Режиссерская игра на песке (Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)
статья (старшая группа) по теме

В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения и являются причинами их многочисленных обращений к психологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhisserskaya_igra_na_peske.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссерская игра на песке

(Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)

     

     Среди различных психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему агрессивного поведения детей. Она, также как и агрессия вообще, в условиях беспрецедентного роста насилия и жестокости в современном обществе, волнует и педагогов, и родителей, а ее научная актуальность подтверждается большим количеством публикаций за рубежом и в нашей стране.

        В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения и являются причинами их многочисленных обращений к психологу.  При разрешении этой поведенческой проблемы, в первую очередь необходимо выбрать эффективные приемы психологической коррекции.

  • Существует несколько теоретических подходов к пониманию сущности и истоков агрессии, и вопросы о том, почему человек совершает агрессивные действия и какие меры профилактики и коррекции наиболее эффективны, остаются по сей день предметом научной дискуссии.
  • Различными зарубежными и отечественными исследователями предлагается много определений агрессии. Поэтому в научной литературе можно констатировать широкий контекст его употребления и неоднозначную теоретическую трактовку понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
  • Личностные качества дошкольника находятся в стадии формирования, и чем меньше ребенок, тем сложнее сделать однозначное заключение об особенностях его личности.
  • Спектр агрессивных проявлений в поведении дошкольника, несмотря на разнообразие их вариантов в пределах возрастной нормы развития, фактически, как правило, отличается ситуативностью и неустойчивостью по интенсивности, направленности и частоте выражения.
  • Агрессивные проявления разных детей могут значительно различаться между собой по характеру, форме, направленности, интенсивности и частоте.
  • Известно немало различных неблагоприятных факторов, которые в зависимости от условий либо становятся причинами агрессивных проявлений в поведении детей, либо в той или иной мере влияют на них и, соответственно, определяют типичность или актуальность агрессивных проявлений в каждом конкретном случае.
  • У конкретного ребенка дошкольного возраста определенные факторы риска могут особым образом сочетаться, причем не только друг с другом, но и с индивидуальными условиями его развития, создавая уникальную картину проявлений агрессии именно у данного ребенка со свойственной ей динамикой и присущими этому ребенку психологическими особенностями. Такая неповторимая картина на практике может выпадать из существующих теоретических схем и классификаций.
  • Родители в силу разных причин часто устраняются от участия в разрешении проблемы агрессивного поведения ребенка и стремятся переложить ответственность на педагогов, психолога, а иногда даже на медицинских работников дошкольного учреждения.
  • Многие воспитатели часто недооценивают свою роль в разрешении этой проблемы и, в свою очередь, также склонны перекладывать ответственность на родителей, психолога или на самого ребенка.

      Чтобы своевременно решить проблему агрессивного поведения детей в условиях детского сада, необходимо в относительно короткие сроки провести достоверную психологическую диагностику особенностей взаимодействия детей с окружающими людьми и с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств, выбрать адекватные и эффективные варианты психокоррекционных приемов в работе с дошкольниками.

           Результаты нашей педагогической практики позволили выбрать направления коррекционной работы с группой детей старшего дошкольного возраста, у которых по результатам психологической диагностики были выявлены различные агрессивные проявления в поведении. Выбор определяется следующими существенными моментами:

  • специфика детских садов такова: большинство детей начиная с младшего дошкольного возраста находятся в группе длительное время (по 11-12 часов ежедневно), честь детей — круглосуточно (от одного до пяти дней в неделю). При таком систематическом продолжительном нахождении в детском саду частые конфликтные отношения со сверстниками могут негативно влиять на формирование личности дошкольников. Значит, педагогическая позиция воспитателя в отношении агрессивного поведения детей становится особенно значимой для их дальнейшего развития.
  • по нашим данным, у большинства детей из выделенной группы с агрессивными проявлениями в поведении можно было отметить несколько сходных психологических особенностей:  - неумение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях во время игры, на занятиях, в свободном общении и т. п.;  - недостаточное развитие коммуникативной функции речи;  - неумение конструктивно взаимодействовать в конфликтных ситуациях со взрослыми; - преобладание в целом реактивных агрессивных действий в ситуациях защиты своих интересов или отстаивания  своего превосходства, достижения конкретной цели, когда  агрессивные действия сами по себе являются средством, а не самоцелью и не выражением эмоционального состояния;
  •  неудовлетворенность в признании сверстниками и взрослыми (у детей с преобладающей импульсивно-демонстративной мотивационной направленностью агрессивных действий);
  • неумение безопасно для себя  и для других выражать свои негативные эмоции;
  • недостаточная способность чувствовать и понимать других.
  1. В практике работы, как правило нет возможности  продолжительно сотрудничать с родителями, так как у большинства из них  в силу различных обстоятельств, в том числе из-за большой занятости на работе, контакты с воспитателями и психологом обычно сведены к минимуму. Это, безусловно, сказывается на эффективности взаимодействия психолога с родителями. Исходя из этого, в психокоррекционной работе с агрессивными проявлениями в поведении старших дошкольников мы используем различные игровые приемы с детьми и обучающие встречи с воспитателями, на которых психолог знакомит их с принципами и возможностями эффективного игрового взаимодействия с детьми.

  Опыт работы показал: существенного снижения частоты и интенсивности агрессивных проявлений у детей в группе можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки режиссерской и сюжетно-ролевой игры, а также стимулируя развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых игровых диалогов.

         Для развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте мы используем разнообразные по сюжету игры на песке — одну из форм естественной и увлекательной для ребенка деятельности. Они просты в организации, не требуют  специального оборудования  и вполне доступны в условиях даже ограниченного свободного пространства  в помещении детского сада. Как правило, эти игры вызывают у детей живой интерес, побуждают их к активности и творческому самовыражению, дают яркие эмоциональные впечатления. Именно поэтому мы выбрали песочницу как средство организации развивающих и обучающих занятий.

           Развивающие игры-занятия  проводятся сначала индивидуально (с одним ребенком), а затем с двумя детьми одновременно. Их продолжительность составляет обычно 25-45 минут (один раз в неделю). Общее количество занятий для каждого ребенка определяется с учетом его уровня развития режиссерской игры и составляет в среднем серию из 12-15 занятий. Для организации и проведения занятий мы используем несколько водонепроницаемых ящиков размером около 50*70*20 см, наполненных, чистым, просеянным и влажным песком.

            Набор игрушек может быть самым разнообразным. Его состав обычно определяется сюжетом и содержанием игры, которую выбирают сами дети. Это могут быть сюжеты любимых мультфильмов, сказок и просто придуманные истории.

        При подборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы основные персонажи были не в единственном экземпляре или чтобы в наличии было хотя бы несколько игрушек или предметов, которые при необходимости легко наделить ролью недостающей игрушки. Это могут быть различные предметы-заместители: неокрашенные деревянные фигурки людей, брусочки разного размера, кубики с картинками и др. единственные ограничения — количество и размер игрушек. Желательно, чтобы одновременно в песочнице игрушек было не очень много, и они не должны быть слишком большими и громоздкими.

          Мы постепенно накапливаем и расширяем свою базу игрушек. Это дает возможность вносить изменения  в игровые стереотипы детей и стимулировать их к разыгрыванию различных различных новых сюжетов. У нас есть наборы разнообразных растений, животных, в том числе обитателей моря и насекомых, фигурок людей, солдатиков, машин, деревянный строительный материал, а также естественный природный материал: морские камешки различной формы, каштаны, шишки, ракушки.

        Организуя развивающие игры, мы стремимся соблюдать важные принципы.

  1. Добровольность. Ребенок  участвует в игре только по своему желанию, что означает отказ от принуждения и уговоров. Главная задача взрослого как ведущего — эмоционально привлечь ребенка и заинтересовать предложенной возможностью играть.
  2. Активность ведущего взрослого.  В играх взрослый выступает в роли организатора, ведущего и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа (или даже нескольких персонажей). Во всех режиссерских играх важна активность взрослого-ведущего, его эмоциональная включенность в процесс игры, смелость принятия на себя ролей различных персонажей (и положительных и отрицательных), активность и творчество в речевых монологах и диалогах, а также желание быть источником  вариантов творческого изменения линии сюжета, обогащения содержания и расширения ролевого поведения всех персонажей по ходу игры. Однако активность взрослого во всех своих видах не должна тормозить и снижать конструктивную творческую активность ребенка.
  3. Предупреждение открытых конфликтов между детьми.  Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять определенное терпение, для того чтобы  возможные агрессивные проявления  в поведении детей, особенно на начальных этапах работы, не перерастали в открытые конфликты. Четкое понимание поставленных перед ним задач, осознание своих возможностей управлять игровой ситуацией и определенная настойчивость помогают ведущему справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
  4. Безоценочность.   В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей. Внимание как дошкольников, так и самого взрослого направлено на процесс исходящего, на взаимодействие друг с другом, на совместные действия. Только на заключительном этапе игры взрослый обязательно выражает свое удовлетворение от совместной игры, подчеркивает наиболее удавшиеся игровые взаимодействия.
  5. Безопасность.  Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация по возможности свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла бы привести к травмам.
  6. Другие принципы.   К ним относятся: отсутствие соревновательного начала в играх; четкое ограничение игр по времени с учетом  соблюдения режима дня в группе детского сада; предварительная договоренность с детьми об этом; использование различных символических сигналов  к окончанию игры; возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать один игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.

 Используя режиссерские игры на песке с учетом всех описанных принципов, мы убедились, что определенных коррекционных целей можно достичь, только если ведущий — взрослый четко осознает свои конкретные задачи и понимает какие у него есть возможности влиять на ход развития игры. Поэтому мы подробно описываем основные задачи, которые ставит перед собой ведущий, варианты его конкретных игровых действий в совместных играх с детьми и желательные результаты для ребенка (см. табл.)

      Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого репертуара и ролевого поведения детей, развитие коммуникативной  функции речи не только во время совместных игр со взрослым, но и в свободной игре в группе сверстников. С течение времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которая заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные  речевые диалоги, налаживать отношения  со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать  возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного  коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.

Таблица

Задачи и результаты совместных режиссерских игр с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи ведущего-взрослого в совместной игре с одним ребенком или с двумя детьми

Действия взрослого как ведущего и как действующего персонажа в своей роли

Желательный для ребенка результат

Способность мирной договоренности об общей игре, выбору темы сюжета и распределению ролей между всеми участниками с учетом их пожеланий. Договориться об ограниченности времени на игру. Использовать речь как главное средство конструктивной игровой коммуникации.

Активно участвует в выборе темы сюжета игры, выступает с различными предложениями, в том числе предлагает альтернативные и компромиссные варианты.

Успешный выбор общей темы сюжета для игры, распределение ролей с учетом пожелания каждого ребенка. Опыт достижения  мирной договоренности. Развитие коммуникативной функции речи.

Следить за развитием линии сюжета . Влиять на изменение линии сюжета для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций и для выхода из уже возникших конфликтных ситуаций. Четко контролировать время игры.

Вносит различные интересные и необычные предложения  по изменению линии сюжета, вводит определенную ритмичность в игровые действия и события (например, обозначает время суток.,время года, смену погоды, наступление неожиданного события  или его ожидание). Вносит различные компромиссные предложения по ходу развития линии сюжета

Опыт положительного выхода из конфликтных ситуаций (развитие мирных и конструктивных навыков выхода из конфликтных ситуаций). Развитие навыка следования  игровому правилу, коммуникативной функции речи

Влиять на изменение линии сюжета для предотвращения проявлений физической агрессии у детей

Сдерживает или увеличивает темп разворачивания сюжета, вводит дополнительные сцены и персонажей. Неоднократно повторяет какие-либо действия в своей роли, вводит различные игровые условные сигналы

Развитие недостаточно сформированной способности выдерживать напряжение сюжета (развитие произвольности), навыка следования игровому правилу

Развивать у детей способность к эмпатии

В роли своего персонажа проявляет чуткость к другим персонажам, выражает понимание, принимает чувства других героев

Развитие способности к эмпатии, опыта положительных отношений друг с другом, коммуникативной функции речи

Оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие

В роли своего персонажа оказывает поддержку другим персонажам (например, врач, медсестра, заботливая мама, повар)

Опыт приятия взрослым

Способствовать  возникновению игровых взаимодействий между детьми

Вносит различные предложения по изменению линии сюжета, в том числе вводит дополнительные ограничения  могущества какого-либо героя

Опыт успешных одновременных действий

Корректировать искаженную информацию о других персонаж во время игры, прояснять и уточнять словами игровую ситуацию

Активно использует ролевой монолог (поддерживающее речевое дублирование) и диалог

Позитивный опыт игрового взаимодействия. Развитие коммуникативной функции речи.

Побуждать детей к игровому взаимодействию друг с другом и к игровой  помощи друг другу

Использует различные игровые интервенции. Например, ведущий в роли своего персонажа побуждает детей в ролях могущественных героев к необходимости вновь и вновь вступать в конструктивные контакты друг с другом через ограничение их могущества; побуждает защищать слабых, делиться тем, что у тебя есть

Опыт ощущения собственной полезности, необходимости.

Развитие сплоченности, поддерживающих взаимоотношений между детьми.

Расширять и обогащать поведенческий ролевой репертуар своих персонажей и других героев

Использует различные игровые интервенции по ходу развития линии сюжета для преодоления игровых стереотипов

Обогащение игрового опыта. Развитие творческой активности и самостоятельности в игре

Завершить игру с учетом определенного времени

Использует различные сигналы к окончанию игры. Выражает удовлетворении от совместной игры, подчеркивает удавшиеся игровые взаимодействия

Развитие навыка следования игровому правилу. Опыт позитивной оценки взрослым своих действий

Л.А. Васильева

старший воспитатель МДОУ

«Детский сад №3 города Судогда»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....

Коррекция агрессивности у старших дошкольников

ЦЕЛЬ: минимизировать проявления детской агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, формируя способность направлять агрессивно окрашенные эмоциональные вспышки в социально-полезном направлени...

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....

Технология психологической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Цель  – коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.задачи:Проанализировать подходы к пониманию агрессии; описать «историю» развития (эво...

Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного ...

Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения дошкольников

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...