Создание единого психологического пространства "родитель-ребёнок-педагог"
статья по теме

Дробинина Наталья Петровна

Некоторые аспекты, влияющие на становление процесса общения ребёнка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Создание единого психолого-педагогического пространства «ребёнок-семья-педагог».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Создание единого психолого-педагогического пространства «ребёнок-семья-педагог» является очень важным аспектом для успеха процесса воспитания и развития молодого члена общества. Порой, родителям кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее,  незаметно усваивает знания и навыки. Если ребёнок развивается внешне благополучно, взрослые не задумываются о том, как это происходит. Но нет, нужно быть на чеку, ведь гораздо легче устранить только начинающиеся отклонения в развитии, чем бороться с ними впоследствии.                                                         Очень немногие родители знают, что общение  в жизни ребёнка - это именно та сфера, которая определяет весь ход его психического развития. Вдумавшись, мы непременно поймём, какое огромное значение для становления личности имеет общение с близкими, родными, атмосфера дома, а воспоминания о счастливых детских годах помогают устоять перед жизненными невзгодами. Вот как писал об этом Ф.М.Достоевский: «...ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее когда-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь.»                                                                 

         Но не у всех детские годы протекают благополучно. В них ещё находится место непониманию, злу, которые могут ожесточить сердце, вызвать ответные недобрые чувства, растлить душу. Многое здесь зависит от того, как  складывается у ребёнка общение с взрослыми, как оно меняется по мере его взросления. Я, как педагог доношу до родителей, что слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого-либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось. По мере повторения неудачного опыта общения растет отчуждение людей. Такое отчуждение, разрыв взаимоотношений нередко возникает и между ребёнком и взрослым.                                        Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним, а не создавать видимость. Возьмем, к примеру, детские вопросы,  капризы или жалобы. Казалось бы, здесь все ясно: на вопросы нужно ответить, а капризы и жалобы не допустить. Но внимательное наблюдение показывает, что каждое из этих явлений вызывается различными причинами. Ребёнок может задать вопрос из любознательности, но иногда он хочет просто обратить на себя внимание взрослого, которое гораздо важнее для него, чем ответ. Малыш капризничает, потому, что устал или не знает, чем себя занять, а может быть, из-за того, что взрослый слишком ограничивает его стремление к самостоятельности. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно ответить на неё.                                                                                                                  

          То же самое относится и к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Неблагополучие в одной сфере может повлечь за собой неудачи в другой. Ведь обе они взаимосвязаны, хотя и развиваются по своим законам. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах.                                                                                Общаясь с ребёнком, взрослый постепенно расширяет границы детского мира, вводит малыша в свой более сложный и богатый мир. Ребёнок начинает вспоминать о прошедших событиях, строить планы на будущее. Конечно, без общения с взрослым это было бы просто невозможно. Ребёнка интересует  многое, и взрослый становится для него источником знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. И вовсе необязательно давать научно обоснованные ответы, достаточно просто связать интересующее явление  с тем, что ребёнок уже знает и понимает.                                                

          Но ни один ребёнок не может ограничиваться лишь обществом взрослых, пусть и безгранично любящих его. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше ребёнок становится, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Эта сфера общения существенно отличается от предыдущей. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребёнка, а потому, необходимы оба этих компонента.        Позволю себе некоторые советы для родителей дошкольников.                  

 -Ежедневно общайтесь с Вашим чадом, узнайте, что у ребёнка произошло в течении дня, когда Вас с ним рядом не было, в какие игры играл, что нового узнал.                                                                                              

-Учите ребёнка чему-либо в процессе общения, на собственном примере. Давайте ему бесценный социальный опыт.                                                

 -Поддерживайте постоянную потребность ребенка в общении со всеми членами семьи.                                                                                                

 - Продемонстрируйте ребёнку с помощью общения свою любовь к нему.                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ"

В данном материалы представлена информация о проведении общего родительского собрания в октябре 2011 года. К данному материалу прилагается презентация работы ДОУ в данном направлении....

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

Презентация "Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"

Творческая работа по внедрению информационно - коммуникативных технологий в условиях детского сада....

Доклад по теме: «Создание единых подходов к организации, содержанию, условиям ДОУ»

            Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-обра...