Картотека сенсорных игр. Для младших дошкольников.
картотека (младшая группа) по теме

Шорова Зарема Аслановна

картотека сенсорных игр . для малышей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека сенсорных игр 38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сенсорных игр.

Для младших дошкольников.

Задачи.

1. Развивать мышление, расширять чувственный опыт;

2. Учить ориентироваться в признаках предметов и действовать с этими предметами;

3. Развивать мускулатуру рук, мелкой моторики пальцев;

4. Формировать пространственные отношения, представления;

5. Знакомить с математическими понятиями (геометрическими фигурами),  количественным  соотношением частей;

6. Размышлять над миром природы.

Геометрия малышам.   

             

1. Разноцветные резинки.

Используем дощечки с разноцветными силовыми кнопками, разноцветные резинки. Такое занятие может наполняться разным содержанием в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка.

1-ый вариант.  Повесить  резиночки  на кнопки такого же цвета.

Следующее задание для ребёнка - повесить несколько резиночек на кнопки, при этом воспитатель называет их цвет. Более сложное задание - повесить  красную резинку ниже синей, выше синей, рядом с ней.

2-ой вариант задания:

- прицепляя  резинки  на кнопки, изобразить  треугольник,  квадрат,  назвать  их цвет  (красный квадрат,  синий  треугольник...]

- изобразить  жёлтый  треугольник  ниже (выше)   красного  (уже подготовленного];

- изобразить большой зелёный квадрат, маленький жёлтый треугольник;

- разместить  треугольник в правом верхнем углу и т.д.;

- определить, какая фигура лишняя, почему (на дощечке изображены несколько белых треугольников и оранжевый квадрат];

- заполнить всю площадь геометрическими фигурами, назвать цвет каждой из них;

- посчитать, сколько изображено треугольников, сколько квадратов;

- изобразить домик, ёлочку кораблик, орнамент, и т. д.

2.Рисование бумагой.

Сначала - подготовительный этап. Предложим детям нарвать из бумаги мелкие кусочки и смять их в шарики. Когда шариков становится достаточно много, можно выкладывать из них разнообразные рисунки.  Изображение можно делать контурным (шарики выкладываются по нарисованному контуру) или силуэтным (шарики заполняют всю площадь). Вариантов выполнения задания может быть сколько угодно. На пример изображение солнышка, цветов, гриба, домика, овощей, фруктов.

     Прищепки.  

3. Весёлые игрушки.

Используем заготовки из картона, которые оживляем, закрепляя на ней прищепки. Можно предложить ребёнку самостоятельно выбирать цвет и способ размещения прищепок. Разгадываем загадки и читаем стихи про получившихся героев.

Варианты заданий:

- оживить ёжика, подарить (прищепить) ему грушу;

- изготовить ёлочку; ботву для морковки, ананаса;

  • сделать цветочек, лучики солнышку, листочки к дереву;

Разноцветные пластиковые крышечки.

4. Полоска.

Первое задание: Накрутить разноцветные крышечки, меняя руку с каждой следующей пробкой (цвета называет ребёнок или сам воспитатель).

Подобрать для каждой крышечки шнурок такого же цвета и завязать его на пробку.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть полоску, на которой накручены крышечки от пластиковых бутылок, определить их цвет, обращает внимание на чередование цветов, предлагает назвать их последовательно.  

Второе задание: Продолжить ряд, не нарушая заданную последовательность. Через 2-3 повтора воспитатель может сменить набор или последовательность цветов.

5. Мы - строители.

Материалом нам послужат крышечки от пластиковых бутылок. Задание. Используя разноцветные крышечки, построим домик для куклы, заборчик, гараж для машин и т.п. такое задание помогает формировать и первые навыки конструирования объёмного сооружения.

6. Мозаика.

Материал:  крышечки от пластиковых бутылок, цветной фон из какого-нибудь материала (на пример ткани).  Минимальный размер фона - формат a3.

Задание. Используя разноцветные  крышечки, как мозаичный материал, будем создавать разные рисунки.

 На начальном этапе можно  подсказывать  ребёнку возможные варианты исполнения задания: солнышко, бабочка, цветы, ягоды, черепаха, грибы, самолёт, машина.

7. Чудо-дерево.

Воспитатель предлагает детям вспомнить,  какие фрукты и ягоды растут на деревьях, обращает внимание на  их цветовые особенности (яблоки зелёные, красные, жёлтые; мандарины оранжевые; вишня бордовая и т.д.), предлагает разгадывать загадки о фруктах и ягодах.

Задание.  Изобразить плоды накручивая разные по  цвету крышечки на приготовленную заготовку дерева.

8. Поезд.  

Воспитатель предлагает рассмотреть поезд, назвать цвета вагончиков, определить чего не хватает поезду. Будем подбирать к каждому вагончику колёса того же самого цвета и накручивать их, называя цвет.  

Загадка:     «Чух-чух-чух» - он поёт  и дома на колёсах везёт.

                   У него есть фары - очи, светит ими среди ночи.   (Поезд).

9. Шнурки и нитки.

Формировать навыки самостоятельной работы. Развивать мелкую моторику рук. Учить сравнивать предметы по размер. Материал: пластиковые крышки с прорезанными отверстиями в середине, шнурок.

Первое задание. Создать простейшее украшение - бусы, продев шнурок в отверстие.

Второе задание. Пришить пуговицу к рубашке клоуна.

10. Воздушные шарики. 

Воспитатель предлагает рассмотреть воздушные шарики (пластиковые крышечки разного размера), обращая внимание на разный цвет шариков и  ниточек.

Задания. Подобрать к каждому шарику ниточку того же цвета. Назвать цвета шарика и ниточки и соотнести их: такой же цвет или другой. Привязать шарик (вставить ниточку в отверстие). Показать или назвать цвет самого большого шарика, самого маленького шарика.

11. Необычное рисование.

Познакомимся с выразительными возможностями линии.   Начнём формировать первоначальные композиционные   умения, прежде всего чувство ритма и гармонии цветов.

   Будем поощрять воображение и речевую активность.  В качестве материала используем рисунки-заготовки, разноцветные шнурки, ленточки, пуговки (чем больше видов     материала, тем любопытнее выполнение задание).

     Само содержание задания состоит в том, чтобы с помощью шнурка изобразить эти или другие предметы или  явления. На начальном этапе работы можно использовать  рисунки-заготовки, где шнурок или нить выкладываются по нарисованной линии. Задания постепенно усложняются:

- используя рисунок - заготовку, изобразить шляпки грибов;

- используя рисунок - заготовку, изобразить лебедя;

- используя рисунок - заготовку, изобразить домик улитки;

- изобразить воздушные шарики разного цвета и формы;

- изобразить цветы: колокольчик, ромашку и т.д.;

- изобразить волны спокойного моря, волнующегося моря, бурного океана;

- используя рисунок - заготовку с лебедем, изобразить реку и растения;

- изобразить бабочек, украсив им крылья;

- изобразить подводный мир: рыбы, медузы, растения, камни.

12.  Ёжик.  

Разгадать загадку про ёжика. Сделать ёжику колючки, продевая шнур по очереди в каждое отверстие на заготовке. Прослушать и выучить стихотворение:  

             Серый ёжик весь в иголках,  словно он не зверь, а ёлка.

             Хоть колюч молчун лесной   ёжик добрый, а не злой.

                         Загадка.

              Под соснами, под ёлками

             лежит мешок с иголками.  (Ёж)

13. Узелки. 

Специально заготовленные шаблоны из картона следует оживить, завязывая на них нитки, ленточки, шнурки  и т.д. в зависимости от  возраста ребёнка характер узелков может меняться (от обычных узелков до техники макраме). Предложим несколько вариантов заданий:

- золотая рыбка (сделать хвост);

- сказочная птица (сделать хвостик);

Пробки, пробковое дерево.

14. Черепаха, шишка и мостик.

Используем аппликации-заготовки и пробки, разрезанные на части.

 Задания. Создать изображение или наполнить аппликацию, используя кусочки пробки как элементы мозаики.  Например:

 - изобразить стволы деревьев;

 - помочь козлёнку перейти реку - сделать мостик;

 - сделать черепашке красивый панцирь;

 - изобразить шишку и т.д.

 Загадываем и разгадываем загадки о героях наших композиций.

Пластиковые бутылки.

15. Пирамиды.

Используем пластиковые бутылки, разные по размеру и цвету геометрические фигуры из картона. Задание. Надеть на пирамидку картонные фигуры, которые соответствуют наклеенным на пирамидке фигурам. Выбор правильной фигуры ограничивается формой, цветом или размером.  Например:

 - надеть на пирамидку фигуру той же самой формы (треугольник);

 - надеть на пирамидку фигуру того же самого цвета;

 - надеть на пирамидку квадраты, начиная с самого большого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

В работе с детьми  используются новейшие педагогические технологии. Работаем по программе «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, используем в образовательном процессе парциальные  программы:...

картотека сенсорных игр для младших дошкольников

Игры развивают мелкую моторику пальцев, мышление, знакомят с геометрическими фигурами, формируют пространственные  отношения, учат ориентироваться в признаках предметов....

«Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»

Данный материал предназначен для педагогов. Из которого педагог может применить в своей практике игры на формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших ...

Формирование основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников – как условие успешного овладения математическими понятиями.

Сенсорное воспитание - это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и...

Из опыта работы по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице

Кратко рассмотрена суть сенсорного развития ребенка от рождения до возраста младшего дошкольника, его необходимость, понятие сенсорных эталонов и воспитания сенсорной культуры ребенка. Указано предпол...

Картотека сенсорных игр детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...