МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ. Характеристика музыкальности детей 5—6 лет
статья (подготовительная группа) на тему

Кондратьева Ирина Николаевна

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприя­тия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно поддерживать стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность в сотрудничестве.

Как и в предыдущих возрастных группах, первостепенное значение в ра­боте с детьми шестого года жизни придается воспитанию средствами музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание, развитию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie_i_razvitie_detey_5.doc133 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ.

Характеристика музыкальности детей 5—6 лет

К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:

•развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания;

• умение оперировать музыкальными представлениями;

• умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;

* качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;

• возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.

В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

Воспитательные задачи

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприятия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно поддерживать стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность в сотрудничестве.

Как и в предыдущих возрастных группах, первостепенное значение в работе с детьми шестого года жизни придается воспитанию средствами музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание, развитию внимания.

Необходимо удовлетворять детскую любознательность при слушании музыкальных произведений (знакомство с нашей страной, ее историей, современными событиями, музыкальными традициями своего и других народов). Важно обратить внимание детей на то, что музыка является языком межнационального общения,— это поможет решению задач интернационального воспитания.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее задачи

Слушание — восприятие

Продолжать приобщение к музыкальному искусству во всех его разновидностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классической музыки. (Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память позволяют детям называть любимые произведения.)

Учить детей давать развернутые характеристики эмоционально-образного содержания произведений различных жанров («Какие чувства передает музыка?»), выделять программность и изобразительность в музыке («О чем рассказывает музыка?»), давать характеристику средствам музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).

Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые), музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр). Обсуждать с детьми разные варианты исполнительской интерпретации музыкального произведения.

Музыкально-образовательная деятельность

Стараться побуждать ребенка к поиску новых знаний о мире прекрасного: показать связь музыки и художественной литературы, музыки и кино, музыки и театра, музыки и живописи.

Дать детям устойчивые знания о композиторах (зарубежные, отечественные). Расширить представления о музыке вокальной — песня, романс; инструментальной— сольная, ансамблевая, оркестровая. Дети должны знать и называть танцы (полька, вальс; народные — хоровод, камаринская, кадриль, гопак и др.), музыкальные жанры (пьеса, опера, балет, песня, сюита).

Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики музыкальным образам: веселая, радостная, игривая, резвая и т.д., пользоваться музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный), характер воспроизведения мелодии (напевно, отрывисто, протяжно), динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя).

Певческая деятельность

Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам — начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии.

Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.

Песенное творчество. Учить способам песенных импровизаций: подражание разнообразным звукам; ответы на музыкальные вопросы, передача выразительных интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные); пение импровизаций на заданный текст.

Музыкально-ритмическая деятельность

Упражнения. Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений: передавать характерные образы, ритмический рисунок, темп и динамику произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной формой.

Танцы, пляски, хороводы. Разнообразить лексику танцевальных движений: хороводный шаг разного характера, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг. Учить детей овладевать танцами (русские и других народов), вводить элементы балетного и современного массового танца. Разнообразить традиционные движения: качания с различными изобразительными движениями рук, полуприседания с открыванием и закрыванием рук.

Танцевально-игровое творчество. Поощрять стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках. Учить пластическому выражению театрально-игровых образов. Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

Учить отражать в плясовых импровизациях изменения в музыкальном образе.

Приобщение к игре на музыкальных инструментах

Развивать интерес детей к музицированию на инструментах — как детских, так и на фортепиано.

Научить детей правилам обращения с инструментами (духовыми). Стимулировать разнообразные приемы образной игры — глиссандо, точным и сильным движением кисти.

Учить исполнению песен и попевок, творческим импровизациям (индивидуально и в ансамбле) на инструментах, используя удобную аппликатуру.

Организация и проведение музыкальных занятий

Организация занятий музыкой и ритмикой сохраняется по структуре и типу, но заметно усложняется по содержанию. Формирование музыкальных способностей на занятиях развивающего типа с детьми пятого года жизни основывалось на материале музыкально-дидактических игр и упражнений. Музыкальное развитие детей шестого года жизни позволяет существенно усложнить содержание и методику организации развивающих занятий.

Главная задача занятий в первом полугодии учебного года (сентябрь — декабрь) — ознакомление со средствами музыкальной выразительности через практическое музицирование.

Из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм, что подтверждается учеными (В. Бехтерев, Б. Теплов, К. Тарасова). Вот почему для работы с дошкольниками рекомендуется использовать инструменты ударной группы, имеющие народное происхождение,— деревянные ложки, коробочки, бубен, рубель. Они обычно исполняют пульс, акцент, слабые и сильные доли, начало и окончание фраз, ритмоформулы, переклички.

Метрическая пульсация, или пульс, преподносится детям как ровные, мерные шаги, которые слышны в музыке. Метрическую пульсацию дети начинают осознавать с того момента, как научатся маршировать под музыку,

в такт музыке хлопать в ладоши, притопывать ногой. В зависимости от характера музыки пульс может исполняться на ложках (в русской песне), барабане (в марше), маракасах (в современном танце).

