Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

 

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Согласно примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ОО «Художественное творчество» наиболее эффективно интегрирует с образовательными областями: познание, коммуникация, художественная литература, труд.

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.  В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

В дошкольном возрасте кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации  восприятия предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек – ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в ветреную).

Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по - сырому, рисование в технике набрызга).

Интеграция с ОО «Чтение художественной литературы».

Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Во всех возрастных группах образовательная деятельность, начатая с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.

Интеграция с ОО «Коммуникация».

При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений  – способствует обогащению словаря.

Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.

Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается еще и  в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и  потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей,  но и общей удаче.

Интеграция с ОО «Труд».

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. 

Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников. 

Правильная организация изобразительной деятельности положительно влияет на физическое развитие ребенка. Она способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования  имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Принцип интеграции реализуется через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. Самостоятельная  деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

Таким образом, можно сделать вывод,  что интеграция ОО «Художественное творчество» способствует всестороннему развитию детей, формированию основ базовой культуры личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.

консультация  педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс...

«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»

«Формирование художественно-эстетических эталонов при  реализации образовательной области «Художественное творчество»...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...

Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ...

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»Теоретический анализСуть дифференцированного подхода к образованию заключается в создани...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...