Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

  1. Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?
  2. Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?
  3. Что такое интонация в музыке?
  4. Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни?
  5. Рассмотрим на практике музыкально-художественную деятельность, ее структуру и своеобразие в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_2.docx23.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Прежде, чем  рассматривать основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. необходимо ответим на вопросы:  

  1. Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?
  2. Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?
  3. Что такое интонация в музыке?
  4. Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни?
  5. Рассмотрим на практике музыкально-художественную деятельность, ее структуру и своеобразие в соответствии с ФГОС ДО.

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы,  необходимо обратиться собственно к сущности музыкального искусства.

Аристотель писал:  «Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства».  

Может ли каждый из нас утверждать, - «Я люблю музыку».

И это лишь один фактор, который объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой.

Необходимо знать

 1. Какую музыку я люблю?

2. Понимаю ли я музыку? 

3. Как я понимаю музыку?

И как это ни парадоксально, когда заходит разговор о музыке, она оказывается непонятным и загадочным феноменом. Несмотря на то, что музыка является неотъемлемой частью жизни любого человека.

В этой ситуации - традиционный ответ, которой можно услышать от взрослого человека: «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...».

Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.

Но все же мы попытаемся помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, т.е. стать участником таинства общения с музыкой;

помочь понять художественный образ, который раскрывает описываемое явление действительности. 

А что же делает художественный образ неповторимым и уникальным?

Ведь на самом деле природа музыки, ее художественных образов связана и с интонацией.

Музыкальная и речевая интонации во многом схожи.

Средствами передачи интонаций в речи являются:

  • высота (регистр речи),
  • громкость (разговор на повышенных тонах или приглушенный),
  • ритм (отрывистая или плавная речь),
  • темп (быстрота речи),
  • оттенки тембра (вы не узнаете окраску голоса человека в минуты его волнения).

Что же такое интонация в музыке?

1.      Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков), в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ.

2.      В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Через интонацию в музыке отражаются человеческие чувства, представления, явления окружающего мира.

3.      Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой.

 Интонация — это язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека.

Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни?

В действительности это происходит, потому что интонации популярных эстрадных песен соответствуют ритму времени. Более того - их интонации не требуют серьезного эмоционального погружения... Ведь зачастую эстрадные песни состоят из самых бессмысленных слов… или построены на частом повторении одного итого же слова или предложения…. Т.е. они слишком просты….

Мы как простые слушатели, не музыканты - воспринимаем музыку именно - интонационно. А интонационное восприятие музыки не предполагает ее разделение на составляющие — т.е. мелодику, ритмику, интервалы. Такое осознание музыки возможно через аналитические операции. Для совершения таких операций необходимо специальное обучение. Поэтому профессиональные и непрофессиональные музыканты разнятся в понимании музыки.

Исходя из сказанного, процесс общего музыкального развития ребенка, который осуществляется в детском саду, должен отличаться от процессов специального обучения музыке.

В этом случае – мы должны помочь ребенку:

  1. понять интонацию в музыке,
  2. научить его читать музыкальный язык,
  3. и в результате научить понимать музыку.

В музыкальной интонации – мы должны помочь ребенку:

  1. Услышать эмоции, которые передает музыка (а для этого мы подбираем соответствующий музыкальный репертуар, который ярко рисует те или иные жизненные эмоции, близкие детям).

Предложить детям прослушать контрастное произведение и определить его эмоциональный фон, итак, внимание:

«Плакса», «Резвушка», «Злюка» Д.Б. Кабалевского. 

Начнем с того, что музыкальное произведение имеет три контрастных настроения, а точнее три эмоции. Что же это за эмоции?

С какой эмоцией мы встретились в самом начале? – ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ.

В середине? ЗАДОР, ШУТКА. В заключении? ЗЛОСТЬ, ГНЕВ. 

Это было музыкальное произведение Д.Б. Кабалевского, которое называется «Плакса», «Резвушка», «Злюка».

С эмоцией радости детей знакомит музыкальное произведение П.И. Чайковского из «Детского альбома» «Немецкая песенка».

С эмоцией грусти «Старинная французская песенка» .

Таким образом, опираясь, на ярко-эмоциональный музыкальный репертуар мы помогаем ребенку понимать и чувствовать музыку.

 Для того чтобы сформировать в сознании ребенка музыкальный образ, мы снова, опираясь на определенный музыкальный репертуар, – помогаем ребенку понять этот образ.

В этом случае, например, познакомьте детей с «музыкой воды».

Предлагаем детям прослушать вступление к опере «Садко», «Океан-море синее» (Н. А. Римского-Корсакова). В этом произведении композитор изобразил, какое бывает море: а море бывает - тихое, спокойное, взволнованное, бушующее.

За счет подобного рода образных произведений, музыка для ребенка становится доступнее и понятнее. Это происходит потому, что ребенок слушая музыку, сосредотачивает свое внимание на уже конкретном музыкальном образе.

И в итоге, для ребенка программная, образная музыка доступнее для понимания. Она обогащает его эстетические чувства, развивает музыкальное мышление, творческое воображение и представления о красоте музыки.

Музыка — многожанровое искусство. Вы с легкостью можете назвать разные виды (жанры) музыки. Какие жанры нам известны? ..

Конечно – это песня, симфония, опера, романс, мазурка, балет, шлягер...Как же сориентироваться в таком разнообразии музыкальных жанров? Самая простая классификация музыки — деление ее на хорошую и плохую.

В эти две группы могут быть отнесены произведения любых стилей и жанров: деление на хорошую и плохую музыку субъективно.

Как определить, хорошую или плохую музыку?

В первую очередь по тому, нравится она вам или нет. Но по сути, хорошая музыка — это музыка, в которой есть эмоционально-образная глубина, переданы переживания автора, его «душа», т.е. выражен художественный образ.

Можно выделить классическую, популярную и народную музыку.

Классическая музыка — это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

Популярная музыка — это музыка сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую напевают.

Народная музыка — музыкальный фольклор, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается из поколения в поколение, как правило, изустно.

Эти группы открыты, и музыкальные произведения могут в них свободно мигрировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

«Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Методический материал. Формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически....

«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...

Статья "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Одна из главных основ развития детей по признанию педагогов и психологов, - Всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностя...