Проект по социально-эмоциональному развитию дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию социально-эмоционального мира дошкольников 5-7 лет. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим его сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, что способствует наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Ценность проекта в том, что к нему прилагаются материалы по диагностике, социально-эмоциональному развитию и общению, психологические упражнения, игры. Задания и игровые упражнения, способствуют развитию интереса детей, расширяют их знания об окружающем мире, природе, выходящих за рамки общения со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по социально-эмоциональному развитию дошкольников.

Педагога – психолога МБДОУ №29 Лышковой Екатерины Михайловны.

Тема: "Волшебный мир эмоций"

Обоснование проекта.

 В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем  может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Таким образом, данная проблема, является актуальной, над которой необходимо работать, и в конечном результате решать.

               Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию социально-эмоционального мира дошкольников 5-7 лет. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим его сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, что способствует наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Ценность проекта в том, что к нему прилагаются материалы по диагностике, социально-эмоциональному развитию и общению, психологические упражнения, игры. Задания и игровые упражнения, способствуют развитию интереса детей, расширяют их знания об окружающем мире, природе, выходящих за рамки общения со взрослыми и сверстниками.

Цель: создание эмоциональных проявлений у ребенка, и формирование взаимоотношений с другими людьми, обеспечивающее всестороннее гармоничное развитие его личности, а так же создание эмоционального комфорта.

Задачи:

  1. Закрепить умение замечать, узнавать и выражать эмоциональные состояния в мимике и словах.
  2. Развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать.
  3. Расширять активный словарь за счет слов, обозначающие эмоции, настроение.

      4. Формирование положительно - эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Ожидаемые результаты от освоения проекта, в  соответствии с возрастом:

5 – 6 лет – уметь сравнивать эмоции, контролировать свои эмоциональные реакции, адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку; знать о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников, различиях между девочками и мальчиками в основных чертах характера и поведения; уметь уступать в конфликтных ситуациях, вести доброжелательный диалог.

6 – 7 лет – понимать свою индивидуальность, своего собеседника по выражению лица, позе, эмоциям; уметь рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции, знать об относительности в оценке чувств, историю своей семьи, уметь нарисовать свое генеалогическое дерев

                                                  Перспективное планирование.

Направление работы

Содержание работы

Сроки исполнения

Первичное диагностическое исследование.

Цель: Выявить эмоционально – волевую сферу детей дошкольного возраста.

Методика В.М. Минаевой:

  1. Диагностика мимики и пантомимики.
  2. Диагностика выразительности речи.
  3. Диагностика восприятия графического изображения различных эмоций.
  4. Диагностика графического изображения эмоций (рисование эмоции «Радость»).

Сентябрь.

Рекомендации для воспитателей.

Тема:

1. Формирование положительных эмоций в утренние часы.

2. Создание эмоционального настроя в ходе занятий.

3. Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

4. Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

5. Работа с родителями.

 

Сентябрь – октябрь.

Блок 1: Освоение основных эмоций.

Задачи:  развивать основные эмоции (радость, злость, страх, гнев и т.д.) и их выражением в мимике, пантомимике, речи.

Занятие №1. Разноцветный мир

Цель: Помочь осознать собственные цветовые пристрастия, развивать воображения, воспитывать чувство прекрасного.

Занятие №2

« Волшебный мир эмоций»

Цель: Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.

Занятие №3 «Удивление»

Цель: Знакомство с эмоцией удивление. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.

Занятие №4 «Злость»

Цель: Знакомство с чувством злости. Развивать правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. Снятие психомышечного напряжения.

Занятие №5 «Грусть»

Цель: Знакомство с эмоцией грусти. Развитие правильно выражать свои эмоции. Снятие психомышечного напряжения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Советы для родителей.

Тема: «Родители помните о чувствах вашего ребенка»

Ноябрь

.  

Блок 2: Различение эмоций.

Задачи: Развивать умение узнавать и различать эмоции

.

Занятие №6 «Радость»

Цель:  знакомство с эмоцией радости. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Формирование способности понимать эмоциональное состояние человека.

Занятие №7 « Стыд»

Цель:  Знакомство с эмоцией стыда. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Занятие №8 «Страх»

Цель:  Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Занятие №9 «Эмоция внимания»

Цель: Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать своё. Снятие психического напряжения. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции

Занятие №10 «Загадочный мир внутри меня»

Цель: Учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе, своим переживанием. Воспитывать положительный образ собственного «Я».

Декабрь

Январь

Февраль

Консультация для родителей.

Тема: «Как устранить конфликты между детьми»

Тема: «Родителям будущего первоклассника»

Тема: «Как развивать силу воли у ребенка»

Тема: «Как развивать самостоятельность у детей»

Февраль

Блок 3: Анализ эмоций.

Задачи: развивать умение анализировать свои и чужие эмоции, находить выход из разных ситуаций, понимать эмоции других людей, развивать навыки самоконтроля, за своими действиями и речью

.Занятие № 11 «Мы все такие разные»

Цель: Учить различать индивидуальные особенности в группе; развивать умение определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей; воспитывать уважение к особенностям других людей.

Занятие № 12 «Интерес»

Цель: расширять представление об эмоции «интерес», учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Занятие № 13 «Обида»

Цель:  Расширять представление об эмоции «обида» , учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить преодолевать негативные настроения.

Занятие № 14 «Хорошо или плохо»

Цель:  Формировать моральные представления; развивать умение регулировать собственное поведение; воспитывать положительные черты характера.

Занятие № 15 «Каким я себя вижу?»

Цель:  Помочь осознать собственную индивидуальность; развивать умение познавать собственное тело; учить быть внимательным по отношению к другим детям.

Март

Апрель

Май

Презентация для воспитателей.

Тема: Развитие и формирование эмоциональной сферы детей.

Апрель

Разработанные занятия:

Занятие 1. Разноцветный мир

Цель: Помочь осознать собственные цветовые пристрастия, развивать воображения, воспитывать чувство прекрасного.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, магнитофон.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро!»

Ребята сегодня мы с вами посетим страну Цвета.

 Педагог: Какие цвета вы знаете? Как вы думаете, зачем нужны разные цвета?

Какое настроение вызывает черно-белый мир?

Оказывается много веков назад других цветов и не знали. Послушайте сказку о том, как появился разноцветный мир.

 Сказка «Как появился разноцветный мир»

Давным-давно, когда весь мир был черным и белым, жили на Земле две могущественные феи – Темноты и Света.

Фея Света озаряла всё вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила другая фея – Тьмы и укрывала Землю черным покрывалом. Все предметы становились черными – пречерными.

Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней все цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая - розовой, третья - фиолетовой, четвёртая – оранжевой….

- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю. И сделать её разноцветной.

Каждая из них стала освещать своими цветными лучами землю. Вот заголубели васильки и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щечки у детей, рассвет осветил облака в утреннем небе. Все феи славно потрудились….

И стала земля разноцветная, нарядная и радостная.

Понравилась вам сказка? Что интересного вы узнали?

Игра «Волшебная палочка»

Назовите свой любимый цвет и выберите соответствующий кружок. Теперь это ваша волшебная палочка, а вы – фея этого цвета. Представьте, что вы, сотканные из сверкающих искорок, тоже были в той сказке и осветили своим цветным лучом Землю. Какую работу вы совершили и что еще хотели бы окрасить в данный цвет.

Упражнение «Цветик – семицветик»

Помните сказку про Цветик – семицветик?

Это непростой цветок. Он имеет волшебные свойства – исполнять желания. Каждый человек о чем-то мечтает. Расскажите, о чем вы мечтаете, чтобы вы пожелали себе, своей семье другу.

 Упражнение «Моем руки»

Графическое задание «Фея».

Наши ручки размялись и теперь готовы поработать. На память о нашем путешествии давайте нарисуем фей, которые сделали мир разноцветным!

Молодцы, как хорошо у вас получилось!

Итог занятия: Наше занятие закончено, спасибо, до свидания.

Занятие № 2 « Волшебный мир эмоций»

Цель: Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги с нарисованными кругами, пиктограммы эмоций, магнитофон.

Ход занятия:  

Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро»

 Игра «Хороводы сказочных героев». Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя с определённым настроением. Закончить хоровод нужно на положительной эмоции.

Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы спросите почему? «Да потому, что мы сегодня с вами отправимся в сказочной мир эмоций». Посмотрите вот он (показывают стенд, где изображены различные эмоции). В каждом домике живет своя эмоция. И у каждой эмоции своё настроение. Вот посмотрите у эмоции в красном домике весёлое настроение, у эмоции в черном грустное…

Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы настроение было хорошим? (дети отвечают). А я хочу вам предложить улучшить настроение с помощью ласкового солнышка:

 Этюд «Ласковое солнышко».

Графическое задание «Заколдованные кружочки».

Ребята, мы с вами отдохнули, расслабились. Какое сейчас у вас настроение? (хорошее). А сейчас посмотрите на столы, там лежат листочки с нарисованными кружочками, они заколдованные. Давайте расколдуем их. Для этого возьмём цветные карандаши и нарисуем лицо человека, у которого сейчас такое же хорошее настроение, как у вас сейчас. Молодцы, как хорошо у вас получилось!

 Итог занятия:

Упражнение «Мои впечатления»

Все сидят на ковре. Педагог просит детей сказать, понравилось ли им занятие? Что запомнилось больше всего? Что не понравилось? Хотят ли они еще путешествовать в волшебный мир эмоций?

Наше занятие закончено, спасибо, до свидания.

Занятие № 3 «Удивление»

Цель: Знакомство с эмоцией удивление. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. «Подари хорошее настроение»

Ребята мы сегодня с вами продолжим знакомиться с эмоциями. К нам в гости сегодня пришел гость из сказочной страны эмоций. Зовут его Петя Васечкин, и он принёс с собой интересную историю, которую мы сейчас послушаем.  Петя Васечкин: Я вам сейчас такое расскажу. Гуляю я однажды на улице, как вдруг вижу, шляпа бегает. Она была живая! У неё даже были ножки, и бегала она очень быстро! Я как начал бегать за ней, чтобы схватить её, а когда я её схватил, то увидел котёнка. Знаете, как я удивился?! Вот так (показывают на кукле). Ребята, а у вас какое лицо, когда вы удивляетесь?

Этюд «Удивление» (Предлагают детям изобразить удивление)

Графическое задание « Удивление».

Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения  По небу плыли облака, вот маленькое облачко, а я на них смотрел. Над озером плывет,  я долго всматривался ввысь, и удивленно облачко,  и даже щурил глаз, приоткрывает рот:  А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера,  все расскажу сейчас. Пушистенький такой? Такой мохнатый и мягкий?  Летим, летим, со мной! Сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем.

 Игра «Солнышко и тучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло и за тучки, стало жарко – расслабиться, потому, что разморило на солнце. (Повторить 2-3 раза)

 Итог занятия: Прощание: А теперь давайте встанем в один общий круг и поблагодарим друг друга за отличную работу.

Занятие №4 «Злость»

Цель: Знакомство с чувством злости. Развивать правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. Снятие психомышечного напряжения.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, игрушка Короля – Боровика, магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть! Давайте сейчас все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»

 Игра «Единство круга». Наше единство наполнено силой круга, и он может помочь нам совершить сегодня небольшое путешествие. Давайте отправимся на планету Чувствляндия. И вот как совершим полет: каждый по очереди перешагнет через круг, при этом мы все должны держаться за круг обеими руками и ни в коем случае не отпускать, если вы отпустите, то вы попадете в открытый космос. Когда космонавты выходят в открытый космос, то какое они испытывают состояние? (невесомость). Это трудное задание, но мы справимся, если будем помогать друг другу. Ребята сегодня к нам в гости пришёл еще один гость из сказочного мира эмоций. А кто же это, мы сейчас с вами узнаем. Ребята смотрите кто это? (дети отвечают гриб).  Так это же Король Боровик. Но почему то он очень сердитый и возмущённый. Что же с ним случилось, что произошло? Ребята, а как вы думаете, какое у Короля Боровика настроение? Какое чувство он испытывает? (Дети отвечают – плохое настроение, он злится) Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с Боровиком? А вот, что:

 Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

 Был Король Боровик не в духе

Короля покусали мухи.

Ребята, а с вами бывает, что вы злитесь. В каких ситуациях это бывает. А как вы себя ведёте, когда злитесь? Покажите.  А теперь давайте позлимся так же как король Боровик. ( Ещё раз читают стихотворение, дети повторяют движения. Ребята, а вы знаете, как можно помочь Королю, чтобы он перестал злиться? А кто вам помогает успокоиться? ( Педагог предлагает, как можно успокоиться : посчитать шаги, сосчитать до десяти)

 Графическое задание «Гнев»

Ребята давайте кляксами изобразим свой гнев. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Упражнение «Доброе животное».

 «Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох –выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз».

 Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)

Занятие № 5 «Грусть»

Цель: Знакомство с эмоцией грусти. Развитие правильно выражать свои эмоции. Снятие психомышечного напряжения.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро».

 Упражнение  «Подари хорошее настроение»

Ребята я сегодня получила очень странное письмо. Давайте мы вместе сейчас его откроем и прочитаем. Содержание письма: Меня зовут Молчок  Я очень, очень одинок  Плачу вовсе без причины, и от слёз совсем промок,  помогите мне ребята,  грусть мою разоблачить, и письмо мне напишите, в мир эмоций отошлите.

Педагог: Ребята поможем Молчку справиться с грустью (дети отвечают)

Педагог: А когда вам грустно, что вы делаете, чтобы развеселиться? Или, когда грустно кому-то из ваших близких, что вы делаете, чтобы их развеселить? ( Педагог вместе с детьми придумывает, как можно избавиться от грусти и печали)

Ребята! А мы же не знаем, как выглядит молчок! Ведь в мире эмоций очень много жителей и как нам его там отыскать? ( Педагог показывает на панно) Наверно он очень, очень грустный. А как выглядит грустный человек?

 Этюд «Грустный человек»

Упражнение «Закончи предложение».

«Грусть – это, когда…»

«Я грущу, когда…»

«Маме грустно, когда…»

«Воспитателю грустно, когда…»

«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».

А сейчас давайте попробуем нарисовать Молчка, и тогда нам будет легче отыскать его (на столах листы бумаги с нарисованным кругом) А рядом с Молчком нарисуйте, то чем можно развеселить Молчка) (После того, как дети нарисовали, педагог вместе с детьми еще раз повторяют как можно поднять настроение, затем складывает все рисунки в конверт и бросает в почтовый ящик)

 Релаксацию «Лицо загорает»

Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)

Занятие № 6 «Радость»

Цель:  знакомство с эмоцией радости. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Формирование способности понимать эмоциональное состояние человека.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, ватман, пиктограммы эмоций, разрезанная пиктограмма радости, магнитофон.

Ход занятия:

Приветствие «Я рада тебя видеть…»

Ребята передают мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»

Упражнение «Хороводы сказочных героев»

Педагог: Ребята у меня сегодня произошла неприятность. Я всю ночь готовилась к нашей встрече, и уснула, а когда проснулась, то обнаружила, что картинки, которую я хотела вам показать, кто-то порезал. А на ней изображено лицо человека и я ни как не могу вспомнить, какая у него была эмоция. Ребята помогите мне собрать эти картинки. И мы тогда сможем посмотреть, что это за эмоция. ( Дети собирают пазл)  Ребята как вы думаете какой это человек, что он чувствует? ( дети отвечают: радостный, счастливый , весёлый)

Педагог: Ребята, а как вы умеете радоваться? (дети показывают)

Упражнение «Закончи предложение».

Радость-это когда…

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Воспитатель радуется, когда…

Рисование радостной куклы.

«Ребята сейчас мы с вами будем рисовать куклу радостного человека, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу, Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист, и разрешите мне обвести контур тела от головы до пяток.

Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)

Занятие № 7 « Стыд»

Цель:  Знакомство с эмоцией стыда. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций магнитофон.

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй друг»

 Ребята мы с вами продолжаем путешествовать по стране эмоций. Сегодня мы познакомимся с эмоцией, которая называется стыд. Покажите, пожалуйста на нашей картине домик где живёт стыд. Ребята, а вам бывало стыдно?  А сейчас я хочу рассказать вам одну историю: Один мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Ребята покажите, как было стыдно старшему брату:

 Этюд «Стыдно» ( голова наклонена вперёд и вытянута, ноги прямые, руки висят, уголки губ опущены, брови идут вверх и сдвигаются)  А теперь давайте попробуем нарисовать человека которому стыдно. ( дети садятся за столы и начинают рисовать, педагог ещё раз напоминает , что у человека которому стыдно уголки губ опущены, руки висят, голова опущена)

Релаксация «Волшебный сон»

Занятие № 8 «Страх»

Цель:  Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Материал и оборудование: карандаши, краски, кисточки, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций магнитофон.

Ход занятия:

1. Приветствие «Здравствуй друг»

2. Ребята давайте с вами вспомним о каких эмоциях мы уже говорили (радость, гнев, удивление, стыд, грусть). Что нам помогло определить чувство радости, печали, гнева? А теперь посмотрите на эту картинку. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха. Попытайтесь изобразить его на своём лице. Молодцы!

Упражнение « Закончи предложение…»

«Страх – это, когда…» «Мама боится, когда…»

«Воспитатель боится, когда…» «Я боюсь, когда…»

Этюд «Лисёнок боится»: Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.  Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок встряхнуть, потом вернуть ногу на место. Повторить движения несколько раз. Молодцы!

Работа с контурами.

 «Перед вами стоят стаканы с водой и краски, давайте окрасим воду краской страха. А теперь, я вам дам контуры человека и различные предметы, найдите тот предмет , на который похож ваш страх и приложите к тому месту на контуре, где живет ваш страх, где вы почувствовали холод.  Потом раскрашиваем это место, где живет страх, краской страха и прикладываем предмет, прикрепляя его скотчем. Теперь этот страх перейдет этому предмету и он уже не ваш. Он больше не может пугать. Скажите ему, что вы его больше не боитесь».

Упражнение « Мусорное ведро».

Педагог предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Занятие № 9 «Эмоция внимания»

Цель: Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать своё. Снятие психического напряжения. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, магнитофон.

Ход занятия:  Приветствие. Упр. «Здравствуй друг» Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.   А сейчас мы с вами немножко поиграем, а игра называется «Лисичка подслушивает»: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка направлен вперёд. (каждый ребёнок , как лисичка подслушивает) Ребята скажите пожалуйста, для того , чтобы хорошо услышать разговор петушка и котика, как надо слушать. ( внимательно) Вот мы с вами сегодня и будем говорить о внимательности.  Давайте подумаем, как же выглядит человек, который внимательно слушает. (шея вытянута, взгляд пристальный, рот полуоткрыт)  А сейчас мы с вами нарисуем внимательного человека.  Молодцы! Хорошо у вас получилось.  Ребята скажите, а внимательным быть хорошо или плохо? Почему, как вы думаете? Я хочу вам показать, как можно тренировать внимания, чтобы всегда быть внимательным. Игра «Карлики и великаны»

 По команде «карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают.

Упражнение. «Лимончики»

Занятие №10 «Загадочный мир внутри меня»

Цель: Учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе, своим переживанием. Воспитывать положительный образ собственного «Я».

Материал и оборудование: карандаши, краски, заготовки домиков на каждого ребёнка, пиктограммы эмоций, магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. «Поздороваемся коленками»

Педагог. Я рада снова встрече с вами! Посмотрите на нашу комнату. Что нас окружает? Ничего не изменилось? ( дети отвечают) Это наш маленький окружающий внешний мир. А сегодня попробуем познакомиться с тем миром, который находится внутри каждого из нас.

 Упражнение «Слушаем себя»

 Педагог. Как вы думаете, что находится внутри нас? (дети отвечают) Правильно, ваши переживания, настроения, желания – все это составляет ваш внутренний мир. Его нельзя увидеть глазами, но можно ощутить, почувствовать. Представьте, что это дом, в котором есть как открытые места, так и тайные уголки, огромные подвалы - ваши будущие знания и опыт. Закройте глаза. Попробуйте посмотреть на своё внутреннее «я». Почувствуйте себя. Вслушайтесь в себя. Загляните в свой внутренний мир, пройдитесь по его уголкам. Что происходит там, что вы ощущаете сейчас? Какие чувства испытываете? Поделитесь своими впечатлениями друг с другом.

Игра «Домик настроений»

Педагог. Когда незнакомые люди встречаются и начинают общаться, они познают друг друга, постепенно открывают свой внутренний мир. Представьте, что ваш внутренний мир – дом с закрытой дверцей. Например, вот такой.  Педагог показывает домики, с открывающими дверцами. А теперь каждый из вас пусть немного приоткроет дверцу своего внутреннего мира и нарисует своё настроение, то, что вы чувствуете, когда приходите в детский сад, в гости, когда находитесь дома и т.д.

Графическое задание «Мой внутренний мир»

Игра «Ветер дует на ….)

 Педагог. Вы чувствуете, кажется , начинается слабый ветерок. На кого же он подует? Давайте с ним поиграем.  Ветер дует на тех, кто …любит рисовать. Выходят вперёд дети, любящие рисовать. Затем: ветер дует на тех, кто любит учиться, кто любит гулять и т.д)

Занятие № 11 «Мы все такие разные»

Цель: Учить различать индивидуальные особенности в группе; развивать умение определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей; воспитывать уважение к особенностям других людей.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Упр. «Здравствуй друг» Здравствуйте, жители планеты Земля. Всегда ли вам хочется быть похожими друг на друга? Не кажется ли вам, что было бы скучно, если бы все были совершенно одинаковые (дети отвечают).  Тогда давайте сегодня поговорим о том, чем же мы отличаемся друг от друга. Возьмите по пять картинок с изображением различных игрушек, и разложите их в форме башенки: вверху – самая любимая игрушка, внизу – не очень любимая. В конце игры педагог помогает детям сделать вывод, что у каждого получилась своя башенка, отличная от других.

Игра «Все мы разные»

Педагог: Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот, о ком идет речь, должен делать шаг вперёд.

Например: «У кого..» …….есть бантик? ……..самые длинные волосы? ……самые светлые волосы? …….нет карманов?  В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что снова нашлись отличия между ними.

Игра «Спинной друг к другу»

 Педагог: Я думаю, вы уже достаточно познакомились друг с другом, рассмотрели особенности внешности, одежды. Тогда попробуем поиграть в одну интересную игру. Для этого встаньте в пары, внимательно рассмотрите партнёра, запомните, как он выглядит. Теперь повернитесь спиной друг к другу и по очереди опишите своего партнёра: какие у него волосы, глаза, нос, одежда и т.д.

 Графическое задание «Волшебное ателье».

Сейчас мы ёще больше убедимся, как не похожи друг на друга. Закройте глаза и представьте, что попали в волшебное ателье. Здесь всё возможно – любое сочетание цветов, любые формы и длина. Что бы вы хотели себе заказать? Открывайте глаза, берите карандаши. Нарисуйте себя в каком-нибудь необычном наряде, чтобы вас невозможно было узнать.

Занятие № 12 «Интерес»

Цель: расширять представление об эмоции «интерес», учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Доброе утро. Вновь встречаясь с вами, я вижу, что вы каждый раз занимаетесь все с большим интересом. А что такое интерес?  Вот посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, ему интересно( Педагог показывает картинку, на которой изображён мальчик, увидевший что-то интересное) Сегодня мы попробуем получше узнать интересы и предпочтения друг друга. «Что меня интересует» У меня в руках карточки-помощники: книга поможет вам рассказать, что вы любите читать, игрушка напомнит, какая игра у вас самая любимая и т.д.

 Игра «Море волнуется»

Встаньте свободно. Начинаем игру. Море волнуется раз,  Море волнуется два,Море волнуется три –

Фигура интереса на месте замри.

 Игра – Ассоциация «Интерес»

Сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похож интерес, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят. Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

Этюд «Что там происходит»

 Дети стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась ещё одна девочка. «что там происходит 72 – думала она, но ближе подойти не решалась.

 Графическое задание «Любимое занятие».

Педагог: Ребята есть ли такое занятие, дело, которое вы любите выполнять. Нарисуйте, как вы занимаетесь своим любимым делом.

Занятие № 13 «Обида»

Цель:  Расширять представление об эмоции «обида» , учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить преодолевать негативные настроения.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Упр. «Здравствуй друг» Доброе утро, ребята. Сегодня я вошла в кабинет, увидела, что две куклы отвернулись друг от друга. Как вы думаете, что между ними произошло?

(дети отвечают)  Давайте послушаем их разговор. - Кто кого обидел первый? - Он меня.- Нет, он меня!

 - Кто кого ударил первый? - Он меня. - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили… - Я дружил. - И я дружил. - Что же вы не поделили? - Я забыл. - И я забыл. После чтения стихотворения педагог задаёт вопросы .  Из-за чего поссорились куклы? Почему они обиделись друг на друга? Почему друзья забыли причину ссоры?  Сегодня мы поговорим об обиде. Скажите, пожалуйста, что такое обида? Из-за чего она возникает? Что хочется сделать с обидчиком в момент ссоры?  Педагог показывает картинки, на которых изображён обиженный мальчик, злой удивлённый.  Вот здесь несколько пиктограмм. Выберите ту, которая отражает выражение лица обиженного человека. Опишите её.  (дети описывают мимику мальчика, изображённого на рисунке) А теперь сами изобразите обиду.

Игра – ассоциация «Обида»

Педагог. Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа обида, какой цвет ей соответствует, какого она запаха, какие звуки ей подходят. Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.  (дети под руководством педагога описывают свои ассоциации)  Этюд «Обиженный обидчик»

Педагог. Распределитесь по парам и с помощью мимики и пантомимики попробуйте разыграть роли обидчика и обиженного. Затем поменяйтесь ролями в парах.

По окончании этюда педагог задаёт вопросы.

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного? Что хотелось сделать?

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Что хотелось сделать?

Какая роль понравилась больше?

Графическое задание «Обида»

Теперь с помощью красок, мы сделаем несколько клякс. Так попробуем выразить в рисунке свою обиду.

Занятие № 14 «Хорошо или плохо»

Цель:  Формировать моральные представления; развивать умение регулировать собственное поведение; воспитывать положительные черты характера.

 Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.

Ход занятия: Приветствие: Упражнение «Дневник моего сердца»

Детям предлагается вспомнить все то, что вспоминается им как хорошее. Это могут быть хорошие фильмы, запахи, фразы, предметы. Затем ведущий просит детей подумать, что из своего списка они могли бы подарить окружающим. После этого дети по очереди делают «подарки» группе: рассказывают о чем – то своем хорошем, стараясь, чтобы и у остальных это хорошее вызвало добрые чувства. Ребята мне не терпится поделиться с вами впечатлением от одного разговора, произошедшего на улице. Что с тобой? Ты надутый весь такой, Словно шарик надувной. У тебя сердитый вид – Он о многом говорит: Тебя кто-то обижал? Тебе кто-то угрожал? Ты не получил конфет? Или настроенья нет? Что с тобой? Что с тобой? Ты, как шарик надувной! Педагог. Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? Почему его сравнивают с надувным шариком? Хорошо или плохо все время на кого-то дуться, обижаться? (дети отвечают) Вот посмотрите, я надуваю воздушный шарик. Представьте, что внутри него находятся неприятные чувства. Педагог прокалывает шарик, который с шумом лопается. Если так выпускать своё раздражение, можно напугать и рассердить окружающих. Педагог надувает ещё один шарик. Как же надо вести себя, если ты раздражён и рассержен? (дети высказывают своё мнение) Надо постепенно выпускать раздражение. Педагог постепенно выпускает воздух из воздушного шарика. Тогда вы не причините никому вреда.

Этюды «отрицательные и положительные черты характера»

Педагог.  Перед вами картинки, на которых изображены различные поступки людей. Посмотрите, что нарисовано на каждой из них. А теперь разложите картинки на две группы хорошие и плохие поступки. Дети выполняют задание. Теперь пусть каждый из вас выберет по одной любой картинке из каждой группы и попробует сначала изобразить того, кто поступает неправильно, а затем показать положительного героя.

Графическое задание «Добро и зло».

Вы уже отлично различаете хорошее и плохое, умеете правильно реагировать на различные действия людей. Давайте и маленьких детей научим различать хорошие и плохие поступки – сделаем для них книжку, которую назовём «Добро и Зло». Возьмите листы бумаги, сложите их пополам. На другой – то, что вы понимаете под словом «зло», на другой – то, что можно подписать словом «Добро».

Занятие № 15 «Каким я себя вижу ?»

Цель:  Помочь осознать собственную индивидуальность; развивать умение познавать собственное тело; учить быть внимательным по отношению к другим детям.

Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.

Ход занятия: Приветствие. Упр. «Здравствуй друг» Педагог: Здравствуйте ребята! Рада всех видеть. Ребята посмотрите на столы, на них лежат зеркала. Как вы думаете, зачем нам сегодня зеркала? (дети высказывают своё мнение) С помощью зеркал мы попробуем взглянуть на себя со стороны.

Упражнение «Посмотри на себя со стороны»

Педагог. Для этого аккуратно возьмите зеркальце, внимательно рассмотрите своё отражение и ответьте на следующие вопросы:

Какого цвета твои глаза? Какой формы твоё лицо? Какие у тебя волосы? Тебе нравится твоя прическа? Улыбнись?  Ты нравишься себе? Какого ты роста? Во что ты одет(а)?Игра «Радио»

Педагог. Я надеюсь, вы лучше узнали себя. Поэтому давайте поиграем. Представьте, что у нас включено радио. Диктор разыскивает детей нашей группы. По его описанию мы постараемся угадать, кто же потерялся. Сначала диктором буду я: «Внимание! Внимание! Потерялся мальчик . Одет в синие штаны, рубашку белого цвета. Волосы короткие, светлые. Кто знает этого мальчика?»  После игры надо отдохнуть. Садитесь на ковёр, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на выставке известных художников, которые нарисовали свои автопортреты. Давайте посмотрим, как они себя изобразили. Ответьте на вопросы:

В каком настроении изображен художник? В какой позе? Какие цвета в основном использовал? Кто нарисовано вокруг?

Графическое задание «Автопортрет». Теперь я предлагаю вам самим нарисовать свои автопортреты. Для начала нарисуйте круг – это будет солнце, внутри него изобразите себя. Постарайтесь, как можно точнее передать свои особенности внешности, одежды. Когда портрет будет готов, не забудьте нарисовать солнечные лучики: каждый их них – все то хорошее, что вы сами можете сказать о себе. Чем больше солнечных лучиков, тем больше хорошего в каждом из вас.

Литература:

1. Кряжева  Н.Л. «Мир детских эмоций»  

2.  Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам»

3.   Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

4.  Минаева В.М.  «Развитие эмоций дошкольников»

5.  Полякевич Ю.В. «Формирование коммуникативных навыков у детей»

6. Свирской Л.В. «76 рецептов правильного обращения с вашим ребенком»

Приложение.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке».

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

5 .Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

6. Упражнение «Зеркало».

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

7. Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

8. Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

9. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

10. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

11. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная,

рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

12. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

13. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

14. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

15. Игра «Что было бы, если бы..»

    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Упражнения для формирования эмоциональной сферы дошкольников.

 « Я радуюсь когда . . .»

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорош и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4 минуты).

«Рассмеши принцессу Несмеяну»

Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.

 В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)

«Королевство эмоций»

Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)

«День рождения»

Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

«Пчелка в темноте»

Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра. Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок. При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю. В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)

«Отгадай настроение сказочных героев»

 Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

«Для того чтобы слушали меня, я должен…»

 Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)

«Без слов»

 Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. (5 минут)

«Не урони мяч»

Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. (5 минут)

«Про Обидку и Грустинку»

Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут).

Рекомендации на тему  «Родители помните о чувствах вашего ребенка»

 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг!

 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.

3. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие - гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

4. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

5. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны – и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но, никогда не уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.

6. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты – не слышу».

7. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

8. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

9. Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

10. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим…».

11. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером – мальчик уже спит. А в воскресенье папа – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

12. Старайтесь никогда не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседях, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

13. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

14. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

15. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

16. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: « Ты хорош, но не лучше других».

17. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

18. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись, без опеки, дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

19. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

20. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

21. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих "да" и "нет".

22. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем стать взрослым.

23. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

 

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«КАК УСТРАНИТЬ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ»

  Правило 1. Вместо того, чтобы стараться не замечать негативные чувства ребенка по отношение к брату или сестре, осознайте их сами и помогите осознать ребенку. Назовите предполагаемое вами чувство ребенка, покажите, что вы его понимаете. Осознование чувств, называние их целительно для детей, и для родителей. Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух не осуществляемые желания ребенка (из-за чего и возникает нелюбовь к "сопернику” – помехе для желаний), да еще и выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное облегчение. Это может помочь ребенку понять, что именно его тревожит и огорчает: не появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувство защищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной, абсолютной любви к нему.

Когда от детей требует хороших чувств по отношению друг к другу, у них лишь усиливается отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные чувства – выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства, это приведет к появлению позитивных чувств.

Правило 2. Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т.п.). А не в ругани или драках. Этому именно и надо научить ребенка: осознавать свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать.

Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его перед выбором пути выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной ситуации. Этот навык – не мгновенная реакция крика или драки, а поиск конструктивного способа справится с проблемой – поможет ему и в будущем.

Правило 3.  Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор решает родители, поощряйте их самостоятельное решение.

Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, или переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам.

Правило 4. Стараясь не требовать от детей любви для её проявления и развития. Ваша постоянная модель поведения перед глазами ребенка.

 Правило 5. Отнеситесь к негативным чувствам ребенка как к естественным чувствам, а не как зловещим признакам того, сто ребенок зол, завистлив, плохой. Важно понять: ребенок не виновен в своем неприятии, ревность, в своих чувствах.

Работа с родителями.

Наилучший способ помочь детям войти в реальный мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость социально-эмоционального воспитания в развитии ребёнка. Ведь воспитание всесторонне развитой личности – это совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование устойчивой психики и здорового эмоционального фона. И залог успеха этой работы в том, что она должна вестись непрерывно (педагогами – в детском саду, родителями – дома). Работа педагога с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей выражается в следующих формах: родительские собрания (типовые и нетрадиционные), анкетирования, беседы и консультации.

Тематика родительских собраний может быть следующей: «Развитие эмоционально-нравственной сферы детей», «Игра – мир ребёнка», «Общение родителей и детей» (нетрадиционное собрание – с присутствием детей).

Так, например, итоговое родительское собрание во второй младшей группе я бы советовало провести в форме сказочного путешествия (по мотивам русских народных сказок). Заранее необходимо организовать анкетирование родителей с целью дать им возможность окунуться в атмосферу устного народного творчества и привлечь их к непосредственному участию в предстоящем путешествии; изготовить совместно с детьми приглашения каждой семье в виде аппликаций; подготовить выставку детско-родительских работ по теме собрания (рисунок, скульптура, аппликация); распределить между родителями обязанности по подготовке собрания (оформление, исполнение ролей); провести индивидуальные беседы с родителями о значении совместного детско-родительского творчества. Ход собрания включает в себя путешествие по сказочному маршруту в процессе выполнения интересных заданий, которые являются результатом воспитательно-образовательной работы за прошедший год; чаепитие в форме доверительной беседы между детьми, родителями и педагогами. Итогом собрания может стать анкетирование родителей с целью выявления, насколько тема и содержание нетрадиционного родительского собрания отвечают требованиям современной семьи. В ходе подобного собрания можно проследить за формированием у детей тех или иных эмоций и способности к установлению социальных контактов с родителями и сверстниками.

Тематика предполагаемых бесед и консультаций с родителями: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие игрушки нужны вашему малышу», «В человеке всё должно быть прекрасно», «Типы родительской любви», «Как наказывать?», «Телевидение и здоровье детей», «Игры и игрушки», «Почему он рвёт книжки», «Самооценка ребёнка дошкольного возраста», «Роль отца в воспитании детей», «Папа и дочка: любовь на все времена», «Влияние биоритмов на эмоциональное состояние ребёнка».

Так, целью беседы о типах родительской любви является доведение до сознания родителей того, что настоящая любовь – это повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребёнком. Основой для развития такого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всём, что происходит в жизни ребёнка. Искреннее любопытство к его детским проблемам и делам, желание понимать и слушать маленького человека.

Беседу о влиянии телевидения на эмоциональное состояние ребёнка и его здоровье лучше провести в форме доверительного диалога с родителями, в ходе которого взрослые должны осознать место и роль средств массовой информации в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольника.

Готовясь к беседе о биоритмах, педагог должен учесть, что многие родители, обсуждая поведение детей (повышенную возбудимость, капризы, малоактивность или несогласованность действий), часто забывают о том, что ребёнок – это такой же человек, как и взрослый, со своей биоритмологической активностью. Задачей педагога должно стать информирование родителей о том, что биоритмологическая активность напрямую связана с биоритмами человека, его биологическими процессами и эмоциональным состоянием. Нервная система малыша легко возбудима, но успокоить его, заставить быстро сосредоточиться на другом процессе очень сложно. В семье, как правило, зачастую нарушается соблюдение режима дня, что развивает у ребёнка некоторый сбой в общей деятельности организма и эмоциональную неустойчивость. Отсюда капризы, крики и непослушание, плохой сон. Педагогам и родителям следует помнить о том, что нельзя одинаково проводить время с детьми различных типов биоритмологической активности («жаворонки», «совы», «голуби»). Знания родителей о сущности биоритмологической активности позволяют им выработать строго слаженную схему действий в течение дня, что, в свою очередь, контролирует эмоциональное состояние детей с утра до вечера.

Педагогу следует обратить внимание родителей на то, что именно они играют неоценимую роль в формировании мироощущения собственного ребёнка. Мы должны научить родителей «дружить» со своими детьми. Это лучший навык, который может быть у них. Когда кроха совсем маленький, маму и папу беспокоит, хорошо ли он поел, тепло ли ему, здоров ли ребёнок и опрятен. К двум-трём годам в жизни малыша наступает период, когда он желает как можно больше времени общаться, получая помощь в познании мира, убеждаться в безграничной любви к нему взрослых и своей нужности. Малыш рассчитывает, что родители покажут ему, как можно радоваться и когда огорчаться, как смеяться и плакать, и одно только то, что они рядом, делает всё вокруг гораздо интереснее.

Ощутить свою нужность – пожалуй, главная цель каждого ребёнка. От того, насколько в семье обращают на него внимание, интересуются тем, что у него на уме и на сердце, учитывают его мнение и слушают внимательно, не перебивая, малыш понимает, что он не последний человек в этом доме. А вот если, наоборот, знаков внимания недостаточно, то их приходится добывать, причём не всегда корректно. Родителям необходимо интересоваться не только тем, почистил ли ребёнок зубы, хорошо пообедал и сходил ли он в туалет, а тем, какое у него настроение, что его тревожит, много ли у малыша друзей, заметил ли он, что сегодня  ярко светит солнышко или тёплый дождик напоил все деревья, кустарники и травы. Именно это отличает обычную родительскую заботу от искреннего интереса к личности своего ребёнка и уважительное отношение к его индивидуальности.

Преобладание тех или иных эмоций зависти от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие. Если с интересами малыша не очень-то считаются, разговаривают с ним раздражённым тоном, постоянно ругая, упрекая в чём-то, позволяя старшим братьям и сёстрам «проявить власть» над ним, то стоит ли удивляться, что ребёнок не обнаруживает в своём поведении таких эмоциональных проявлений, как спокойствие, бодрость, доброжелательность, сочувствие к другим. Взрослым в присутствии малыша следует вести себя достойно (помнить о влиянии личного примера), не «выяснять отношения» с помощью грубых слов, оскорблений. Помнить надо о том, что это отразится на эмоциональном состоянии ребёнка, на его отношении сначала с игрушками, а затем и с живыми людьми. Отсутствие ярких эмоций ведёт к задержке и умственного, и физического, и нравственного, и речевого развития. Об этом следует помнить взрослым и контролировать своё поведение.

Отдельно стоит сказать о роли отца в формировании эмоционально отзывчивой и устойчивой личности ребёнка. Общение с папой даёт ребёнку ощущение праздника. И это вовсе не потому, что отцы проводят с детьми мало времени, как любят иногда объяснять это явление женщины. Дело в том, что папа представляет собой иной полис человеческой жизни, нежели мама. Если образ матери олицетворяет дом, в котором живёт ребёнок, то образ отца больше связан с миром вокруг этого дома. Материнская любовь даёт ребёнку чувство безопасности, отцовская – помогает ориентироваться в окружающем мире.

Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить родителям, что ощущение праздника рождается из значимости и яркости тех впечатлений, которые получает ребёнок благодаря папе. Иногда самые обычные вещи благодаря отцу раскрываются с новой, неизведанной для малыша стороны. Диван может превратиться в самолёт, карандаш – в отвёртку, а кастрюля становится барабаном. Только мужчина может смотреть с нескрываемым восторгом, как кроха разбирает пульт от телевизора или увлечённо нажимает без разбора кнопки телефона.

Сочетаясь, материнская и отцовская любовь создают идеальные условия для развития ребёнка. Известный американский психолог Эрих Фромм писал, что «мать – это дом, из которого мы уходим, а отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир».

Помимо словесного контакта с родителями педагогу необходимо своевременно обновлять наглядный материал для родителей с учётом возрастных особенностей развития детей, времени года и других важных факторов, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребёнка. В виде такого наглядного материала можно представить пальчиковые игры, произведения устного народного творчества, несущие эмоциональную нагрузку (песенки, загадки, стихи, потешки), советы родителям о развитии мыслительных способностей дошкольников, об их отношении к объектам природы.

Социально-эмоциональное воспитание – это комплекс педагогических мероприятий и воздействий, всегда направленных на формирование психологически устойчивой личности. Всё вышеизложенное включает в себя основные моменты, которые следует учитывать при работе с детьми младшего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе цель социально-эмоционального воспитания остаётся прежней, а формы и содержание становятся более сложными, так как меняются индивидуально-возрастные особенности детей, что является основополагающим при планировании учебно-воспитательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет "Лучики эмоций".

Презентация к проекту "Лучики эмоций" по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет.Цель:•Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.Задачи:•Формирование умения выр...

Педагогический проект по социально - эмоциональному развитию детей 5 - 6 лет. Тема: «Лучики эмоций»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности....

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.

В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности

В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером,  меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети...