ТЕМА ПРОЕКТА: «Любимые сказки в развивающих играх»
проект по теме

Сяина Яна Борисовна

 

Сказки и развивающие игры

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…»    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл default_5.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

АВТОРЫ: Дерунова Елена Александровна

              Аббасова Яна Борисовна

Воспитатели ГБДОУ  №16 Московского района Санкт-Петербурга

ТЕМА ПРОЕКТА:  «Любимые сказки в развивающих играх»

                        Сказки и развивающие игры

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения…»    

                                                К.Д.Ушинский

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Учимся, играя»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

по доминирующему методу – творческий, игровой, развивающий;

по характеру участия – ребенок-участник;

по продолжительности – долгосрочный;

по предметному обучению – развивающий, речевой; познавательный, конструктивный,  логический;

по характеру охвата – фронтальный;

по характеру контактов – контакт между педагогами детского сада и родителями.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся играя».

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Воспитание современного ребенка и его познавательных и творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности – умные, успешные, самостоятельные, самодостаточные, стремящиеся к успеху, развитию.

Работа воспитателей построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, направленного на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве. Важнейший дидактический принцип – развивающее обучение и правильно организованной обучение «ведёт» за собой развитие. «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» - В.Давыдов. Развитие выступает

                                - 2 -

как важнейший результат успешности воспитания и образования детей в детстве.

        СКАЗКИ. Почему именно они?

 Сказки – это первые представления малыша об окружающем мире,  о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании  иллюстраций, сказки дают возможность развивать у ребенка образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе.

        РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА. Почему именно они актуальны в детском развитии?

-  Широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе;

-  многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач;

- вариативность игровых задач и упражнений;

- творческий потенциал каждой игры – они интересны в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

        Эффективное развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, мышления,  речи  и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных способностей детей происходит в играх.

        ОРИГАМИ.  Почему именно такое занятие детей?

Оригами -        «сложенная бумага». В процессе складывания фигур дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, углы прямые и острые – а это уже геометрические знания. Работа по оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, развитие речи, конструктивных способностей, развитие мелкой моторики рук,  -  является частью познавательного развития.

                                        - 3 -

                ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности в детском саду: игровой, умственной, коммуникативной, художественно-творческой, театрализованной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной;

- вовлекать детей в совместные виды деятельности, вырабатывать учебные навыки: выполнять игровые действия по заданию воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя;

- развитие умений сравнивать, классифицировать, обобщать, называть геометрические фигуры по форме, величине, цвету;

- составлять различные предметы из нескольких частей по схеме, предложенной воспитателем и придуманной самими детьми;

- развитие мелкой моторики, выполнение точных движений пальцами ведущей руки;

- развитие связной речи, творческих и познавательных способностей, самостоятельности, логического мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение подражать героям сказок, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, согласовывать свои действия с остальными детьми при проведении театрализованных игр, игр-драматизаций.

        ПРИНЦИПЫ:

- принцип деятельности (ребенок находится в процессе открытия новых знаний);

- принцип креативности (педагог поощряет активность детей);

- принцип непрерывности (процесс продолжается во время вечерних занятий с воспитателем);

- принцип последовательности, доступности, систематичности.

        МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

- информативно-рецептивный метод: рассматривание, наблюдения, использование ТСО и дидактических пособий, демонстрация наглядных средств, образец и показ воспитателя;

- словесный: беседы, рассказ, объяснения и инструкция воспитателя, работа с книгой, развитие наглядно-образного мышления;

- репродуктивный: повторение способов действия, направлен на закрепление знаний и навыков детей, упражнений, чтобы навыки

                                        - 4 -

доходили до автоматизма (выполнение формообразующих движений рукой),  способ алгоритмизации;

- эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание;

- исследовательский: направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии и творчества, когда ребенок самостоятельно выполняет всю работу;

- практический: связан с применением знаний в практической деятельности, опыты, экспериментирование, лабораторные занятия;

- игровые: дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, подвижные игры; эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия.

        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ:

Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на её основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета, способствует получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

        Отсроченный результат: успешность воспитанников  ДОУ в дальнейшем обучении в начальной школе.

        ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках развития.

Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятиях.

Выполнение заданий в вечернее время.

Игротека для домашних занятий детей с родителями.

Проведение консультаций для родителей, заинтересованных в успешном воспитании, развитии  и обучении их детей.

Посещение родителями открытых мероприятий.

        

                                        - 5 -

ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Конкурс поделок работ вместе с родителями «Моя любимая сказка».

Изготовление альбома с придуманными детьми сказками, нарисованными с применением развивающих игр.

Игры-драматизации русских народных сказок.

Индивидуальные и коллективные работы по разным видам деятельности детей.

         ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игровая деятельность – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры.

Нравственное воспитание – беседы о сказках, героях – хороших и плохих, сравнение героев похожих сказок, о добре и зле, помощи и дружбе, взаимопомощи и взаимопонимания.

 Чтение художественной литературы – чтение народных сказок, пословицы, поговорки и загадки, заучивание стихов о героях сказок.

 Умственное воспитание – развитие речи и формирование элементарных математических представлений, развивающие и дидактические игры, конструктивная деятельность.

Художественно-эстетическое воспитание – все виды работ по изобразительному творчеству, знакомство с различными видами искусства, картинами известных художников.

Досуг – конкурсы рисунков, поделок, музыкальные игры, игры-драматизации.

 Совместная деятельность детей и родителей – конкурсы поделок, задания для домашнего выполнения, игротека дома.

        ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный этап:

-планирование проекта,  изучение∙ методической литературы;

- подбор художественной литературы, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- подбор подвижных , дидактических и развивающих, сюжетно-ролевых игр;

- изготовление и подбор карточек, пооперационных карт, мнемотаблиц, иллюстративно-демонстрационного материала;     - знакомство с текстами сказок, показ настольного театра, театра

                                - 6 -

би-ба-бо, театра на фланелеграфе; просмотр фильмов, мультфильмов по мотивам знакомых сказок;

- рассматривание иллюстраций книг-сказок  разных  художников;

- информация для родителей «Учимся вместе с нами», «Учимся, играя», «Развивающие игры», «Расскажи сказку».

 2. Деятельный этап:

    - речевое развитие: словесные игры, беседы, разговоры, чтение   художественной литературы, стихов;

    - различные игры: пальчиковые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-экспериментирования;

    - рассматривание иллюстративного материала: книги, рисунки, иллюстрации,  мнемотаблицы, схемы собирания игр;

    - художественно-творческая деятельность: все виды работ по изодеятельности, конструированию, ручному труду;

    - физическое развитие: проведение подвижных игр, физкультминуток, эстафет, психогимнастика, ритмопластика;

    - музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, музыкальных игр, досуг, развлечения;

  3. Заключительный этап:

- игры-инсценировки;

- оформление альбома «Моя любимая сказка», сказки, придуманные детьми, в ходе проведения проекта;

- конкурс совместных поделок с родителями.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ:

• Внесение сюжетно-ролевых игр и театрализованных  игр, различных видов театров – настольный, би-ба-бо, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, шапочки и костюмы персонажей;

• Подготовить развивающую среду: материалы для интеллектуального и творческого развития, для изобразительной деятельности, для ручного труда, конструирования;

• Внесение развивающих и дидактических игр;

• Подготовить иллюстративный и демонстрационный материал.

                                - 7 -

        МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Развивающие игры В. Воскобовича:

- Эталоны цвета (Лепестки); Эталоны формы (Фонарики);  Теремки;

Чудо-Крестики 1; Чудо-Крестики 2; Чудо-Крестики 3; Чудо-Цветик;         Чудо - Соты; Логоформочки – 3; Логоформочки – 5; Кораблик Плюх-Плюх; Кораблик Брызг-Брызг; Двухцветный Квадрат; Четырехцветный Квадрат; Прозрачный Квадрат; Геоконт; Математические корзинки – 5; Математические корзинки – 10; Конструктор букв; Конструктор цифр; Копилка цифр; Шнур-затейник; Квадрат домино; Цифра домино; Счетовозик; Читайка на шариках– 1- 2;  Игровизор.

 Развивающие игры Никитиных:

- Сложи узор; Сложи квадрат; Уникуб;  Внимание; Внимание – Угадайка; Точечки.

- Радужное лукошко; Геометрический паровозик.

- мировые головоломки: Танграм , Колумбово яйцо и другие.

Литература:

- «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича;

- Беседы по картинкам под редакцией Л.Фесюковой: « Уроки Ушинского», «Воспитываем сказкой»;

- Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми О.Новиковской;

- «Учимся по сказке» - Пых, Колосок, Как коза избушку строила, Заячья избушка. Автор Н.Гурьева;

- «Развивающие игры в ДОУ» - автор Т.М.Бондаренко;

- «Учимся рисовать  - зверят, экзотических животных. С.Стропалёва;

- «100 оригами» - Г.Долженко

- «Оригами для самых маленьких» - С.Соколова;

- «366 моделей оригами» - Т.Сержантова;

- Шаблоны и тетради для рисования – И.Панасюк;

- Мастерилка  и другие пособия.

                                

                                - 8 -

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  ЧЕРЕЗ  РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ    

                                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

                КОММУНИКАЦИЯ

• Развитие всех компонентов речи: устной, связной, диалогической, звуковой культуры:

- словесные игры – Закончи фразу; Подбери рифму; Что сначала, что потом; Скажи наоборот; Какой, какая, какие; Назови ласково; На что похоже; Продолжи предложение; Волшебный барабанчик; Развитие

внимания; Есть и нет; Тонет – не тонет; Из чего сделано; Цепочки слов; Узнай по голосу;

- расскажи сказку по сюжетным картинкам, по мнемотаблицам, по опорному плану, по вопросам воспитателя;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- наличие звука и его положение в слове, 1 и последний звук в слове;

- знакомство с буквами и звуками, восприятие ритмической основы слова, умение делить слова на слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов;

- согласование слов в предложении, образование родственныз слов.

• Беседы о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, взаимовыручке;  

- чтение сказок, заучивание стихов о животных: зайце, лисе, волке, медведе; разгадывание загадок о героях сказок, о животных;

- составление рассказов: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»;

- сравнение героев и сюжетов разных сказок:

 Теремок – Рукавичка - Под грибом – Зимовье зверей;  

- сравнение героев сказок:

Лисы в сказках: Теремок, Колобок, Петух и Лиса, Заячья избушка, Лисичка-сестричка и Серый волк,  Лиса и заяц, Снегурушка и Лиса.

Зайца в сказках: Теремок, Заяц-хвастун, Заяц и Ёж, Чудесные истории про зайца по имени Лек, Братец Кролик и братец Лис, Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Медведя в сказках: Три медведя, Маша и Медведь, Теремок, Колобок, Заячья избушка, Рукавичка, мультфильм «Маша и Медведь».

                                                - 9 -

Золушка – Хаврошечка – Дюймовочка – Красная Шапочка – Машенька – сестрица Алёнушка.

• Речевые логические задачи и проблемные ситуации:

- анализ загадок – сказочные загадки «Черный ящик»;

- подбор пословиц и поговорок;

- «Завиральные истории»;

- «Винегрет из сказок»;

- «Волшебный сундучок» - добрые герои;

- напишем письмо заболевшему Мишке;

- «Бюро находок» - туфелька, колосок, сапоги-скороходы, горшочек каши, туесок;

- сказочные герои и их профессии;

- новый сериал про Колобка; кафе  Козы «У мамы»; Красная Шапочка едет на велосипеде; Козлята пошли гулять в парк;

- расскажи сказку другу без слов – пантомима.

• Детское словотворчество.

•Пальчиковая, динамическая, артикуляционная, мимическая гимнастика, психогимнастика.

• Настольно-печатные игры на развитие речи.

        

ПОЗНАНИЕ

• Беседы и игры по ФЭМП:  Кто за кем; Посчитаем; Что произойдет, если….; Где спряталась фигура; Узнай по контуру; Сказочная математика; Собери из частей целое; Из каких фигурок состоит; На что похоже; Найди лишний; Чьи следы; Чем отличаются; Запомни-повтори; Продолжи ряд; Будь внимателен; Исправь ошибку;  Дорисуй; Сделай одинаковым.

• Использование дидактических и развивающих игр по математике:

- блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игр Никитина и Воскобовича, мировых головоломок – Собери рисунок по образцу; Придумай свой рисунок героя; Придумай сказку про своего любимого героя и зарисуй;

                                                

- 10 -

- использование рабочих тетрадей по математике, развивающие задания, логические задачи,  лабиринты, ребусы, логические таблицы, логическое лото и домино, развитие познавательных и творческих способностей по системе А.Зака;

- пересчет и сравнение героев и  предметов сказок, порядковый и количественный  счёт; конструирование из счётных палочек, перерисовывание полученных изображений по клеточкам;

- ориентирование в пространстве и на листе бумаги; различение геометрических фигур, сравнение их между собой по форме, цвету, величине;

- демонстрационный материал  математического содержания;

- сказки с использованием счета – Три поросенка, Три медведя.

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение, ознакомление с природой – представление о растениях, животных, насекомых, сезонных изменениях погоды, временах года.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

РИСОВАНИЕ,  ЛЕПКА,  АППЛИКАЦИЯ

• Создание индивидуальных и коллективных рисунков, работ,поделок, предметных и сюжетных композиций на темы сказок: герои, сюжет, окружающая среда.

- разные материалы и способы изображения:

    *гуашь, акварель, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые и жировые мелки, гелевые ручки

    * способы: традиционное рисование, по мокрому фону,  набрызгом, тычком, примакиванием, ватными палочками, штампованием, отпечатками, ладошками, создание композиций по трафарету с дальнейшим раскрашиванием;

- лепка из пластилина, глины, соленого теста;  пластилинография, барельеф; формирование умения передавать в своей работе:  характерные движения человека или животных, характерные особенности фигуры, пропорции тела;

- аппликация  из бумаги, обрывная, из чая и цветных ниток, манки, яичной скорлупы, крашеной крупы;

- ручной труд и конструирование из бумаги – оригами, бумагопластика:  «Сказочный дизайн», «Сказочный сюрприз»,

                                        - 11 -

 «Добрые колечки», «Раскрась меня (кукла без лица)», «Домик для трех медведей», «Садик для Дюймовочки», «Птицы из известных сказок».

• Музыкальное развитие: слушание музыки, разучивание песен и танцев, хороводные игры, шумовой оркестр, музыкальные игры с пением, характерные танцы, музыкально-дидактические игры , этюды-драматизации.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

        БЕЗОПАСНОСТЬ

• Бережём свое здоровье, представление о ЗОЖ, профессии помогающие быть нам здоровыми;

• Безопасный отдых на природе, правила поведения на отдыхе, расширение представлений о различных явлениях природы;

• Безопасность собственной жизнедеятельности:
- осторожность  при нахождении дома; меры предосторожности по преодолению опасности; поведение при пожаре; умение обращаться за помощью к взрослым;  правила безопасного поведения во время игр в разное время года.

                СОЦИАЛИЗАЦИЯ

• Развитие игровой деятельности:

- сюжетно-ролевые и театрализованные  игры;

- подвижные игры, народные игры;

- дидактические игры, сенсорные способности.

 • Правила этикета, общепринятые нормы поведения и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; представление о труде взрослых , его роли в обществе и жизни каждого человека.

                

                                - 12 -

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

        ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

• Игры разной подвижности;

• Утренняя гимнастика, физкультминутки;

• Игры на развитие физических качеств;

• Спортивные игры;

• Игры на формирование ЗОЖ;

• Игры на развитие КГН (алгоритмы при одевании, умывании, соблюдение гигиены);

• Игры валеологического содержания ( глазная и ушная гимнастика, дыхательные упражнения,  самомассаж для улучшения иммунитета).

        ВЫВОД И РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

        В результате использования в детском саду большого количества развивающих  и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения, они учатся думать в ходе игры.      Применение развивающих игр  позволяет построить образовательную деятельность в наилучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют и развиваются и растут одновременно.

Игра – это лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «Источники всего хорошего лежат в игре, и исходят из неё».

Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любимые сказки в развивающих играх"

Паспорт-проекта, среднесрочный, в младшей группе.Цель проекта: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей....

ПРОЕКТ «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ В РАЗВИВАЮЩИХ ИГРАХ»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя»...

Нравственное воспитание дошкольников через использование народной сказки в развивающих играх

Обзор воспитательного знаяения сказки в работе с дошкольниками...

Проект "Любимые сказки в развивающих играх"

Актуальность, цели и задачи проекта, принципы, методы и формы работы сдетьми, педагогический прогноз, технология реализации проекта,виды детской деятельности, этапы реализации проекта, материалы и обо...

Тема проекта:"Любимая моя мамочка "

Тема проекта:"Любимая моя мамочка "Проблемное поле проекта:В настоящее время семья переживает не лучшее время. Поэтому  необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, ма...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича

Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )

Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава  Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...