Из опыта работы по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице
статья на тему

Карева Екатерина Александровна

Кратко рассмотрена суть сенсорного развития ребенка от рождения до возраста младшего дошкольника, его необходимость, понятие сенсорных эталонов и воспитания сенсорной культуры ребенка. Указано предположение о влиянии игр в юнгианской песочнице на процесс формирования сенсорных эталонов. Подробно проанализирован процесс непосредственно образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов способом игры в юнгианской песочнице

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карева Екатерина Александровна, педагог – психолог МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный»

Из опыта работы по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице

Аннотация. Кратко рассмотрена суть сенсорного развития ребенка от рождения до возраста младшего дошкольника, его необходимость, понятие сенсорных эталонов и воспитания сенсорной культуры ребенка. Указано предположение о влиянии игр в юнгианской песочнице на процесс формирования сенсорных эталонов. Подробно проанализирован процесс непосредственно образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов способом игры в юнгианской песочнице

Ключевые слова: сенсорное развитие, младшие дошкольники, сенсорные эталоны, юнгианская песочница.

Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей – один из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. И это не случайно, так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что нас окружает. А восприятие, в свою очередь, и является основой сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. [1] Все другие формы познания формируются уже на основе образов восприятия, и являются результатом переработки восприятия. То есть, ребёнок сначала ощущает, затем воспринимает, а потом уже представляет то, что было в предыдущем опыте восприятия.

Развитие сенсорики начинается с первых дней жизни ребёнка и проходит определённые этапы. К концу младенчества формируются такие свойства восприятия, как константность, правильность, предметность, системность, что способствует появлению в осознании детей первых предметных эталонов. В период раннего возраста, с помощью восприятия, происходят операции мышления, продолжают формироваться предметные эталоны, которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных эталонов. И, наконец, в возрасте младшего дошкольного возраста в сенсорном развитии основным является формирование в осознании ребенка сенсорных эталонов и способов их использования. [2]

От того, в какой мере ребенок сможет ориентироваться в окружающих его предметах и явлениях, будет зависеть его дальнейшее обучение и приобретение будущей профессии. А это, в свою очередь, определит всю его дальнейшую жизнь в современном мире.

В социальном мире, в процессе обучения и воспитания, восприятие ребёнка ориентируется на общепринятые нормы свойств предметов, которыми являются сенсорные эталоны. Данное понятие в своих исследованиях ввел А.В. Запорожец. Сенсорными эталонами называются формы геометрических фигур, цветовой спектр цветов, общепринятая система мер, шкала музыкальных звуков, характеристики вкусов и запахов. [3]

В младшем дошкольном возрасте основной задачей сенсорного развития является знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами. Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается рамками младшего дошкольного возраста, а продолжается и в дальнейшем, так как это довольно длительный процесс, который осуществляется на специально организованных занятиях, а закрепление знаний и умений — в повседневной жизни: в общении родителей и детей, на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.

Л.А. Венгер, в свою очередь, ввёл понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», которое дает нам четкое понимание того, что сенсорное развитие ребенка необходимо направлять и контролировать. В случае отсутствия данного вида деятельности с детьми, сенсорное воспитание детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) [4]

Любые виды деятельности ребёнка приносят свои положительные, а иногда и отрицательные плоды. На это влияет очень много факторов: интересы детей, мотивация к действиям, окружение (семья, личность педагога, друзья), предметно-развивающая среда, доступность в этой среде всего необходимого для развития дошкольников, содержание и структура подаваемого материала, использование различных видов и методов подаваемой информации и даже время организации деятельности.

В своих исследованиях по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста мы решили проанализировать влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). И это не случайно, так как в профессиональной деятельности мы обратили внимание на то, что дети с большим интересом и удовольствием принимают участие в играх, связанных с песком, что, в свою очередь, является одним из основных видов естественной деятельности ребёнка с природным материалом.

То, как на подсознание человека влияют игры с песком в юнгианской песочнице, было описано и доказано ещё К.Г. Юнгом, основоположником аналитической психологии. [5] Нами было сделано предположение, что, помимо психологического и психотерапевтического воздействия, игры в юнгианской песочнице положительно влияют на быстроту формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа осуществляется в группе трёх- и четырёхлетних детей. Занятия проходят два раза в неделю по 30 мин. Структура занятий включает в себя: два блока по 10 минут, динамическая музыкальная пауза — 10 минут, а так же — пальчиковая гимнастика по теме занятия.

Музыкальный блок строится на основе методики С. и Е. Железновых. [6] Дети вместе с преподавателем слушают и поют короткие песенки, выполняя при этом определённые движения. Песни ритмичные, спокойные и понятные для восприятия детей. Достоинствами данной методики являются: формирование чувства ритма, музыкальных способностей, развитие мелкой моторики рук, формирование навыков правильной речи, физическое и эмоциональное оздоровление ребёнка. Таким образом, музыкальный блок включает в себя: изучение и повторение песен, элементы зарядки, пальчиковые игры и общение при помощи жестов. Во время динамических пауз упражнения чередуются, происходит импровизация, фантазирование; дети отвлекаются от основной деятельности в песочнице и проявляют двигательную активность, которая необходима для дошкольников, так как её отсутствие (или ограничение) приводит к снижению умственной активности ребенка.

Занятия формируются по лексическим темам: «Овощи, фрукты», «Деревня», «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Посуда», «Я и моя семья», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Птицы», «Дикие животные», «Женский день», «Родной город», «Весна», «Транспорт», «Я — человек», «Деревья, цветы».

Комната для занятий оборудована столами, на которых установлены пластмассовые песочницы с голубым дном размером 50х70 см, высота борта песочниц - 10 см. Пропорции песочницы разработаны с учетом принципа золотого сечения.

За каждой песочницей дети занимаются вдвоем, что способствует развитию системы социальных отношений: дети приобщаются к нормам поведения и учатся взаимодействовать с другими детьми, учатся делить территорию для игры.

Во время непосредственной образовательной деятельности в песочницах, у детей повышается мотивация к играм, так как эти они вызывают у детей большую заинтересованность. Занятия проходят динамично, но в то же время, дети расслабляются вследствие того, что игры с песком оказывают на них релаксирующее воздействие (особенно это заметно в работе с активными детьми, склонными к дефициту внимания). Во время игр в песочнице абстрактные символы (геометрические фигуры, цифры и др.) «оживают», дети активно играют в сюжетно-ролевые игры, при этом, часто используют предметы-заместители и наделяют их несуществующими характеристиками и свойствами. [5]

В играх обязательно присутствует интрига главного действующего героя, им чаще всего является Мудрая сова (перчаточная кукла). Перчаточные куклы воспринимаются детьми лучше, чем обыкновенные, так как могут выполнять различные движения, в которых участие взрослого четко не прослеживается. Кукла в данном случае является промежуточным героем при взаимодействии дошкольника и педагога. По утверждению многих психологов, куклы позволяют детям чувствовать себя защищёнными при решении своих проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Кукла помогает заменить друга, она всё понимает и во всём может помочь. Дети переживают, всё происходящее вместе с куклой, она более доступна в эмоциональном и нравственном поведении для них. Мудрая сова предлагает различные задания, подбадривает, хвалит. [7]

В зависимости от непосредственной цели занятия детям предлагается: деревянный набор геометрических фигур разного цвета и размера, а так же набор Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики из набора «Сложи узор», различные шнуровки; разноцветные счетные палочки, миниатюрные фигурки: людей, домашних, диких животных; разнообразные растения, муляжи: овощей, фруктов, ягод; разного размера и цвета: пуговицы, бутылочки, мячики, игрушки, орехи, семечки, камни, а так же другие необходимые заготовки для совместной деятельности педагога с детьми.

Занятие начинается с приветствия, которое не меняется в течение всего учебного года: для этого используется фонарик со свечой. Детям нравится ритуал зажжения свечи, а в конце занятия каждый ребенок задувает свою, специально для него зажженную свечу — это помогает настроиться на работу, и вовремя закончить игры без негативных эмоций. Также, задувание свечей положительно влияет на силу выдоха, что способствует активизации речевых процессов. Сидя на подушках на полу преподаватель и дети здороваются друг с другом, и, здесь же, приступают к рассмотрению темы занятия (для чего используются материалы на бумажных и мультемедийных носителях). Например, на занятии, посвящённому теме «Деревня», после приветствия, педагог вместе с детьми просмотрел книгу «Где мы были летом. Знакомство с окружающим» с иллюстрациями Марины Федотовой (Издательство «Карапуз», серия «Для самых-самых маленьких»).

Этот блок проходит очень динамично, педагог стремится заинтересовать детей темой занятия, для того, чтобы до начала работы в песочнице ребята уже четко понимали, что от них требуется. Педагог побуждает ребенка найти и показать что-либо на картинке, привлекает внимание к книжным персонажам, побуждает строить простые фразы, описывать изображения с использованием прилагательных, наречий, глаголов, старается вызывать у детей эмоции (сочувствие, сопереживание, радость). Внимание детей заостряется на тех иллюстрациях, на основе которых будут предложены задания в песочнице.

Затем, начинается блок занятия, посвящённый непосредственно играм в песочницах. В качестве вводного задания детям предлагается, например, найти предмет, который Мудрая сова спрятала в песке. Данное задание готовит детей к активной деятельности и вносит элемент неожиданности (загадки) в учебный процесс. Сюрприз является одним из способов, который отвечает психологическим особенностям младших дошкольников: он стимулирует детей к удовлетворению открытий, помогает развитию фантазии и воображению; сюрприз радует детей, и украшают любую игру. На каждом занятии используются такие моменты, а иногда и не по одному.

В песочнице дети находят овощи и фрукты разного размера и цвета. На первом занятии Сова предлагает разложить их по корзинкам в зависимости от их размера, разделив, таким образом, все предметы на большие и маленькие. Для обсуждения детям предлагаются вопросы: «Что и где растет?», «Это овощ?» «Это фрукт?». Во время проведения последующих занятий, детям предлагается разделение овощей и фруктов по формам и цветам.

На занятии, посвящённом теме «Деревня» Мудрая сова даёт детям задание построить дом в деревне. Конструирование стимулирует формирование эталонов формы, развивает техническое мышление. После завершения строительства дома, происходит совместный анализ постройки. Педагог вместе с детьми обсуждает части и формы, из которых состоят дома. После завершения конструирования педагог также акцентирует внимание детей на цвете фигур и их величине.

Также, Мудрая Сова предлагает детям при помощи мозаики посадить на грядках возле построенного дома помидоры и огурцы (для этого детям предлагаются детали мозаики красного и зелёного цветов), таким образом, выполняя это задание, дети используют предметы-заместители.

Предметы-заместители развивают воображение, помогают фантазировать, проявлять творческую активность, они являются опорой для мышления. Использование в игре предметов-заместителей учит детей решать возникающие проблемы, и помогает им перейти на более высокий уровень игровой деятельности.

После того, как две грядки засажены помидорами и огурцами, педагог обсуждает с детьми их характеристики (только цвета). В дальнейших играх, помидоры и огурцы чередуются в разных комбинациях, и, постепенно, в игру вводятся новые овощи (цвета). Игры с мозаикой помогают развивать мелкую моторику рук и развивать логическое мышление, а в занятиях по сенсорному развитию мозаика используется для формирования эталонов цвета.

Для формирования эталонов цвета и величины во время лексической темы «Деревня» также используются разноцветные счетные палочки или палочки Киюзенера, которые являются хорошим дидактическим материалом в достижении поставленных целей. При помощи палочек дети строят забор вокруг дома, после чего педагог акцентирует внимание детей на размере и цвете досок для забора.

Далее, Мудрая сова просит детей подобрать животных и посадить их в огород деревни. Ребята с удовольствием выбирают из многообразия животных тех, которые живут в деревне. После этого педагог обсуждает с детьми размер, отличительные черты и названия животных.

Во время игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, детям разрешается разговаривать, более того, педагог стимулирует ребёнка к активному речевому сопровождению своих действий, так как для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи отмечают, что речевое сопровождение действий играет большую роль для психического развития ребенка.

В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования концептуальными требованиями к основной общеобразовательной программе являются: соответствие принципам развивающего образования, а так же использование адекватных возрасту форм работы с детьми, что обеспечивает становление личности ребенка. Реализация этих требований в полной мере осуществляется во время игр в песочнице.

Во время игр в юнгианской песочнице происходит развитие игровой активности дошкольников, которая включает в себя различные виды активности:

а) поисковую активность, (направлена на то, что ребенок по заданной ситуации, самостоятельно ищет информацию, включен в активно-преобразующую деятельность);

б) познавательная активность, (выражается в потребности в новых впечатлениях);

в) творческая активность (проявляется в актуализации творческого потенциала).

Таким образом, проведение занятий, включающих в себя игры в песочнице, а также, динамическую паузу (с применением методики С. и Е. Железновых) способны активизировать все виды игровой активности детей младшего дошкольного возраста. Что является необходимым элементом сенсорного развития дошкольников. [8]

Для формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице, занятия должны проводится последовательно и систематично с использованием дидактических игр, которые подходят для деятельности в песке. Различный дидактический материал делает занятия более интересными и разнообразными. План занятий строится таким образом, что в течении учебного года задания повторяются с постепенным переходом от простых заданий к более сложным.

Формирование сенсорных эталонов посредством игр в юнгианской песочнице происходит для детей интересно, динамично; в естественной деятельности ребёнка с природным материалом, активно развивается тактильная чувствительность - как основа развития «ручного интеллекта», ребёнок экспериментирует и работает самостоятельно. Во время игры в песочнице гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, и в дальнейшем это способствует развитию сюжетно-ролевой деятельности и коммуникативных навыков ребёнка, кроме этого, игра с песком оказывает релаксирующее воздействие на ребёнка. [9]

Ссылки на источники

  1. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЗ, 2013. – 72 с.
  2. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. // Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – С. 181 – 196.
  3. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.-метод.пособие.-М.:ТЦ Сфера,2014.-128 с.
  4. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвящение, 1988.-144 с.
  5. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
  6. Музыка с мамой ранее развитие ребенка [электронный ресурс]. URL: http://www.m-w-m.ru [дата обращения 06.02.2016 г.].
  7. StudFiles Файловый архив для студентов [электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/2957369/page:2/ [дата обращения 06.02.2016 г.].
  8. Пенькова, Л.А., Коннова, З.П., Малышева,И.В., Пыркова, С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера,2010. – 128 с.
  9. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В конспекте представлены разнообразные дидактические игры для:развития слухового восприятия звуков (разных по высоте -высокий, средний, низкий, разных по длительности -длинные, короткие).формирования ...

Формирование основных сенсорных эталонов у младших дошкольников.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников – как условие успешного овладения математическими понятиями.

Сенсорное воспитание - это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и...

«Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактическую игру»

В В младшем дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Именно поэтому наше внимание направлено на обогащение опыта ребе...