Режиссерская игра на песке (Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)
статья (старшая группа) по теме
В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения и являются причинами их многочисленных обращений к психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhisserskaya_igra_na_peske.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Режиссерская игра на песке
(Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)
Среди различных психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему агрессивного поведения детей. Она, также как и агрессия вообще, в условиях беспрецедентного роста насилия и жестокости в современном обществе, волнует и педагогов, и родителей, а ее научная актуальность подтверждается большим количеством публикаций за рубежом и в нашей стране.
В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения и являются причинами их многочисленных обращений к психологу. При разрешении этой поведенческой проблемы, в первую очередь необходимо выбрать эффективные приемы психологической коррекции.
- Существует несколько теоретических подходов к пониманию сущности и истоков агрессии, и вопросы о том, почему человек совершает агрессивные действия и какие меры профилактики и коррекции наиболее эффективны, остаются по сей день предметом научной дискуссии.
- Различными зарубежными и отечественными исследователями предлагается много определений агрессии. Поэтому в научной литературе можно констатировать широкий контекст его употребления и неоднозначную теоретическую трактовку понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
- Личностные качества дошкольника находятся в стадии формирования, и чем меньше ребенок, тем сложнее сделать однозначное заключение об особенностях его личности.
- Спектр агрессивных проявлений в поведении дошкольника, несмотря на разнообразие их вариантов в пределах возрастной нормы развития, фактически, как правило, отличается ситуативностью и неустойчивостью по интенсивности, направленности и частоте выражения.
- Агрессивные проявления разных детей могут значительно различаться между собой по характеру, форме, направленности, интенсивности и частоте.
- Известно немало различных неблагоприятных факторов, которые в зависимости от условий либо становятся причинами агрессивных проявлений в поведении детей, либо в той или иной мере влияют на них и, соответственно, определяют типичность или актуальность агрессивных проявлений в каждом конкретном случае.
- У конкретного ребенка дошкольного возраста определенные факторы риска могут особым образом сочетаться, причем не только друг с другом, но и с индивидуальными условиями его развития, создавая уникальную картину проявлений агрессии именно у данного ребенка со свойственной ей динамикой и присущими этому ребенку психологическими особенностями. Такая неповторимая картина на практике может выпадать из существующих теоретических схем и классификаций.
- Родители в силу разных причин часто устраняются от участия в разрешении проблемы агрессивного поведения ребенка и стремятся переложить ответственность на педагогов, психолога, а иногда даже на медицинских работников дошкольного учреждения.
- Многие воспитатели часто недооценивают свою роль в разрешении этой проблемы и, в свою очередь, также склонны перекладывать ответственность на родителей, психолога или на самого ребенка.
Чтобы своевременно решить проблему агрессивного поведения детей в условиях детского сада, необходимо в относительно короткие сроки провести достоверную психологическую диагностику особенностей взаимодействия детей с окружающими людьми и с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств, выбрать адекватные и эффективные варианты психокоррекционных приемов в работе с дошкольниками.
Результаты нашей педагогической практики позволили выбрать направления коррекционной работы с группой детей старшего дошкольного возраста, у которых по результатам психологической диагностики были выявлены различные агрессивные проявления в поведении. Выбор определяется следующими существенными моментами:
- специфика детских садов такова: большинство детей начиная с младшего дошкольного возраста находятся в группе длительное время (по 11-12 часов ежедневно), честь детей — круглосуточно (от одного до пяти дней в неделю). При таком систематическом продолжительном нахождении в детском саду частые конфликтные отношения со сверстниками могут негативно влиять на формирование личности дошкольников. Значит, педагогическая позиция воспитателя в отношении агрессивного поведения детей становится особенно значимой для их дальнейшего развития.
- по нашим данным, у большинства детей из выделенной группы с агрессивными проявлениями в поведении можно было отметить несколько сходных психологических особенностей: - неумение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях во время игры, на занятиях, в свободном общении и т. п.; - недостаточное развитие коммуникативной функции речи; - неумение конструктивно взаимодействовать в конфликтных ситуациях со взрослыми; - преобладание в целом реактивных агрессивных действий в ситуациях защиты своих интересов или отстаивания своего превосходства, достижения конкретной цели, когда агрессивные действия сами по себе являются средством, а не самоцелью и не выражением эмоционального состояния;
- неудовлетворенность в признании сверстниками и взрослыми (у детей с преобладающей импульсивно-демонстративной мотивационной направленностью агрессивных действий);
- неумение безопасно для себя и для других выражать свои негативные эмоции;
- недостаточная способность чувствовать и понимать других.
