Формирование основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Леонтьева Дарья Александровна

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы

«Формирование основных сенсорных эталонов у младших дошкольников».

 

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

         Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания:

- является основой интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетические чувства;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается, прежде всего,  путем соотнесения их между собой. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

   Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической и умственной деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. 

План работы:

        Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путём внедрения инноваций в образовательный процесс по формированию основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы формирования основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.
  2. Исследовать актуальность проблемы в рамках  ДОУ.
  3. Выявить наиболее приемлемые методы и приёмы по развитию сенсорики дошкольников, ввести в план дополнения по данному направлению.
  4. Исследовать результативность применения разработанных дополнений в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО.
  5. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми по данному направлению.
  6. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Сроки

Содержание работы

Практический выход

 

Изучение нормативно-правовых документов (ФЗ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564)).

Теоретические знания педагога.

Изучение организационно методической литературы по теме (программа «От рождения до школы» под ред.   Н. Е. Вераксы, интернет ресурсы, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»)

Теоретические знания педагога.

Изучение устава ДОУ, основной программы ДОУ.

Теоретические знания педагога.

Изучение парциальных программ по теме.

Теоретические знания педагога.

Определение наиболее приемлемых методов и приёмов по развитию сенсорики. Введение в план необходимых дополнений.

В течение года

Разработка конспектов по НОД с детьми младшего дошкольного возраста по теме.

6 конспектов НОД.

Разработка консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей

Подготовка и проведение консультации для педагогов ДОУ.

Консультация для педагогов

В течение года

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей.

Подготовка материала для сайта ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников – как условие успешного овладения математическими понятиями.

Сенсорное воспитание - это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и...

Из опыта работы по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице

Кратко рассмотрена суть сенсорного развития ребенка от рождения до возраста младшего дошкольника, его необходимость, понятие сенсорных эталонов и воспитания сенсорной культуры ребенка. Указано предпол...

"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"

Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в простра...

«Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактическую игру»

В В младшем дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Именно поэтому наше внимание направлено на обогащение опыта ребе...

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников...