Главные вкладки

    Статья (старшая, подготовительная группа) по теме:
    "Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

    Стрельцова Светлана Юрьевна

    доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    педагогический совет:

    Педагог-психолог Стрельцова С. Ю.

    ГБДОУ№З4 Санкт-Петербурга.

    тема: «роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста».

    С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В нём заявлен ряд важных задач, обозначим некоторые из них:

    1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    2. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    3. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    4. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Как мы видим, одной из важней задач становится эмоциональное благополучие детей раннего и дошкольного возраста. Проблема эмоционального развития стоит достаточно остро в современной дошкольной педагогике и детской психологии.

    Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных ценностей дошкольников, факторов, влияющих на успешность воспитательно-образовательного процесса, является природно заданная эмоциональность, эмоции ребенка. Эмоциональная сфера выводится в ранг ведущих основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С.Выготский), «ядра индивидуальности» (A.B.Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребёнка, его ориентацию в окружающем мире. Эмоции оказывают влияние на все формы проявления активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности в рисунках, играх, дают возможность наиболее ярко раскрыться в деятельности.

    К.Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти», и далее заключает: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу». [1]

    Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления, события, волнующие детей, оставляющие неизгладимый след в их душе и, составляющие, в свою очередь, важную часть их жизненного опыта, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребёнку эмоциональную жизнь. Уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущими им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей, приобретению формального опыта, не связанного с чувствами, эмоциональными переживаниями.

    Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать, сопереживать, сорадоваться другим. Исследования конца XX - начала XXI века (В.В.Абраменкова, В.В.Лебединский, А.С.Спиваковская, Т.Б.Филичева, др.) убедительно показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей отражается именно в сфере эмоционального самочувствия, эмоционального отношения их к миру. [2]

    В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Значит, процесс эмоционального развития дошкольников должен быть организован преимущественно с использованием ведущих видов деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Исследователь А.И. Сорокина пишет: «Своеобразие дидактической игры как средства воспитания и обучения и ее отличие от других средств в том, что она даёт возможность осуществлять обучение в доступной привлекательной для детей форме деятельности». Таким образом, дидактическая игра используется как:

    • игровой прием обучения;
    • игровая деятельность коллектива детей под руководством воспитателя;
    • самостоятельная игра детей.

    К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами.

    В своей работе мы использовали дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность данной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

    — игры используются в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста;

    — в игре создаются ситуации, в которых ребёнок сам ставит перед собой увлекательные задачи, преодолевает трудности и получает удовольствие от процесса и результата своей деятельности;

    — правила в дидактических играх предусматривают необходимость проявления детьми определенных эмоциональных состояний.

    Мы разработали и апробировали 5 серий дидактический игр.

    Первая серия дидактических игр направлена на закрепление представлений об эмоциональном проявлении человека и животного. Здесь был использован моторный компонент (мимика), так как с помощью мимики можно определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний. Стараясь показать эмоции персонажа, дети переживали чувства другого человека, животного и одновременно учились актерскому перевоплощению. Сюда вошли игры «Найди и покажи», «Составь портрет», «Найди пару» и др.

    Вторая серия игр была направлена на развитие образности речи, воспитания чувства прекрасного, любви к природе: «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Найди и опиши». Ведущий предлагал ребёнку определить эмоции, затем назвать синоним и антоним к нему. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имела одновременно и психопрофилактический характер. Мы отметили, что детям больше нравилось имитировать чувство страха и гнева. Изображая преувеличенный страх, дети заражались эмоцией радости, особенно в случае, если имитация удавалась и была одобрена взрослым.

    Третья серия игр направлена на закрепление представлений об эмоциональном состоянии человека, животного и объектов природы. Основным средством выступала музыка. В эту серию вошли игры: «Музыкальная находка», «Из частей целое», «Фотоателье», «Собери человечка». В начале дети испытывали затруднения при составлении пиктограмм, символизирующих чувство страха и удивления из-за схожести мимического выражения этих эмоций.

    Четвертая серия дидактических игр была направлена на закрепление представлений об эмоциональном состоянии и формах оказания помощи. В качестве игрового материала использовались сюжетные картинки. В основу этой серии положена дидактическая игра «Кому как помочь».

    Пятая серия игр предусматривала вербализацию переживаний и осознание причины его возникновения – самостоятельный поиск путей содействия, воспитания чувства отзывчивости. В эту серию вошли игры: «Разведчики», «Неоконченные рассказы». В игре «Разведчики» детям требовалось отыскать игрока, соответствующего модели эмоционального поведения обозначенного ведущим. Дидактическая игра «Разведчики» привлекала особое внимание мальчиков. Им хотелось быть разведчиками, и они с удовольствием брали на себя эту роль. В «Неоконченных рассказах» дети непосредственно проникались чувствами героя рассказа и словесно описывали переживаемые чувства, передавали их мимикой. Нами отмечено, что некоторые дети с развитой способностью переживать собственные страдания, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия к другому. Значительно меньшее сходство между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Очевидно, радоваться успехам, благополучию другого ребенка труднее, чем сочувствовать его горю.

    Проведенная работа показала, что налаживание доверительных отношений взрослого с ребенком и ребенка со сверстниками, отсутствие критики в процессе деятельности ребенка отразилось на взаимоотношениях детей и результатах нашей работы. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, там и со взрослыми.

    Литература:

    1. Ушинский К.Д. О методике воспитания.//Изб.пед.соч. в 2-х т. - М.: Гос.уч.-пед.изд-во.
    2. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дипломная работа «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравстве...

    Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

    Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

    памятка для родителей "Роль дидактических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста".

    Материал ориентирует родителей в вопросах важности дидактических игр в развитии ребенка-дошкольника....

    "Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста"

    Сенсорное развитие , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт....

    Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

    Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

    Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.

    Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.Велико влияние игры на чу...

    Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст

    Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...