- В практике работы, как правило нет возможности продолжительно сотрудничать с родителями, так как у большинства из них в силу различных обстоятельств, в том числе из-за большой занятости на работе, контакты с воспитателями и психологом обычно сведены к минимуму. Это, безусловно, сказывается на эффективности взаимодействия психолога с родителями. Исходя из этого, в психокоррекционной работе с агрессивными проявлениями в поведении старших дошкольников мы используем различные игровые приемы с детьми и обучающие встречи с воспитателями, на которых психолог знакомит их с принципами и возможностями эффективного игрового взаимодействия с детьми.
Опыт работы показал: существенного снижения частоты и интенсивности агрессивных проявлений у детей в группе можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки режиссерской и сюжетно-ролевой игры, а также стимулируя развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых игровых диалогов.
Для развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте мы используем разнообразные по сюжету игры на песке — одну из форм естественной и увлекательной для ребенка деятельности. Они просты в организации, не требуют специального оборудования и вполне доступны в условиях даже ограниченного свободного пространства в помещении детского сада. Как правило, эти игры вызывают у детей живой интерес, побуждают их к активности и творческому самовыражению, дают яркие эмоциональные впечатления. Именно поэтому мы выбрали песочницу как средство организации развивающих и обучающих занятий.
Развивающие игры-занятия проводятся сначала индивидуально (с одним ребенком), а затем с двумя детьми одновременно. Их продолжительность составляет обычно 25-45 минут (один раз в неделю). Общее количество занятий для каждого ребенка определяется с учетом его уровня развития режиссерской игры и составляет в среднем серию из 12-15 занятий. Для организации и проведения занятий мы используем несколько водонепроницаемых ящиков размером около 50*70*20 см, наполненных, чистым, просеянным и влажным песком.
Набор игрушек может быть самым разнообразным. Его состав обычно определяется сюжетом и содержанием игры, которую выбирают сами дети. Это могут быть сюжеты любимых мультфильмов, сказок и просто придуманные истории.
При подборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы основные персонажи были не в единственном экземпляре или чтобы в наличии было хотя бы несколько игрушек или предметов, которые при необходимости легко наделить ролью недостающей игрушки. Это могут быть различные предметы-заместители: неокрашенные деревянные фигурки людей, брусочки разного размера, кубики с картинками и др. единственные ограничения — количество и размер игрушек. Желательно, чтобы одновременно в песочнице игрушек было не очень много, и они не должны быть слишком большими и громоздкими.
Мы постепенно накапливаем и расширяем свою базу игрушек. Это дает возможность вносить изменения в игровые стереотипы детей и стимулировать их к разыгрыванию различных различных новых сюжетов. У нас есть наборы разнообразных растений, животных, в том числе обитателей моря и насекомых, фигурок людей, солдатиков, машин, деревянный строительный материал, а также естественный природный материал: морские камешки различной формы, каштаны, шишки, ракушки.
Организуя развивающие игры, мы стремимся соблюдать важные принципы.
- Добровольность. Ребенок участвует в игре только по своему желанию, что означает отказ от принуждения и уговоров. Главная задача взрослого как ведущего — эмоционально привлечь ребенка и заинтересовать предложенной возможностью играть.
- Активность ведущего взрослого. В играх взрослый выступает в роли организатора, ведущего и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа (или даже нескольких персонажей). Во всех режиссерских играх важна активность взрослого-ведущего, его эмоциональная включенность в процесс игры, смелость принятия на себя ролей различных персонажей (и положительных и отрицательных), активность и творчество в речевых монологах и диалогах, а также желание быть источником вариантов творческого изменения линии сюжета, обогащения содержания и расширения ролевого поведения всех персонажей по ходу игры. Однако активность взрослого во всех своих видах не должна тормозить и снижать конструктивную творческую активность ребенка.
- Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять определенное терпение, для того чтобы возможные агрессивные проявления в поведении детей, особенно на начальных этапах работы, не перерастали в открытые конфликты. Четкое понимание поставленных перед ним задач, осознание своих возможностей управлять игровой ситуацией и определенная настойчивость помогают ведущему справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
- Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей. Внимание как дошкольников, так и самого взрослого направлено на процесс исходящего, на взаимодействие друг с другом, на совместные действия. Только на заключительном этапе игры взрослый обязательно выражает свое удовлетворение от совместной игры, подчеркивает наиболее удавшиеся игровые взаимодействия.
- Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация по возможности свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла бы привести к травмам.
- Другие принципы. К ним относятся: отсутствие соревновательного начала в играх; четкое ограничение игр по времени с учетом соблюдения режима дня в группе детского сада; предварительная договоренность с детьми об этом; использование различных символических сигналов к окончанию игры; возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать один игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.
