Интегрированное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и аппликации на тему «Наш город» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Полякова Александра Александровна

Цель:  Совершенствование навыка употребления лексико-грамматических категорий по теме «Город» в процессе продуктивного вида деятельности – аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕ

по формированию лексико-грамматических средств языка и аппликации на тему «Наш город» в подготовительной к школе группе.

Цель:  Совершенствование навыка употребления лексико-грамматических категорий по теме «Город» в процессе продуктивного вида деятельности – аппликации.

Задачи:

  • расширять, уточнять и активизировать  словарь по теме «Город»;
  • совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
  • совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
  • совершенствовать умение образовывать сложные прилагательные;
  • закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги сложенной  вдвое, сложенной «гармошкой», ровно резать по сгибу;
  • закреплять умение употреблять в речи антонимы;
  • закреплять умение употреблять в речи предлоги;
  • закреплять умение правильного звукопроизношения в речи;
  • развивать умение комментировать свои действия в процессе аппликации;
  • учить детей работать в группе;
  • познакомить детей со способом объёмной аппликации;
  • учить красиво располагать изображение на месте, искать лучший вариант;
  • учить детей выполнять работу в строгой последовательности для получения  нужного результата;
  • развивать композиционные умения, творчество, эстетическое восприятие;
  • развивать пространственное восприятие;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать координацию речи с движением;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать интерес и любовь к родному городу.

Оборудование: мольберт, магнитная доска, ватман, цветная бумага,  клей, кисточки, клеёнки, фотографии города Ухты.

Ход занятия:

Логопед:  –  Ребята, в нашей стране много разных городов, и каждый из них по-своему красив и хорош, нет одинаковых. Но побывать во всех городах нашей большой страны невозможно, и чтоб увидеть все красоты в Москве проводятся выставки, где все желающие могут представить свой город.

Как вы думаете, наш город заслуживает того, чтоб принять участие в этой выставке и им могли полюбоваться жители других городов?

Дети: – Да!

Логопед:  –  А почему? Чем хорош наш город?  Он какой?

Дети:  Красивый, прекрасный, интересный и т.п.

Логопед:  –  Хорошо, а как мы можем представить наш город?  Что мы можем отправить на выставку?

Дети: – Нарисовать и т.п.

Логопед:  – А что ещё мы можем сделать?  Давайте сделаем аппликацию!

Воспитатель:  – Для того, чтобы у нас получилась красивая и точная работа нам необходимо вспомнить, какие здания и достопримечательности есть в Ухте.

Подходят к  фотографиям.

Дети: перечисляют.

Воспитатель:  – Посмотрите, из чего состоят дома?

Дети: – Крыша, стены …..  

Воспитатель:  – А какие бывают дома по размеру?

Дети: – Высокие и низкие, большие и …..  

Воспитатель:  – А что бы вы хотели сегодня изобразить в нашей работе?

Дети: перечисляют.

Логопед:  – Ребята, а как вы думаете, а из каких материалов строят  здания в городах?

Дети: – Из кирпичей, дерева …..  

Подходят к  столу, где разложен материал.

Воспитатель:  – Подумайте, ,какой дом или здание вы будете делать и выберите необходимый материал.

Дети выбирают материал и садятся на места.

Воспитатель:  – Для изготовления здания мы берём прямоугольный лист бумаги, затем загибаем тонкие полоски вдоль противоположных сторон, отогнём полоски обратно, и снова загнём к линии сгиба. У нас получится объёмный фасад здания. Окна мы будем вырезать так: складываем полоску бумаги «гармошкой» и вырезаем по линии сгиба. Для того чтоб сделать крышу, необходимо сложить бумагу пополам и срезать угол. Затем распределите детали аппликации на фасаде здания.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает детям.

Логопед:  – Дима, сколько в твоём доме этажей?

Ребёнок:  – Много, значит мой дом многоэтажный.

Воспитатель:  – Перед тем как начать приклеивать детали к фасадам ваших зданий мы немного поиграем.

Воспитатель и логопед совместно проводят  физминутку.

Дети садятся на места.

Воспитатель:  – Начинайте приклеивать детали к фасадам ваших зданий.

Логопед:  – Андрей, посчитай, пожалуйста, сколько окон (балконов и т.д.) в твоём доме?

Ребёнок:  – Одно окно, …пять окон и т.п..

Воспитатель:  – У кого всё готово, можете приклеивать своё здание на общую композицию.

Дети подходят по одному, воспитатель помогает отстающим.

Логопед:  – Денис, куда ты будешь приклеивать своё дом?

Ребёнок:  – Рядом с …, между…и….

Дети встают вокруг мольберта, воспитатель помогает отстающим.

Логопед:  – Как вы думаете, теперь наш город смогут увидеть жители других городов? А как у нас это получилось? Что вам больше всего понравилось?  А что быль сложно?  

Воспитатель:  – Хорошо, сегодня ваша работа повисит в приёмной, чтоб ваши родители могли полюбоваться, а завтра  мы отправим её в Москву.

Самоанализ интегрированного занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и аппликации.

        Данное занятие основано на взаимодействии  логопеда и воспитателя.

        При постановке цели занятия и его планировании были учтены возрастные особенности детей, требования программы воспитания и обучения в детском саду и этап коррекционной работы.

Во время проведения занятия перед нами стояли седеющие задачи:

  • расширять, уточнять и активизировать  словарь по теме «Город»;
  • совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
  • совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
  • совершенствовать умение образовывать сложные прилагательные;
  • закреплять умение употреблять в речи антонимы;
  • закреплять умение употреблять в речи предлоги;
  • закреплять умение правильного звукопроизношения в речи;
  • развивать умение комментировать свои действия в процессе аппликации;
  • учить детей работать в группе;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать интерес и любовь к родному городу.

      Я считаю, что поставленные задачи были решены в полном объёме.

      Всё занятие мы объединили  единым сюжетом – изготовлением коллективной работы для участия в выставке.  Была создана проблемная ситуация – представить наш город на выставке, что позволило поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию и активность детей на протяжении всего занятия. Благодаря чередованию статической и динамической форм деятельности дети не утомлялись, что способствовало достижению нужного результата.

      В течение занятия я следила за правильным звукопроизношением, грамматически правильной речью, развивала умение детей комментировать свои действия. Некоторым  детям требовалась индивидуальная помощь.

      Я намеренно выбрала  для формирования лексико-грамматических средств языка аппликацию.  Ребёнку гораздо легче и интересней образовывать грамматические категории на продукте своей деятельность, чем на материале, предлагаемом педагогом.  Например, у Егора в речи ещё встречаются аграмматизмы. Сегодня я заметила, ребёнок работал с положительным настроем, ему было намного легче употреблять нужную категорию.

    Таким образом, на данном занятии нам удалось соединить два вида работы: логопеда и воспитателя, что позволило решить как воспитательно-образовательные задачи, так и коррекционные, кроме того, только на таких занятиях мы можем развивать коммуникативную и планирующую функцию речи, что, несомненно, очень важно для детей с нарушениями речи.

    Интегрированные занятия, хотя и требуют серьёзной  подготовки двух педагогов, чрезвычайно продуктивны. С их помощью можно разнообразить коррекционную работу, закрепить знания детей,  решать познавательные, творческие и воспитательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения «Что? Где? Когда?» по теме "Мой город" в подготовительной к школе группе.

Представлен конспект речевого занятия - развлечения "Что? Где? Когда?" с детьми подготовительной к школе группы. Это интегрированное занятие по теме "Мой город" . Дети в игровой форме закрепляют получ...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект НОД по аппликации на тему «Хоровод матрешек» в подготовительной к школе группе

Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие музыкальное развитие, познавательное развитие.Задачи: учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету;продолжать учи...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект занятия по теме «Мой город» в подготовительной к школе группе.

Чувство патриотизма — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать ...