — ласточка — кукушка — скворец; утка — лебедь — гусь — журавль и т.д.

•Речевая подвижная игра «Птички». Речь взрослого дети сопровождают движениями.

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали

Схема оригами «Лебедь»:

http://luntiki.ru/uploads/images/f/1/a/c/3/1aa0c9f281.jpg

Лексическая тема «Лес»

Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу?»:

Раз, два, три, четыре, пять - дети в лес пошли гулять.

«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук

Там живет лиса.

рукой показать хвост за спиной

Там живет олень.

пальцы рук разведены в стороны

Там живет барсук.

кулачки прижать к подбородку

Там живет медведь.

руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя

Психоречевая гимнастика:

•Поочередно каждым пальцем «отстрелять» по картинкам слова: береза, рябина, дуб, клен; сыроежка, опенок, мухомор, груздь и т.д.

Затем упражнение выполняется без картинок.

•Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Схема оригами « Дерево»:


Схема оригами дерево

Лексическая тема «Игрушки».

Пальчиковая гимнастика « ИГРУШКИ»:

Все пальцы обеих рук кончиками соприкасаются в щепотке.

Надуваем быстро шарик,

 В этом положении дуем на них.

Он становится большим,

Пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонким и худым.

Воздух «выходит» и пальчики

принимают исходное положение.

Психоречевая гимнастика:

  • Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать

количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

  • Выполнение многоступенчатых инструкций воспитателя:

«Покажи куклу карандашом; обведи карандашом матрешку; постучи карандашом по барабану; расскажи, что ты делал. И т.д.»

  • Считалка «Мяч». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

  • Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и

опуститься на пятки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Танюшки — на подушке,

Две Иринки — на перинке,

А Петрушка в колпаке —

На дубовом сундуке.

Схема оригами «Ветряная мельница»:
Схема оригами ветряная мельница

Лексическая тема «Одежда и обувь».

Пальчиковая гимнастика « ОДЕЖДА»:

 Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулачок.

«Ой, куда я пальчик дела?

  Нету пальчика, пропал,

 В свой домишко не попал».

Все пальцы разжать, кроме большого пальца.

 Маша варежку сняла:

 «Поглядите – ка, нашла!

 Разогнуть большой палец.

 Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Психоречевая гимнастика:

  • «Исправь ошибку». Воспитатель произносит слова со смещенным ударением. Дети

должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

  • Повтори цепочку слов, пропустив лишнее:

платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.

  • Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Схема оригами «Рубашка»:

 http://cs11492.vk.com/u15662125/130228091/x_2834e7f7.jpg

Лексическая тема «Посуда».

Пальчиковая гимнастика «Помощники»:

  Раз, два, три, четыре,

 Удары кулачками др. о друга.

  Мы посуду перемыли:

 Одна ладонь скользит по другой по кругу.

  Чайник, чашку, ковшик, ложку

  И большую поварешку.

 Загибают пальчики, начиная с большого.

  Только чашку мы разбили,

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

 

Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.

  Так мы маме помогали.

Удары кулачками др. о друга.

Психоречевая гимнастика:

  • Повторение цепочек однокоренных слов:

чай — чайник — чайничек;

кофе — кофейник — кофейничек;

нож — ножик — ножичек;

ковш — ковшик — ковшичек;

таз — тазик — тазики;

кувшин — кувшинчик — кувшинчики.

  • Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:

На моей тарелочке —

Рыженькая белочка,

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна.

  • Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:

Из горячего колодца через нос водица льется.

Схема оригами «Чашка»:


Схема оригами катапульта

Лексическая тема «Продукты питания».

Пальчиковая гимнастика «Братцы»:

Ладонь на столе. Прямые пальцы соединить.

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

Раздвинуть в стороны поочередно два пальца: сначала мизинец и безымянный.

А за ними еще два братца.

Затем – средний, и указательный.

Ну а старший – не гулял,

Очень громко их позвал.

Большим пальцем «позвать» братьев.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиков других пальцев.

Психоречевая гимнастика:

  • Игра «Подумай и ответь»:

Котлеты варят или жарят?

Хлеб ломают или режут?

Сок пьют или едят?

  • Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

  • Считалка под мяч:

Пек Мишутка пирожки,

Вышли чудо - пирожки.

Схема оригами «Конфета»:


Схема оригами конфета

Лексическая тема «Зима».

Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять»:

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Загибают пальчики, начиная с большого.

  Мы во двор пришли гулять.

  «Идут» по столу указательным и средним    пальчиками.

  Бабу снежную лепили,

 «Лепят» комочек двумя ладонями.

  Птичек крошками кормили,

  «Крошат хлебушек»

  С горки мы потом катались,

  Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

  А еще в снегу валялись.

  Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

  Все в снегу домой пришли.

 Движения воображаемой ложкой.

  Съели суп, и спать легли.

  Руки под щеку.

Психоречевая гимнастика

  • «Отшагай скороговорку»:

Такой мороз, такой мороз.

Берет за нос, дерет до слез.

  • Считалка под мяч «Снегопад»:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

  • Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Схема оригами «Зайка»:

оригами из бумаги зайчик

Лексическая тема «Новогодний праздник».

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку»:

   Раз, два, три, четыре, пять

Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

   Будем елку наряжать.

Соединяют ладони  «домиком» над головой и разводят руки в стороны.

   Мы повесим шарики,

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

   Яркие фонарики,

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад.

   Веселого Петрушку

Показывают длинный нос.

   И разные игрушки:

Вытягивают ладони вперед.

   И мишку-шалунишку,

Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

   И заиньку-трусишку.

Прикладывают раскрытые ладони к голове.

Психоречевая гимнастика:

•«Какое слово короче?»

Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.

•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Схема оригами «Дед Мороз»:

http://luntiki.ru/uploads/images/9/2/a/3/3/843504c7e2.jpg

Лексическая тема «Зимующие птицы».

Пальчиковая гимнастика  «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»:

 Прилетайте, птички!

«зовущие» движения пальцев

 Сала дам синичке.

4раза-«режущие» движения одной ладони по другой

 Приготовлю крошки

  Хлебушка немножко.

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – голубям,

 вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

  Эти крошки – воробьям.

 то же – левой рукой

  Галки да вороны,

  Ешьте макароны!

 тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Психоречевая гимнастика:

  • «Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах:

 воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т. д.

  • Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Верещунья — белобока,

Все зовут ее сорока.

  • «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки

изображает дерево, а указательный палец другой руки — клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой, —

Все равно он будет мой.

Схема оригами «Воробей»:

Схемы оригами - Базовые формы (Воздушный змей)Схемы оригами - Базовые формы (Воздушный змей)Схемы оригами - Базовые формы (Воздушный змей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)

Схемы оригами - Птицы (Воробей)Схемы оригами - Птицы (Воробей)

Лексическая тема «Дом и его части».

Пальчиковая гимнастика "Строим дом":

Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.

руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам

Молоточки стучат,

стучать кулаком о кулак 

Строим домик для ребят (зайчат,бельчат).

пальцы соединить, показать «крышу»

Вот какой хороший дом,

сжимать-разжимать пальцы

Как мы славно заживем.

вращать кисти рук

Психоречевая гимнастика:

  • Речевая подвижная игра «Строим дом». Дети сидят на корточках и стучат

кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

  • Подбор подходящих прилагательных к слову «дом» (боль..мале.., выс, низ.., кирпи..,

каме.., дере.., нов.., ста.., мно-гоэ.., одноэ.., двухэ.., трехэ.., краси...).

Схема оригами «Домик»:


Схема оригами домик

Лексическая тема «Мебель».

Пальчиковая гимнастика «Мебельный магазин»:

Эту мебель мы купили  

С папой вместе в магазине. 

Ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.

Это стул, на нем сидят.

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Загибает пальцы на руке, перечисляя мебель.

Вещи все в шкафах хранят.

Разгибает пальцы на руке.

Эту мебель мы купили 

С папой вместе в магазине.  

Ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.

Психоречевая гимнастика:

  • Игра «Один — одна»:

диван — кровать; стул — полка; шкаф — скамейка; сервант — тахта.

  • «Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ.

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Сервант «дружит» с Людой или посудой?

Полки «дружат» с книжкой или крышкой?

Табурет «дружит» со стулом или мулом?

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

  • Игра «Исправь ошибку»:

у стула — крышка;

у телевизора — спинка;

у дивана — экран;

у шкафа — подлокотник и т.д.

  • «Повтори слова»:

шкаф — шкафчик — шкафчики; стол — столик — столики; стул — стульчик — стульчики и т.д.

Схема оригами «Кресло»:


Схема оригами кресло

Лексическая тема «Транспорт».

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»:

По реке плывёт кораблик,

Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик".

Он плывёт издалека,

Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль".

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка

Показать 4 пальца.

У них ушки на макушке,

Приставляем обе ладошки к своим ушам.

У них длинные хвосты,

Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны.

И страшны им только кошки,

 Только кошки да коты!

Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки".

Психоречевая гимнастика:

  • Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

  • Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают

вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Схемы оригами «Лодочка»:

оригами из бумаги схемы самолеты

Лексическая тема «Домашние животные».

Пальчиковая гимнастика «Про кошку»:

   Подставляй ладошку,

   Расскажу про кошку.

Вытягивают вперед руку ладошкой вверх. Гладят ладонь другой рукой. Шевелят пальчиками.

   Будем пальчики считать?

   Будем пальчики считать!

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

   Раз – два – три – четыре — пять!

Поочередно загибают пальчики на руке.

   Вот — кулак,

   А вот – ладошка.

Сжимают пальцы в кулак.

Разжимают их.

   На ладошку села кошка!

Ставят на ладонь пальцы второй руки.

   И крадется потихоньку,

   И крадется потихоньку…

«Пробегают»  пальчиками по руке до плеча

   Видно мышка там живет!

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

Психоречевая гимнастика:

  • «Отшагай скороговорку»:

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капусты грыз.

  • Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки,

похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

  • Считалка под мяч «Коза»:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

За перила зацепила,

Прямо в речку угодила.

Схемы оригами «Поросенок»:

http://detskijsajt.ru/ris_origami_6.jpg

Лексическая тема «Дикие животные».

Пальчиковая гимнастика

Зайчик скачет по лужайке,

Сжать руки в кулаки, а указательный и средний

пальцы поднять вверх – «зайчик».

Прыг – скок, прыг – скок,

Сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения.

Испугался волка зайка

Прижать руки к груди.

И пустился наутек.

Раскрыть ладошки, вытянуть руки

перед собой.

Психоречевая гимнастика:

  • Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами

(указательный  палец заходит за средний; затем мизинец — за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

  • Прошагать двустишие, затем отпрыгать:

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

  • Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений:

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елкой — убегайте!

Схема оригами «Лиса»:


Схема оригами лиса

Лексическая тема «Дикие животные холодных стран».

Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»:

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти.

Носят мамы, папы, дети.

ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны

Психоречевая гимнастика

  • Игра «Найди ошибку»

У моржа ежонок

У оленя львенок и т.д.

  • Речевая подвижная игра. Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на

каждый слог:

По снегу шел олень

И гулял он целый день.

  • «Повтори без запинки». На доске четыре предметные картинки, например, олень,

тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Схема оригами «Пингвин»:

Схема оригами пингвин

Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».

Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран»:

За мамой слонихой шагает слонёнок,

 За крокодилихой – крокодилёнок,
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок.

поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с большого пальца

За кем же торопится каждый ребёнок?

показывают обе ладошки и указывают на себя

Психоречевая гимнастика:

  • Речевая подвижная игра «Тигр». Импровизация движений руками:

Я усатый, полосатый,

Я зубастый и клыкастый.

  • Считалка «Крокодил». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

И кто в речку угодил —

Всех проглотит крокодил.

Схема оригами «Жираф»:


Схема оригами жираф

Лексическая тема «Весна».

Пальчиковая гимнастика «Весна»:

Шаловливые сосульки

Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз.

Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки

Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз.

Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться?

Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.

Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

Опустить голову вниз.

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,

Кап-кап, дзинь – дзинь.

В такт наклонять голову вправо – влево.

Психоречевая гимнастика:

  • «Прошагаем загадку»

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? {весна)

  • «Хлопни в ладоши». Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает,

вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

  • «Скажи правильно»:

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лед или ледоход?

Схема оригами « Тюльпан»:


Схема оригами тюльпан

Лексическая тема «Хлеб».

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»:

Тесто мнем, мнем, мнем!

Руками имитируем процесс вымешивания теста

Тесто жмем, жмем, жмем!

очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно

Пироги мы испечем!

руками совершаем движения, как будто лепим снежки

Психоречевая гимнастика:

  • «Четвертый лишний»:

батон — буханка — масло — булка; кекс — кефир — пирожное — торт.

  • Считалка. На каждую строчку— четыре удара мяча об пол.

Наш сластена очень рад,

Семь пирожных съел подряд.

  • Скороговорка. На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на

пятки:

Бублик, баранку, батон и буханку

 Пекарь из теста испек спозаранку.

Схема оригами «Булка»:


Схема оригами булка

Лексическая тема «Лето».

Пальчиковая гимнастика «Лето»:

Солнцем ласковым согрето,

За весной приходит лето.

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Будем в озере нырять               

«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.

И цветочки собирать.               

«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

Психоречевая гимнастика:

  • Отстукать карандашом ритмический рисунок двустишия:

Все вокруг зазеленело,

Заалело и запело.

  • Речевая подвижная игра «Цветики». Импровизация движений:

Землю мы копали,

Цветики сажали,

Чтобы цветики цвели, —

Мы их поливали.

Ай-лю-ли, ай-лю-ли,

Цветики у нас цвели.

  • «Повтори без запинки»:

деревья — кусты — цветы — насекомые; овощи — фрукты — грибы — ягоды.

  • «Какое слово длиннее?»:

жук — комар; муравей — муравейник; дуб — роза; колокольчик — береза.

Схема оригами « Роза»:


Схема оригами розаСхема модульного оригами роза

Схемы оригами

по лексическим темам.

Составитель:

воспитатель  Жорина Э.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Методическая разработка  учителя-логопеда  по лексической теме:«Домашние животные и их детеныши». Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:...

Учебно - методическая разработка "Тематическое планирование по лексическим темам в средней группе"

Данный материал поможет воспитателям в планировании работы  по лексическим темам в средней группе....

Методическая разработка Перспективный план работы по теме «Использование технологии оригами в развитии детей»

В методической разработке  Перспективный план по теме "Использование технологии оригами в развитии детей" я предлагаю темы для изготовления поделок в соответствии с лексическими темами ...

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:1). Образовательные:- уточнение и расширение словаря по лексической теме: «Домашние ...

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

2). Коррекционно-развивающие:- совершенствовать умение образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;-совершенствовать умение согласования имен существительных с числительн...

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:1). Образовательные:- уточнение и расширение словаря по лексической теме: «Домашние ...