Используя режиссерские игры на песке с учетом всех описанных принципов, мы убедились, что определенных коррекционных целей можно достичь, только если ведущий — взрослый четко осознает свои конкретные задачи и понимает какие у него есть возможности влиять на ход развития игры. Поэтому мы подробно описываем основные задачи, которые ставит перед собой ведущий, варианты его конкретных игровых действий в совместных играх с детьми и желательные результаты для ребенка (см. табл.)
Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого репертуара и ролевого поведения детей, развитие коммуникативной функции речи не только во время совместных игр со взрослым, но и в свободной игре в группе сверстников. С течение времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которая заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.
Таблица
Задачи и результаты совместных режиссерских игр с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи ведущего-взрослого в совместной игре с одним ребенком или с двумя детьми | Действия взрослого как ведущего и как действующего персонажа в своей роли | Желательный для ребенка результат |
Способность мирной договоренности об общей игре, выбору темы сюжета и распределению ролей между всеми участниками с учетом их пожеланий. Договориться об ограниченности времени на игру. Использовать речь как главное средство конструктивной игровой коммуникации. | Активно участвует в выборе темы сюжета игры, выступает с различными предложениями, в том числе предлагает альтернативные и компромиссные варианты. | Успешный выбор общей темы сюжета для игры, распределение ролей с учетом пожелания каждого ребенка. Опыт достижения мирной договоренности. Развитие коммуникативной функции речи. |
Следить за развитием линии сюжета . Влиять на изменение линии сюжета для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций и для выхода из уже возникших конфликтных ситуаций. Четко контролировать время игры. | Вносит различные интересные и необычные предложения по изменению линии сюжета, вводит определенную ритмичность в игровые действия и события (например, обозначает время суток.,время года, смену погоды, наступление неожиданного события или его ожидание). Вносит различные компромиссные предложения по ходу развития линии сюжета | Опыт положительного выхода из конфликтных ситуаций (развитие мирных и конструктивных навыков выхода из конфликтных ситуаций). Развитие навыка следования игровому правилу, коммуникативной функции речи |
Влиять на изменение линии сюжета для предотвращения проявлений физической агрессии у детей | Сдерживает или увеличивает темп разворачивания сюжета, вводит дополнительные сцены и персонажей. Неоднократно повторяет какие-либо действия в своей роли, вводит различные игровые условные сигналы | Развитие недостаточно сформированной способности выдерживать напряжение сюжета (развитие произвольности), навыка следования игровому правилу |
Развивать у детей способность к эмпатии | В роли своего персонажа проявляет чуткость к другим персонажам, выражает понимание, принимает чувства других героев | Развитие способности к эмпатии, опыта положительных отношений друг с другом, коммуникативной функции речи |
Оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие | В роли своего персонажа оказывает поддержку другим персонажам (например, врач, медсестра, заботливая мама, повар) | Опыт приятия взрослым |
Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми | Вносит различные предложения по изменению линии сюжета, в том числе вводит дополнительные ограничения могущества какого-либо героя | Опыт успешных одновременных действий |
Корректировать искаженную информацию о других персонаж во время игры, прояснять и уточнять словами игровую ситуацию | Активно использует ролевой монолог (поддерживающее речевое дублирование) и диалог | Позитивный опыт игрового взаимодействия. Развитие коммуникативной функции речи. |
Побуждать детей к игровому взаимодействию друг с другом и к игровой помощи друг другу | Использует различные игровые интервенции. Например, ведущий в роли своего персонажа побуждает детей в ролях могущественных героев к необходимости вновь и вновь вступать в конструктивные контакты друг с другом через ограничение их могущества; побуждает защищать слабых, делиться тем, что у тебя есть | Опыт ощущения собственной полезности, необходимости. Развитие сплоченности, поддерживающих взаимоотношений между детьми. |
Расширять и обогащать поведенческий ролевой репертуар своих персонажей и других героев | Использует различные игровые интервенции по ходу развития линии сюжета для преодоления игровых стереотипов | Обогащение игрового опыта. Развитие творческой активности и самостоятельности в игре |
Завершить игру с учетом определенного времени | Использует различные сигналы к окончанию игры. Выражает удовлетворении от совместной игры, подчеркивает удавшиеся игровые взаимодействия | Развитие навыка следования игровому правилу. Опыт позитивной оценки взрослым своих действий |
Л.А. Васильева
старший воспитатель МДОУ
«Детский сад №3 города Судогда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....
Коррекция агрессивности у старших дошкольников
ЦЕЛЬ: минимизировать проявления детской агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, формируя способность направлять агрессивно окрашенные эмоциональные вспышки в социально-полезном направлени...
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....
Технология психологической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
Цель – коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.задачи:Проанализировать подходы к пониманию агрессии; описать «историю» развития (эво...
Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного ...
Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...
Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...