Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Канищева Елена Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra._1.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

        Воспитатель:Канищева Е.М.

        Воронеж 2018-2019

 Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
 Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
 Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
 Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
 развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а  также на развитие определенных навыков  и умений. Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
 О роли игры в воспитании детей говорят  многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как  игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
 которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
 Игра  – это то главное, чем всегда занят  ребёнок. Именно поэтому важно направить  игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
 юной  личности».
      В процессе игры происходит  овладение новыми для детей
 сенсорными  и моторными навыками. Игра расширяет  познания ребенка о себе и о  мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
      Воспитывая дошкольника важно  передать детям определённые  первоначальные навыки
 эмоционального  общения, которые  необходимы ему  в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
 Применение  определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в  совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
 1. Наблюдение;
 2. Социометрическое  исследование;
 3.Наглядность;
 4. Моделирование;
 5. Использование  произведений художественной
 литературы;
 6. Развитие  речи;
 7. Использование  музыки;
 8. Изобразительная деятельность. 
 Наблюдение  позволяет понять, какие эмоции испытывает
 ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты: 
 - хотят  ли дети поиграть вместе или  стараются избегать друг друга; 
 - как  дети включаются в игровое  обучение;
 - принимают  чужую инициативу или сопротивляются  ей;
 - кто
 из  детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
 - какие  отношения преобладают - добрые  или конфликтные;
 - какие  эмоции преобладают -
 положительные или отрицательные.  Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей. 
       Применение наглядности в игровых  методиках как метода эмоционального
 развития  имеет свои особенности по причине  того, что эмоции беспредметны и  их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь  понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
       Интересным для эмоционального  развития детей является  использование
 моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
 использовать:
 - пиктограммы;  графические изображения лица; силуэты  людей,
 пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д. 
 Действуя  с подвижной аппликацией, ребенок  упражняется в моделировании  эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет  мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки.  Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
 задания-игры:
 - выражение  эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
 из  моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д. 
       Важным является включать в  методики элементы речи.
 Чтение  наизусть стишков, пересказ сказок, - всё  это обогащает эмоциональную  сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
     Важным элементом игр при эмоциональном  развитии является музыка.
 Вслушиваясь в слова и музыку песен и  хороводов, ребенок приобретает
 первоначальные  понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.  Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"

Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

дипломная работа «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравстве...

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...