Семинар-практикум для педагогов "Сотрудничество педагогов с семьей - фактор успешности воспитанников"
методическая разработка
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
- Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41»
Семинар – практикум для педагогов на тему:
«Сотрудничество педагогов с семьей – фактор успешности воспитанников»
Казанина М.А, старший воспитатель
г. Бийск, 2025
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
- Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Оборудование:
Памятки для педагогов по вопросу общения с родителями воспитанников.
Ход семинара:
- Вводная часть. Организационный момент.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему – сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу.
Старший воспитатель передает по кругу коробочку со звездачками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
После того, как все участники взяли звездочки, просит обратить внимание на цвет, каждая из звездочек имеет определенное значение:
- Зеленый - ожидаю успех на сегодняшнем семинаре.
- Красный – желаю общаться
- Желтый – проявлю активность.
- Синий – буду настойчива.
Слайд 2. Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ.
Слайд 3. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:
«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ФЗ «Об образовании в РФ» ст.
44, п.1.)
«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3. 2. 1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС и ФОП ДО, но и был открыт в общении.
- Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
II. Основная часть. Теоретическая часть.
На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!». Согласитесь, картина безрадостная. И хочется сказать, что такое просто невозможно.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Слайд 4. Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Давайте же узнаем самые универсальные средства, для этого я вам предлагаю поиграть. Упражнение «Волшебное озеро».
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
Щелчок мышкой 1. Улыбка поможет вам установить связь, доверие с родителями воспитанников, которая так необходима для сотрудничества и взаимодействия.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Щелчок мышкой 2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника. Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Щелчок мышкой 3.
Упражнение «Назови ласково» (с мячом): Вам необходимо передавать мячик друг другу, называя соседа ласковым словом.
Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём мяч по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого он остался, говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».
Анализ упражнения.
- Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
- Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Итак, мы выяснили, что самые универсальные средства общения – это:
- улыбка
- имя собеседника
- комплимент
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Слайд №5.
Упражнение «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнести фразы:
Щелчок мышки 1. Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
Щелчок мышки 2. Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности, побуждения, похвалы (интонации обозначены на карточках).
- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение «Самый трудный родитель».
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые, по их мнению, наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.
Анализ упражнения.
- Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
- Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации - Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (нарушение речи, отставание по программе, плохое поведение).
- Любой специалист ОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар».
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому что у них есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.
3.Практическая часть
Сейчас мы с вами немного поиграем, а для этого вам надо разделиться на 2 команды.
Задание «Аукцион педагогических идей»
Командам предлагается написать и потом назвать за 1 минуту как можно больше традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в современном обществе». Слово предоставляется воспитателю Пантелеевой А.В.
Выступление из опыта работы «Семейный клуб как интерактивная форма
взаимодействия с семьей». Слово предоставляется воспитателю Питуниной Ю.Б.
4.Рефлексия. Упражнение «Бочка меда».
На столе раскладываются нарисованные ложки с каплей меда и с каплей дегтя. Педагогам предлагается выбрать и положить в бочонок ложку с каплей меда, если семинар понравился или же с каплей дегтя, если что-то не понравилось.
Подведение итогов.
И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. К сожалению, жизнь в современном обществе делает человека жестоким. Но мы должны принимать родителей со всеми их проблемами и желаниями, пусть нам иногда этого и не хочется. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного, и использовать эту капельку во взаимодействии с ними.
Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.
Спасибо за участие!
Вручение памятки для педагога «Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными родителями».
Интернет ресурсы:
- http://doshkolnik.ru/pedagogika/544.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-dou-yefektivnoeobschenie-i-vzaimodeistvie-s-roditeljami-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника"
Методическая разработка семинара-практикума адресована методистам, педагогам-психологам и воспитателям ДОУ. Посвящена общению как психологическому феномену. В ходе работы на семинаре-практ...

Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
инклюзивное образование...

Семинар-практикум "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей"
Семинар-практикум...

Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
В настоящее время в систему образования все прочнее входиттермин «инклюзивное образование», подразумевающий обучение де-тей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, исклю-чени...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспита...