Акцент в музыке —это силовое или смысловое выделение отдельного звука в музыкальном материале. Педагогу следует доступно объяснить это детям: провести аналогию с ударениями на отдельные слова в разговорной речи, с выделением отдельного слова в фразе, подобрать яркие художественные примеры. В зависимости от характера произведения акцент может прозвучать на различных ударных инструментах, но это должен быть инструмент, отличающийся по тембру от того, на котором исполняется пульс. Например, в пляске пульс исполняют ложки, а акцент — бубен, тарелки или треугольник.

Ритмический рисунок (ритм в узком смысле слова) — это соотношение длительностей последовательного ряда звуков, т. е. ритмическая основа мелодии. Объясняя, что такое ритмический рисунок мелодии, можно провести аналогию с контуром рисунка в живописи. Изменение линии контура изменяет рисунок — точно так же в музыке изменение ритма изменяет мелодию. Педагогу следует обратить внимание на то, что в ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки. (Полезно длительности показать на фланелеграфе.)

В партитуре ритмический рисунок может исполняться одновременно с пульсом, акцентом и другими метроритмическими средствами, но обязательно на другом инструменте. Ритмический рисунок будет звучать в оркестре четко и чисто в пьесах неторопливого характера, негромкого звучания. Воспроизводиться он должен в течение небольшого отрезка времени.

При знакомстве с сильными и слабыми долями педагог обращает внимание детей на то, что, когда они двигаются под марш, шаги получаются разные — сначала тяжелый, сильный шаг (сильная доля), затем легкий, слабый (слабая доля). При объяснении сильную долю такта можно обозначить хлопками в ладоши, слабую — пальцем о палец.

Особое внимание следует уделить остинантному рисунку. Остинантный рисунок представляет собой одну и ту же ритмическую последовательность, постоянно или в течение длительного времени повторяющуюся в музыкальном произведении. В отличие от остальных элементов ритмической фактуры, которые являются обязательными в ткани музыкального материала, остинантный рисунок создается в процессе творческого исполнения. Для воспроизведения остинантного ритма можно использовать две группы инструментов, которые поочередно (в виде переклички) исполняют ритмический рисунок.

Ритмические переклички используются в виде эха, зова кукушки и других изобразительных и подражательных средств. При этом лучше использовать разные по тембру инструменты: коробочка — треугольник, бубен — ложки.

Фраза — это более или менее законченное по содержанию мелодическое построение. Вначале дети осознают контраст между отдельными частями музыкального произведения, затем между фразами и, наконец, различают фразы не только по контрасту, но и по сходству. Рекомендуется отмечать окончания фраз бесшумным ударом пальцем о палец или ударом металлической палочки по треугольнику. Мягкое звучание треугольника более всего подходит для исполнения «точки» в конце фразы.

При знакомстве дошкольников с ритмом как средством музыкальной выразительности педагог должен учитывать индивидуальные музыкальные способности ребенка, подбирать задания дифференцированно. Следует учесть, что любой элемент ритмических соотношений в музыке, объясненный детям, но не закрепленный в инструментальном музицировании, не будет в достаточной степени понят и осознан ими.

Мы описали содержание работы педагога-музыканта на занятиях развивающего типа. Усложняется содержание доминантных занятий. Если для детей 4—5 лет доминирующим видом деятельности выступала исполнительская деятельность (певческая), двигательная, то в старшем дошкольном возрасте это слушание. Остальные виды художественной деятельности помогают его активизации, однако при этом они подбираются для каждого занятия не случайно, а с точки зрения педагогической целесообразности.

Занятия комплексного типа сохраняют свою привлекательность для старших дошкольников. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создать выразительный образ (музыкальный, поэтический, пластический, изобразительный). Совместные действия педагога и детей, общение со сверстниками создают на комплексных занятиях необходимые условия для творчества, для формирования нравственно-эстетических чувств.

Ведущее направление в работе с шестилетними детьми — воспитание средствами музыки нравственных качеств личности ребенка. На первый взгляд жизненные и музыкальные эмоции очень похожи и одинаково сильно переживаются индивидом. Но на самом деле чувства, воплощенные в музыке, не всегда тождественны жизненным. Они всегда «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно-значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе развивают способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие или, наоборот, негодование, осуждение.

В перспективном плане (см. далее) предложен музыкальный репертуар, по своей художественной значимости способный решить задачи нравственно-эстетического воспитания. План «эмоционального вживания» в пьесу А. Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» направлен на формирование эмоционального содействия (жалеть не себя в другом, а другого, как себя).

Музыкальное развитие детей шестого года жизни должно быть ориентировано на преемственность со школой. Система музыкального воспитания в школе, разработанная Д. Кабалевским, основана на принципе тематизма. Педагог-музыкант в основу тем закладывает само музыкальное искусство в своеобразии его содержания и формы. Выдвигая одну за другой темы, он приобщает детей к музыке в определенной последовательности. В группах старшего дошкольного возраста вполне удается осуществить основной принцип развития детей с помощью музыки и музыкальной деятельности: показать, что музыка отражает жизненное содержание и выражает его музыкальными средствами.

Перспективный план поэтапного разучивания материала по музыке, ритмике, танцу поможет в реализации принципа тематизма:

• «Какие чувства передает музыка?», «Что выражает музыка?»;

• «О чем рассказывает музыка?»;

•  «Как (какими средствами) рассказывает музыка?».

Примерное распределение музыкального материала

 для занятий по музыке

сентябрь—октябрь

Программное содержание

Репертуар

1. Слушание — восприятие

Развивать у детей способность чувствовать характер, настроение пьесы — «Что выражает музыка?».

Учить различать спокойное, неторопливое, грустное звучание мелодии, характер аккомпанемента.

Воспринимать и дифференцировать бодрый характер марша, энергичный четкий ритм, постепенное нарастание динамики в музыке.

Развивать представление детей о специфике жанров в музыке (понятия: «менуэт», «гавот», «рондо»).

Показать эмоциональную взаимосвязь музыки и художественного слова. Познакомить детей с музыкой для кино.

Обратить внимание детей на взаимосвязь музыки и текста. Закрепить понятия — романс, песня.

Инструментальная музыка

«Сегодня запрещено гулять» А. Хачатуряна; «Сиротка» С. Майкапара.

«Рондо — марш» Д. Кабалевского; «Менуэт» И.-С. Баха; «Гавот» Ф. Госсека.

«Осенняя песня» П. Чайковского.

Фрагменты музыки к мультфильмам (по выбору педагога-музыканта).

Вокальная музыка

«Осень к нам пришла» А. Гречанинова, ел. М. Пляцковского; классический романс (по выбору педагога-музыканта).

2. Музыкально-образовательная деятельность

Актуализировать знания детей о музыке, полученные в предыдущей возрастной группе: музыка — вокальная, инструментальная; инструменты — скрипка, фортепиано, баян, детские музыкальные инструменты; соло — поет, играет один исполнитель; хор, оркестр — много исполнителей; ведущие жанры музыки — песня, танец, марш; жанры детского фольклора — прибаутки, потешки, считалки, загадки, скороговорки; музыка — особый язык: мелодия, ритм, интонация, регистр, части музыкального произведения. (См. Приложение.)

3. Певческая деятельность

Формировать звуковысотное восприятие, умение различать звуки квинты, кварты, терции.

Учить различать в песнях вступление, припев, запев, проигрыш, заключение.

Приучать к дирижерскому жесту, умению вступать по движению руки педагога.

Учить детей передавать настроение песни, интонируя легким, подвижным звуком, смягчая концы фраз.

Вырабатывать умение исполнять песню подвижно, радостно, выражая чувство любви к Родине, выпевая долгие звуки (целые длительности), отчетливо, но не скандируя, произносить слова.

Упражнения на развитие слуха

«Курица» («Часы»), «Труба» (упражнения); «Колыбельная» Е. Тиличеевой; «Как у наших у ворот», русская народная песня; «Дождинки» В. Витлина.

Песни для разучивания

«Осенние листья» Ю. Слонова; «Подсолнух» 3. Левиной.

«Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова.

Программное содержание

Репертуар

4. Песенное творчество

Поощрять детские импровизации простейших мотивов.

Формировать ладовый слух детей, учить допевать до тоники.

На слоги «та-ра-ра», «динь-дон», «ку-ку», «динь-ди-лень»; «Скворцы», «Лужи» Т. Бырченко.

«Солнышко и тучка» (музыка подбирается педагогом-музыкантом).

5. Музыкально-дидактические игры

Активизировать представление детей о различном характере музыки (сравнение мажорного и минорного ладов).

Совершенствовать восприятие динамических отношений в музыке.

«Солнышко и тучка» (музыка подбирается педагогом-музыкантом).

«Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

6. Приобщение к игре на инструментах

Продолжить усвоение ритма в игре на треугольниках, бубнах.

Продолжить обучение игре на триоле. Особое внимание уделить навыку дыхания.

Учить играть на одном звуке, двух звуках (через октаву), брать три звука подряд на одном дыхании.

«Звенящий треугольник» Р. Рустамова.

«Пойду ль я, выйду ль я», русская  народная песня.

ноябрь — декабрь

Программное содержание

Репертуар

1. Слушание — восприятие

Учить детей образному восприятию музыки («О чем рассказывает музыка?»).

Формировать восприятие пьесы веселого, танцевального характера, подчеркнуть синкопированный ритм, изменение динамики.

Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую, плавную мелодию, элегический характер музыки. Объяснить термин ноктюрн (ночная песня).

Развивать восприятие оркестрового звучания, сравнить с изящным, легким звучанием пьесы в верхнем регистре фортепиано. Рассказать о жанре оперы.

Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку с текстом разного содержания.

Показать различия детской песни и песни-романса.

Продолжить знакомство детей с музыкой в кино.

«Дед Мороз» Р. Шумана; «Зима» М. Крутицкого.

«Ноктюрн» П. Чайковского.

«Белка» (отр. из оперы Н. Римского-Корсако-ва «Сказка о царе Салтане»).

Вокальная музыка

«Зимовка» Я. Дубравина, ел. М. Наринского; «Шарманщик» Ф. Шуберта, ел. В. Мюллера.

«Вальс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к фильму «Метель» (возможна замена).

2. Музыкально-образовательная деятельность

Познакомить детей с жанром музыкального спектакля (музыкально-театральный жанр, роль либретто, художественных декораций, жеста, мимики, танца).

Программное содержание

Репертуар

Углублять представления детей об оркестровой музыке (группы инструментов симфонического оркестра, место оркестра в жанре оперы, сопровождение к кинофильмам).

Формировать понятийный аппарат детей о музыкальном искусстве.

Расширять представления о жанрах народной музыки (календарные, семейно-бытовые песни), показать взаимосвязь народной и профессиональной музыки.

3. Певческая деятельность

Формировать дифференцированное восприятие и воспроизведение звуковых отношений.

Совершенствовать навыки звукообразования, работать над гласными звуками.

Работать над исполнением песен веселого, праздничного содержания, учить различать запев и припев, вступление и заключение, петь живо, весело, чисто интонируя мелодию.

Формировать пение естественным голосом мелодии кантиленного характера, точно интонировать скачки мелодии.

Упражнения на развитие слуха

«Труба», «Колыбельная», «Гармошка», «Считалочка» Е. Тиличеевой.

«Василек», «У кота-воркота», русские народные песни.

Песни

«Елочка моя» М. Андреевой. Песни о зиме, новогоднем празднике (по усмотрению педагога-музыканта). «Приглашение» Р. Паулса.

4. Песенное творчество

Формировать язык песенного творчества: учить интонировать малую секунду (интонация причитания, плача), восходящую мажорную гамму (как отражение светлых эмоций). Предложить текст для импровизации («Наша Таня громко плачет...»).

Импровизировать музыкальный ответ на вопрос педагога. Учить опираться на логику ладовых тяготений.

«Гуси», «Самолет», «Снежок» Т. Бырченко.

5. Музыкально-дидактические игры

Продолжать совершенствовать звуко-высотный слух детей.

Формировать у детей тембровое восприятие.

«Узнай песенку по двум звукам» Е. Тиличеевой; «Определи инструмент» (задание).

6. Приобщение к игре на инструментах

Совершенствовать игру на треугольнике, колокольчиках, металлофоне.

Закреплять умение игры на триоле через извлечение звуков различной длительности.

«Вальс» А. Гречанинова; «Белка» Н. Римского-Корсакова.

январь — февраль — март

Программное содержание

Репертуар

1. Слушание музыки

а)Восприятие музыкальных произведений.

Дать детям представление о контрастных музыкальных образах. Учить различать их в двух разных частях пьесы.

Привлекать внимание детей к слушанию пьесы, обратить внимание на порывистое звучание, предлагать высказываться о характере музыки, образе, переданном ею.

Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как музыка рассказывает?») в трех вариациях, которые изображают марширующих детей, игрушечных солдатиков и физкультурников.

Приучать детей прислушиваться к слову в вокальной музыке разного характера, учить различать в ней образы, высказываться о них.

б)   Развитие музыкального слуха и голоса.

Развивать чувство ритма, учить различать ритмические рисунки, состоящие из восьмых и четвертных длительностей.

Инструментальная музыка

«Трубы звонкие трубят», «Слон и Моська» И. Арсеева.

«Первая утрата» Р. Шумана; «Необычайное приключение» А. Гречанинова.

«Три марша» Д. Кабалевского.

Вокальная музыка

«Почему медведь зимой спит?» Л. Книппера, ел. А. Коваленкова; «В углу» М. Мусоргского (из вокального цикла «В детской»). «Ритмическое лото», «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Смелый пилот», «Месяц май» Е. Тиличеевой.

Русские народные песни

«Как на тоненький ледок».

2. Певческая деятельность

а)  Усвоение певческих навыков.

Учить детей исполнять песни, передавая их характер, совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании музыкальные фразы.

Петь песни выразительно, естественным звуком, напевно, без напряжения, слитно по динамике.

Начинать песню сразу после вступления, точно передавать ритмический рисунок, динамические оттенки; учить исполнять песню нежного, лирического характера напевно, точно интонируя, отчетливо произнося слова.

Учить исполнять песню веселого, подвижного характера, рисующую картину зимы, петь легким звуком, мягко заканчивая музыкальные фразы.

Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, самостоятельно различать музыкальное вступление, запев, припев.

б)  Песенное творчество.

Побуждать детей импровизировать звукоподражания в определенной тональности.

Импровизировать окончание несложной мелодии, начатой взрослым в определенной тональности; импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос педагога, развивать чувство лада.

«Мама»   Ю. Чичкова, ел.   М. Пляцковского; «Солнце улыбается» Е. Тиличеевой. «Зимушка     хрустальная»    А. Филиппенко, ел. Г. Бойко, пер. К. Лидина.

«Пароход», «Сверчок» Е. Тиличеевой; «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера.

Программное содержание

Репертуар

3. Музыкально-дидактическая игра

Формировать тембровый слух детей: учить воспринимать и различать звучание пяти музыкальных инструментов (по выбору педагога).

Совершенствовать у детей звуковысотный слух.

«Угадай,  на чем  играю?»  Г.  Левкодимова; «Угадай, какая матрешка поет?» (упражнение).

4. Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

Побуждать детей играть ритмично на ложках в ансамбле с фортепиано; правильно держать ложки и извлекать звук (1-я и 3-я части — «в зеркальце», 2-я часть — в ладонь).

Добиваться ритмичной игры в ансамбле.

«Смелый наездник» Р. Шумана.

5. Музыкально-образовательная деятельность

Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке, композиторах разных национальных школ, о взаимосвязи видов искусства (музыка и литература, музыка и живопись).

Учить различать средства выразительности путем их сравнения в инструментальном звучании (фортепиано) и оркестровом варианте.

Учить употреблять музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, музыкальная форма (части музыки), высокий и низкий регистр, музыка легкая, подвижная, нежная, суровая и т. д.).

Добиваться от детей понимания выразительности музыки («Чувства и настроения»), изобразительности («О чем рассказывает музыка?»).

апрель — май

Программное содержание

Репертуар

1. Слушание музыки

а) Восприятие музыкальных произведений.

Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить различать средства музыкальной выразительности.

Учить детей чувствовать ясную фразировку пьесы, динамические и темповые изменения.

Обращать внимание детей на выразительные средства пьесы, регистровые, динамические изменения.

Формировать представление о содержании одночастной музыки.

Учить различать средства выразительности в пьесе танцевального характера, трехчастную форму, темповые и динамические изменения.

Инструментальная музыка

«Шутники» В. Мурзина. «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. «Пограничник»,  «Веселые ласточки» И. Арсеева;

«Неаполитанская песенка» П. Чайковского. Вокальная музыка

«Нянина сказка» М. Мусоргского (из вокального цикла «В детской»).

Программное содержание

Репертуар

3. Музыкально-дидактическая игра

Формировать тембровый слух детей: учить воспринимать и различать звучание пяти музыкальных инструментов (по выбору педагога).

Совершенствовать у детей звуковысотный слух.

«Угадай,  на чем  играю?»  Г.  Левкодимова; «Угадай, какая матрешка поет?» (упражнение).

4. Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

Побуждать детей играть ритмично на ложках в ансамбле с фортепиано; правильно держать ложки и извлекать звук (1-я и 3-я части — «в зеркальце», 2-я часть — в ладонь).

Добиваться ритмичной игры в ансамбле.

«Смелый наездник» Р. Шумана.

5. Музыкально-образовательная деятельность

Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке, композиторах разных национальных школ, о взаимосвязи видов искусства (музыка и литература, музыка и живопись).

Учить различать средства выразительности путем их сравнения в инструментальном звучании (фортепиано) и оркестровом варианте.

Учить употреблять музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, музыкальная форма (части музыки), высокий и низкий регистр, музыка легкая, подвижная, нежная, суровая и т. д.).

Добиваться от детей понимания выразительности музыки («Чувства и настроения»), изобразительности («О чем рассказывает музыка?»).

апрель — май

Программное содержание

Репертуар

1. Слушание музыки

а) Восприятие музыкальных произведений.

Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить различать средства музыкальной выразительности.

Учить детей чувствовать ясную фразировку пьесы, динамические и темповые изменения.

Обращать внимание детей на выразительные средства пьесы, регистровые, динамические изменения.

Формировать представление о содержании одночастной музыки.

Учить различать средства выразительности в пьесе танцевального характера, трехчастную форму, темповые и динамические изменения.

Инструментальная музыка

«Шутники» В. Мурзина.

«Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

«Пограничник»,  «Веселые ласточки» И. Арсеева;

«Неаполитанская песенка» П. Чайковского. Вокальная музыка

«Нянина сказка» М. Мусоргского (из вокального цикла «В детской»).

Программное содержание

Репертуар

б) Развитие музыкального слуха и голоса.

Развивать ритмическое и динамическое восприятие детей.

Формировать динамический слух, учить различать звучание трех динамических оттенков (очень громко, громко, тихо).

Совершенствовать восприятие основных свойств звука: высоты, длительности, тембра и динамики.

«Музыка дождя». Игровое упражнение: дождь

стучит по крыше (громко), листочкам деревьев

(не очень громко), лужицам (тихо).

«Узнай звучание своего аккордеона» (муз. Г. Левкодимова).

2. Певческая деятельность

а)  Усвоение певческих навыков.

Учить детей выразительно исполнять песни разного характера, петь легко, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно передавать мелодию.

Учить детей начинать пение сразу после музыкального вступления, правильно брать первый звук.

Исполнять песню напевного характера, совершенствовать навык точно попадать на первый звук и правильно брать дыхание перед фразой и между фразами, закреплять умение петь без музыкального сопровождения.

Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, в умеренном темпе, негромко.

б)  Песенное творчество.

Учить заканчивать песню небольшой фразой, используя вопросно-ответную форму и допевание до тоники.

Предлагать детям импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым.

Совершенствовать песенное творчество.

Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса

«Здравствуй, утенок!», венгерская народная песня; «Ехали медведи» М. Андреевой, ел. К. Чуковского.

Русские народные песни

«А я по лугу...».

Песни для разучивания

«Просто девочки, просто мальчики» Ю. Чичкова,  сл. Р.   Рождественского; «Подснежник» Г. Левкодимова. «Поезд», «Мишка», «Зайка» Т. Бырченко.

«Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.

3. Музыкально-дидактическая игра

Формировать звуковысотный слух, упражнять детей в различении трех музыкальных звуков по высоте.

Развивать музыкальную память детей.

«Бубенчики» Е. Тиличеевой, ел. Л. Дымовой. «Кто автор произведения?» (задание).

4. Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных произведений по одному и в ансамбле.

Учить играть на бубне разными способами: удар пальцами левой руки и легкое встряхивание кистью правой руки.

Задания учебного года.

«Неаполитанская песенка» П. Чайковского.

Примерное распределение материала для занятий по ритмике и танцу

сентябрь — октябрь

Программное содержание

Репертуар

1. Упражнения без музыки

Развивать мышцы плечевого пояса, шеи, плеч, ног.

Учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.

Развивать кисти рук.

«Поднимание и опускание плеч»; «Маятник»; «Наклон головы вперед-назад»; «Паровозик».

«Сгибание кистей вниз и вверх».

2. Упражнения

Учить выполнять движения ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки.

Самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой частей музыки.

Развивать плавность рук.

Упражнять в танцевальных движениях.

«Поднимание согнутой ноги в колене», «Пружинка», «Оттягивание носочков и пяток» (упражнения); «Бодрый шаг» (муз. Н. Богословского, Д. Дешевого); «Найди свое место в колонне» («В темпе марша» Ф. Найдененко); «Мячики прыгают, мячики покатились» («Веселые мячики» М. Сатулиной); «Полоскать платочки» — 2-й вариант (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой).

3. Психогимнастика

Развивать внимание, память. Провести психомышечную тренировку без фиксации внимания на дыхании.

«Слушай хлопки!»; «Вот так позы!»;  «Где ты?»; «Медвежата в берлоге».

«Лисонька»

4. Музыкально-ритмические задания и игры

Учить определять регистры, динамику, темп и окончание музыкального произведения.

Развивать музыкальную память и чувство ритма. Представлять притопами ритм, рисунок мелодии.

«Не будь зевакой» —2-е задание; «Пьеса» Е.Тиличеевой; «Дедушка и внук» И. Арсеева; «Помни свой марш» О. Фельцмана; «Я буду полярником» А. Островского; «Парад на Красной площади» В. Ребикова; «Игра в солдатики», «Три притопа» Н. Александровой.

5. Музыкально-дидактические игры

Слышать и передавать в движении смену частей музыкального произведения.

Расширять у детей представления о жанрах музыки.

Развивать умение различать характер марша и передавать его в движениях разного характера (бодрый, торжественный или высокий шаг).

«Музыкальные ласточки» («Вальс» А. Жилина).

«Чей это марш?» («Детский марш» Г. Левкодимова).

«Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» (музыка подбирается педагогом-музыкантом ).

6. Танцы, пляски

Продолжать знакомить детей с русской народной музыкой плясового характера.

Вспоминать знакомые танцевальные движения русской пляски.

Четко повторять их за солистом.

Пляска «Зеркало» («Во лесочке комарочков много уродилось», русская народная мелодия); «Три притопа» («Маленький танец» Н. Александрова).

Программное содержание

Репертуар

7. Игры

Выделять различные части музыки.

Двигаться в соответствии с характером каждой части.

Уметь быстро строить круг, находить своего ведущего.

Ритмично хлопать в ладоши, постоянно меняя положение рук.

Действовать под слова потешки.

«Чей   кружок  скорее   соберется?»  (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой). «Хлопай!» (муз. и ел. Е. Макшанцевой); «Две тетери», «Ты играй, моя гармошка!», русские народные песни.

8. Игровое и танцевальное творчество

Развивать образность и выразительность движений. Способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

Воспитывать музыкальный вкус, самостоятельность в передаче игровых и танцевальных образов.

«Полоскать платочки» (муз. Т. Ломовой); пляска «Зеркало»; «Котик и козлик» Е. Тиличеевой.

ноябрь — декабрь

Программное содержание

Репертуар

1. Упражнения без музыки

Развивать мышцы плечевого пояса, ног. Учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса. Развивать кисти рук.

«Ронять руки»; «Маятник»; «Отведение кистей вправо-влево»; «Отводить и приводить стопу наружу и внутрь»; «Круговое вращение двумя стопами, двумя ногами»; «Выставление ноги на носок в сторону и вперед».

2. Упражнения

Учить менять движения в соответствии с изменением динамических оттенков и формой музыкального произведения.

Воспринимать и передавать в движении характер музыки. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием частей музыкального произведения.

Учить видоизменять одно и то же движение. Развивать плавность движений рук.

Учить исполнять простейшие движения русской пляски в соответствии с характером музыки.

«Ходьба   различного   характера»   («Марш» М. Робера).

«Спокойный шаг» («Этюд» Т. Ломовой). «Побегаем!» («Тема из вариаций» К. Вебера).

«Учимся скакать с ноги на ногу» (английская и французская народные мелодии). «Ветерок и ветер» («Лендлер» Л. Бетховена). «Попляшем и потопаем» («Плясовая» А. Гольденвейзера)

3. Психогимнастика

Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Развивать выразительность жеста.

Учить расслаблять мышцы.

Уметь выражать интерес, удовольствие, радость, отвращение.

«Запрещенное движение»; «Не покажу!»; «Штанга»; «Что там происходит?»; «Ласка»; «Два клоуна»; «Соленый чай».

Программное содержание

Репертуар

4. Музыкально-ритмические задания и игры

Определять характер музыки. Определять окончание музыкального произведения.

Ощущать ритм музыкального произведения.

«Мальчики пляшут, девочки танцуют» (муз. И. Арсеева); «Мыши и мышеловка» — 2-е задание («Вальс» Ф. Шуберта — отр.). «Вовремя    вступай» — 1-е    задание    («Дед и внуки» Е. Бекман-Щербиной).

5. Музыкально-дидактические игры

Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Развивать тембровое восприятие детей.

Имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочке, гармошке, балалайке, ложках.

«Выбери инструмент» — музыкальные фрагменты в записи со звучанием этих инструментов.

6. Танцы, пляски

Выполнять несложную музыкальную композицию.

Двигаться в ритме музыки.

Менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз.

Согласовывать движения с музыкой.

Начинать движение сразу после музыкального вступления.

«Настоящий друг» Б. Савельева, ел. М. Пляцковского.

7. Игры

Самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.

Выполнять несложные движения в ритме музыки, передавать образ Петрушек.

Действовать под слова потешки.

«Зайцы и лиса» («В садике» А. Майкапара).

«Петрушки» (русская народная мелодия «Ах вы, сени...», обр. и ел. Е. Макшанцевой). «Андрей-воробей», русская народная потешка.

8. Игровое и танцевальное творчество

Учить самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку трехчастной формы.

«Ветерок и ветер» (муз. Л. Бетховена). :<Зайцы и лиса» (муз. А. Майкапара).

январь — февраль — март

Программное содержание

Репертуар

1. упражнения без музыки

Учить чувствовать напряжение и расслабление мышц корпуса.

Развивать мышцы шеи, ног. Развивать кисти рук.

«Ронять корпус»; «Медленное круговое движение головой направо-налево»; «Вращение кистями»; «Кошка выпускает когти». «Полоскаем, сушим, обмахиваемся платочком».

Программное содержание

Репертуар

2. Упражнения

Учить передавать в движении характер му-

Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и отмечать их окончание.

Правильно и ритмично двигаться под музыку разного характера.

Начинать движение после вступления.

Совершенствовать различные виды прыжков.

Развивать плавность движений рук.

«Отойди и подойди» (чешская народная мелодия); «Мальчики и девочки» (английская народная мелодия в обр. Л. Вишкарева). «Вертушки»  (украинская  народная  мелодия в обр. Я. Степового).

«Всадники» («Игра» В. Витлина).

«Передача платочка» — 2-й вариант («Вальс» А. Жилина).

3. Психогимнастика

Развивать память.

Учить расслаблять мышцы.

Учить выражать удовольствие, страдание, гнев, различные эмоции, стыд.

Учить отображать положительные и отрицательные черты характера.

«Кто что делал?»; «Каждый спит»; «Любящие родители»; «Северный полюс»; «Король Боровик не в духе».

«Котята»; «Любящий сын»; «Упрямый мальчик»; «Стыдно».

4. Музыкально-ритмические задания и игры

Ощущать начало и конец музыкальной фразы.

Определять сходство и различия музыкальных построений и ощущать ритм.

Определять характер музыки.

Развивать восприятие сильной доли и затактового построения фразы.

Отрывок из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» —

3-е задание.

Отрывок из «Оксфордской симфонии» И. Гайдна.

Марш из оперы Ш. Гуно «Фауст».

5. Музыкально-дидактические игры

Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков:

— петушок,

— курочка,

—  цыпленок.

Закреплять умение различать изменение темпа музыки: ускорение и замедление.

«Петушок, курочка и цыпленок» (муз. Г. Левкодимова).

«Веселый поезд» («Поезд» М. Старокадомского).

в. Танцы, пляски

Двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы.

Совершенствовать координацию движений.

Следить за четкостью, ритмичностью и выразительностью исполнения движений.

Упражнять в кружении вправо и влево, держась за одну руку.

«Парная пляска» (чешская народная мелодия).

«Пляска с ложками» («Ах вы, сени...», русская народная мелодия в любой обр.).

Бальный танец «Хлопки» (музыка подбирается педагогом-музыкантом).

7. Игры

Выразительно передавать движениями характер музыки: легко и ритмично бегать.

«Игра со звоночками» (муз. Ю. Рожавской); «Резвые ножки».

Программное содержание

Репертуар

точно реагировать на окончание музыки.

Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры.

Ритмично выполнять различные прыжки, согласовывая их с музыкой.

Действовать под слова потешки.

«Из-за леса, из-за гор», «Под мельницей, под вертельницей», русские народные песни. «Всадники» (муз. В. Витлина).

8. Игровое и танцевальное творчество

Учить самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ на музыку веселого, игривого, энергичного характера, с ярким ритмическим рисунком.

Самостоятельно использовать знакомые танцевальные движения и с помощью их передавать легкий, веселый характер музыки.

Не повторять движения друг за другом.

Передавать в движении образ паровоза, постепенно ускоряя и замедляя темп (можно помочь себе возгласом «чу-чу-чу»).

Развивать творчество, фантазию детей.

Самостоятельно передавать игровые образы: гордого, важного петушка, доброй, заботливой курочки, смешного, забавного, веселого цыпленка.

Возможны варианты передачи этих образов другого характера по желанию детей.

Используется музыкальный материал из раздела «Музыкально-дидактические игры».

апрель — май

Программное содержание

Репертуар

1. Упражнения без музыки

Развивать мышцы плечевого пояса, шеи, ног.

Учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса.

Развивать кисти рук.

«Твердые и мягкие руки»; «Мельница».

«Рисуем головой, носом, подбородком»; «Стряхивание воды со всей руки»; «Гармошка».

2. Упражнения

Учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой частей музыки.

Совершенствовать основные движения.

Начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки.

Начинать движение сразу после вступления.

Добиваться свободных, ненапряженных рук у детей.

Совершенствовать плясовые движения.

«Стройся    за    ведущим!» — 2-й    вариант («Марш» Ф. Найдененко); «Поднимай флажок» (болгарская народная мелодия в обр. Т. Ломовой). «Бег с лентами» («Экосез» А. Жилина); «Кто лучше скачет?» («Игра» Т. Ломовой). «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия в обр. Л. Вишкарева). «Пляши веселей» (латышская народная мелодия).

Программное содержание. Репертуар

3. Психогимнастика

Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Учить выражать удовольствие, страдание, страх, различные эмоции.

«Противоположные движения»; «Цветок». «Страх»; «Прогулка».

4. Музыкально-ритмические задания и игры

Уметь передавать в движении яркие акценты и динамические изменения в музыке.

Учить определять сильную долю в четырехдольном размере.

Определять плавное и отрывистое движение в музыке.

«Поднимай флажок» (болгарская народная мелодия), «Марш» (муз. Р. Шумана).

«Воробьи и автомобиль» (муз. М. Раухвергера).

5. Музыкально-дидактические игры

Определять жанр музыки:

— марш — флажок, барабан;

— плясовая — платочек, бубен;

-- вальс — цветок, треугольник.

Передавать в движении характер музыки.

Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Двигаться в соответствии с трехчастной формой.

«Три кита», «Марш» (муз. И. Дунаевского); «Как у наших у ворот», русская народная песня; «Вальс» (муз. А. Гречанинова).

«Узнай сказку» («Красная Шапочка и Серый Волк» Г. Левкодимова).

6. Танцы, пляски

Выполнять несложную последовательность танцевальных движений.

Придумывать игру с мячами.

Согласовывать движения с музыкой.

Начинать движения сразу после вступления, точно заканчивать их в конце музыкальной фразы.

Передавать движением характер песни.

Начинать движения сразу после вступления, согласовывать их с музыкой.

Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения.

«Ни кола, ни двора» И. Ефремова, ел. Р. Сейфа. «Вару-Вару» Р. Паулса.

«Веснянка»,   украинская   народная   мелодия в обр. С. Полонского.

7. Игры

Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии.

Вырабатывать у детей выдержку.

Продолжать учить легкому, ритмичному, стремительному бегу.

Выполнять несложные движения под текст песни, менять их в соответствии со сменой частей музыки.

Действовать под слова потешки.

«Ловишка» (муз. И. Гайдна). «До чего ж у нас красиво» (русская народная мелодия «Ах вы, сени...», ел. Е. Макшанцевой); «Вышел козлик погулять», «Сяду-встану», «Раду га-дуга», русские народные потешки. «После дождя», венгерская народная мелодия.

Программное содержание. Репертуар

8. Игровое и танцевальное творчество

Развивать творческое воображение, наблюдательность.

Учить изменять движения в соответствии с характером музыки.

Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ (нежный, лирический образ Красной Шапочки и страшный образ Серого Волка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...