Доклад по теме: «Создание единых подходов к организации, содержанию, условиям ДОУ»
статья по теме

 

              Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и новых учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

             Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_soveshchanii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:










Доклад по теме:



«Создание единых подходов к организации, содержанию, условиям  ДОУ»











                                                                                      Подготовила:



                                                                Заведующая МБДОУ «Курочка Ряба»



                                                                 Камалетдинова И.И.





                                                 Буинск – 2012г.




              Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и новых учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

             Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

  1. становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
  2.  становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;
  3.  отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;
  4.  недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
  5.  широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
  6.  повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
  7.  стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.

На основе анализа нормативно-правовых документов, подходов к правовому воспитанию для анализа результатов исследования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста был выявлен комплекс педагогических условий.

В философии термин «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, средств, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

  1. Первое педагогическое условие направлено на повышение правовой компетентности педагогов ДОУ.

На необходимость повышения правовой компетентности педагогов ДОУ как одного из важнейших компонентов воспитательной деятельности в дошкольном возрасте указывает Ю.В. Атемаскина

По мнению автора, правовая компетентность педагога – это такое состояние его личности, которое даёт ему возможность осознанно выбирать правомерный способ действий в различных ситуациях и способствовать укреплению законности и правопорядка в конкретном образовательном учреждении, просвещая и воспитывая родителей и детей.

2.Второе педагогическое условие предполагает овладение родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогический анализ литературы (Н.Ю. Ган, Т.А. Репина) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей.

Данные авторы отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи. Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной ученые рекомендуют использовать традиционные методы: наблюдение, опросы (анкетирование, интервью, тестирование, беседы).

Для выявления овладения родителями знаниями и практическим опытом в области правового воспитания детей дошкольного возраста, мы использовали консультацию-беседу «Я и мой ребенок», анкету «Правовое воспитание  в семье».

 Работу с родителями необходимо построить в четыре этапа:

1. Ознакомительный (оценка ситуации, сбор информации по проблеме): анкетирование «Хороший ли вы родитель?», «Наказание и поощрение детей в семье»; тестирование «Детей воспитывают родители, а родителей?».

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в правовом воспитании детей), индивидуальные беседы, консультации, наблюдение за взаимоотношением детей с родителями.

3. Просветительский (основной): оказание психолого-педагогической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.

4. Коррекционный: решение проблемных ситуаций, повышение социальной компетентности родителей.

3.Третьим педагогическим условием является организация  развивающей среды в соответствии с правами ребенка.

Правовая компетентность дошкольника, по мнению О.Ф. Борисовой – это свойство личности, выражающееся интегративной совокупностью взаимосвязанных компетенций, реализующейся через умения и навыки, способствующие эффективному формированию правовых отношений в правовом образовательном пространстве.

О.Ф. Борисова и С.В. Федорова в правовом воспитании разработали классификацию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:

  1. социальная компетентность;
  2. коммуникативная компетентность;
  3. ценностно-смысловая компетентность.

Предлагаем вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Коммуникативная компетентность – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.

Ценностно-смысловая компетентность - представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, взаимоотношений с окружающими.

И.Н. Агафонова считает, что, начиная с дошкольного возраста следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

        Разработанная структурно-функциональная модель формирования правовой компетентности дошкольников включает работу с  педагогическим коллективом, родителями, детьми. Сочетание всех компонентов модели позволит эффективно реализовать педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.

           Поэтому, важнейшей задачей ДОУ является: создание единых подходов к разработке и организации различных программ для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения этих программ в учебно-воспитательный процесс обучения детей в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды  - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...

Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....

Доклад по теме «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).Деятельностный подход &ndash...

доклад на тему Личностно - ориентированный подход в воспитании.

доклад на тему Личностно - ориентированный подход в воспитании....

Доклад к районному семинару по теме: «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ»

Дан краткий обзор работы детского сада по адаптированным программам, их цели и задачи. Составлен буклет - план работы семинара....