Семинар-практикум "Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника"
методическая разработка по теме

Белова Татьяна Владимировна

 Методическая разработка семинара-практикума адресована методистам, педагогам-психологам и воспитателям ДОУ.  Посвящена общению как психологическому феномену. В ходе работы на семинаре-практикуме педагоги актуализируют свои знания по данной проблеме и выйдут на осознание роли межличностного общения в эмоционально-личностном развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника.

Структура семинара.

1. Организационный этап.

2. Информационная часть:

      2.1 Актуализация знаний об общении.

       2.1 Модели педагогического общения.

      2.3 Практикум «Подумайте и ответьте себе, свойственно ли вам такое поведение? »

       2.4 Упражнение «Поговорим!»

        2.5 Практикум по активному слушанию.

3. Практический инструментарий (методическая копилка):

        3.1 Памятки воспитателям;

        3.2 Игры на регуляцию психофизического состояния.

4. Рефлексия.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Слайд 1.

Сообщение темы, цели, задач, планируемого результата, плана и времени работы.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем занятие семинара-практикума “Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника”. Наша встреча посвящена общению как психологическому феномену. В ходе совместной работы мы актуализируем знания по данной проблеме, выйдем на осознание роли межличностного общения в эмоционально-личностном развитии  ребенка.

  1. Информационная часть.

Слайд 2.

2.1 Актуализация  знаний об общении.

Ведущий: Обратимся к некоторым определениям понятия общение и проанализируем их.

Можно ли определить общение только как передачу информации?

Какие ещё стороны можно выделить в общении?

Слайд 3.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение — многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности. — например, физиологические (такие, как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем — либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие — все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека — врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад — это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Все сотрудники ДОУ должны отчетливо осознавать свою роль в воспитании детей, свое влияние на межличностные отношения в коллективе, друг с другом.

Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.

Взаимодействие складывается:

1. из физического контакта;

2. совместного перемещения в пространстве;

3. совместного группового или массового действия;

4. духовного;

5. вербального.

  1. Модели педагогического общения.

Слайд 4.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

 учебно-дисциплинарную;

 личностно-ориентированную.

Слайд 5.

1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:

·        Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

·        Тактика общения: диктат или опека.

·        Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

 В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.

Слайд 6.

           2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения  Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии.

Слайд 7.

Отношения «педагог - воспитанник» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир педагога (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ребенка (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;

- интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;

 - восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

   2.3 Практикум «Подумайте и ответьте себе, свойственно ли вам такое поведение? »  (Приложение 1).

После того, как вы ответили на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с вами ребенок. Вновь ответьте на эти вопросы.

Если ваши ответы не изменились, то вы либо совершенно не замечаете ребенка, не ориентируетесь на него, либо он настолько ваш (не отделим от вас, что ваше поведение всегда подчинено его «скрытому присутствию».

Задание 1.

Слайд 8.

2.4 Техника «Активное слушание».

В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент вы не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь.

Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.

Практикум по активному слушанию.

Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проиграть 2 раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, другой — ребенка; во втором случае участники меняются ролями.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю»: «Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

1. «А Вася отобрал у меня паровозик! »

2. «Они не принимают меня играть! »

3. «А вот я нарисовал! »

4. «А маму вчера отвезли в больницу»

Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем. Которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1- 2 минуты. После проигрывания ситуации, участник, игравший роль «ребенка», рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и проигрывают другую проблему из предложенных выше. В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.

Задание 2.

Слайд 10.

2.5 Упражнение “Поговорим!” (Приложение 2).

Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);

– партнеры меняются позициями и говорят дальше;

– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).

Обсуждение результатов выполнения упражнения:

В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?

Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?

 Слайд11.

« Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

(Приложение3).

Слайд 12.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Взаимодействие субъектов образования как фактор успешной адаптации дошкольников младшего возраста

Взаимодействие бывших выпускников и вновь набранных ребятишек помогло решить 2 задачи: 1. Помочь первоклассникам преодолеть нервозность при поступлении в школу (страх перед неизвестным) и помочь малыш...

Эффективное управление как фактор успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения

Управление дошкольным образовательным учреждением в связи с принятием нового Закона «Об образовании», принятием ФГТ, а также со значительным увеличением контингента детей становится все более сл...

Проектный метод- фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ

Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ.Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанн...

Творческое развитие воспитанников ДОУ посредством театральной деятельности как фактор успешной социализации личности.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи, различные физиологические заболевания. Все эти нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к...

Практикум для родителей воспитанников средней группы на тему: «Факторы успешного речевого развития ребёнка»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...