Косультация "Как знакомить детей с комнатными растениями"
материал (старшая группа) по теме

Гуськова Ольга Васильевна

 

Сегодня наверное трудно найти детский сад, в котором не было бы комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми . И всё же  у педагогов снова и снова возникают вопросы.

Вопрос первый. Сколько названий комнатных растений должен знать ребёнок дошкольник?

Вопрос второй. Сколько растений должно быть в помещении?

Вопрос третий.  Искусственные или живые?

Вопрос четвёртый. Как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Вопрос пятый. «А если он не может поливать?»

Ребёнок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее. Чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира и местообитаний живых организмов; научимся отличать растения друг от друга не только от картинках. Но и в природе; мог объяснить некоторые особенности их внешнего вида в зависимости от среды обитания; имел элементарные представления о том, что нужно живым организмам для развития; о взаимосвязях растений и животных; проявил к ним познавательный интерес, эмоциональный – положительное. Бережное отношение и желание их сохранить

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Как знакомить детей с комнатными растениями»

Комнатные растения декоративны, красиво цветут, интересная форма их листьев, стеблей. Они, конечно же. Радуют глаз, а почему у нас возникает чувство радости при взгляде на растение у окна? Да потому что для нас, жителей каменных коробок, эта ниточка, связывающая нас с природой. Комнатные растения – зелёные. С их помощью человек стремиться удовлетворить свою тоску по общению с природным миром. Это и есть главная причина, по которой люди заводят дома цветы.

Что касается для более утилитарных представлений об их пользе, они тоже оправданны. Комнатные цветы, как любые зелёные растения, живущие за счёт фотосинтеза, выделяют кислород, и это благотворно сказывается на микроклимате помещения.

Растение, как и человек, дышит кислородом. Это правда, но то количество кислорода, которое потребляет растение, не соизмеримо с тем количеством кислорода, которое оно выделяет в процессе фотосинтеза. И оно не сопоставимо с тем количеством кислорода, которое потребляет при дыхании, человек.

Количество углекислого газа, выделяемого одним человеком, ровно количеству углекислого газа, которое выделяют 600 растений.

Вряд ли куму – небудь из нас  под силу содержать в комнате такое количество комнатных цветов. Так что удушье любителям растеневодам не грозит. А вот то, что растения выделяя кислород, ещё и способны поглощать из воздуха вредные вещества – это факт, подтверждённый научными исследованиями.

Есть растения в основном с сильным запахом, выделяющие особые летучие вещества – фитонциды. Фитонциды убивают микробы в воздухе и способствуют выздоровлению микроклимата в помещении. Монстры, пеларгонии (герани), бегонии, те же фикусы – все обладают фитонцидными свойствами. Фитонцидоносы (такие, как герань) могут к тому же успокаивающе воздействовать на психику  человека.

То, что некоторые растения благотворно влияют на состояние здоровья человека благодаря фитонцидам, тоже доказано. Они регулируют частоту сердечных сокращений облегчают головную боль, способствуют нормализации давления.

Так же известно, что растения действительно способны регулировать на отрицательные  воздействия. Когда Александр Македонский вёл своих воинов  через пустыню, он приказал вырывать с корнем кустики алоэ и брать с собой. Через некоторое время их можно было использовать в качестве лекарства для обработки ран и лечения кишечных заболеваний. Лекарственные свойства алоэ, приобретало именно в результате «варварского» обращения. При угрозе гибели организм растения вырабатывал защитные вещества, убивающие микробы. Живое, здоровое растение такими свойствами не обладает. Если сорвать листик и попытаться использовать его в качестве лекарства, желаемого эффекта, может и не быть.

С другой стороны, растения способны реагировать друг на друга. С одними своими собратьями они уживаются, а соседства других не выносят. Яркий пример тому – роза. Мы не поставим её в вазу с другими цветами, потому что она тут же завянет. Взаимовлияние растений называется – алеллопатией.

Кроме фитонцидов, растение выделяет и другие активные вещества – гликозиды, алколоиды и т.п. причём одни вещества выделяются (или накапливаются) корнями, другие листьями, третьи цветками. Все они играют роль защитных приспособлений, по-разному воздействующих на соседей определённого растения. ( Это очень важно знать при составлении лекарственных сборов. Лечение травами – тонкая и хитрая наука. Ни один сбор, составленный механически, не будет обладать лекарственными свойствами.) Возможно, между растениями и человеком существует взаимовлияние на малеклярном  уровне. Ведь и человек имеет запах и выделяет какие – то вещества. Старая поговорка  «Я его на дух не переношу!», безусловно имеет перед собой все основания. Равно как и наоборот: женщина часто «сводит» мужчину с помощью запаха духов.

Комнатные растения – первые другие существа, кроме членов семьи, с которыми сталкивается современный ребёнок. Да, они тихие и безмолвные. Да, они сами ничего не просят. Но они тем не менее способны отвечать на заботу. В ответ на то, что их поливают, рыхлят землю в горшках, опрыскивают, они растут и цветут. Если обращать  на это внимание ребёнка на изменения, которые происходят с растением, ему будет интересно. Появление цветка, плода – это всегда радость. А сажать, возиться в земле дети очень любят.

Кроме того, как учат заботиться о живом, растения учат наблюдать и сравнивать. За окошком снег. Все деревья сбросили листья. А на подоконнике зелёный садик. Почему? И на это надо обратить внимание ребёнка. Это заставляет размышлять. Ведь комнатные растения пришельцы из далёких стран. Неизвестно, увидит ли человек когда-нибудь в своей жизни страны эти. А здесь, в комнате, растут их посланцы, их представители. Словно передают живой привет от природы тропиков, субтропиков, пустыни. И это расширяет кругозор ребёнка, пополняет его представления.

Сегодня наверное трудно найти детский сад, в котором не было бы комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми . И всё же  у педагогов снова и снова возникают вопросы.

Вопрос первый. Сколько названий комнатных растений должен знать ребёнок дошкольник?

Ответ прост: должен – нисколько, а вот может столько, сколько сам захочет и в зависимости от того, как воспитатель сумеет заинтересовать его этими объектами. К сожалению, многие педагоги знание сложных растений рассматривает как один из «диагностических» признаков экологического образования, положительного отношения ребёнка к природе.

Не секрет, что в детских садах часто проверяют, насколько хорошо дети усвоили именно такую информацию. Например, дошкольнику того или иного возраста полагается знать определённое количество названий: пять, десять и т.п. Однако с точки зрения экологического образования не столь важно помнить названия растений. Гораздо важнее показать ребёнку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как только или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту. Конечно, если ребёнок интересуется названием, можно дать ему соответствующую информацию.

Вопрос второй. Сколько растений должно быть в помещении?

Количество растений во многом зависит от микроклимата группы: в сухом помещении можно выращивать больше растений, чем во влажном. Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на окнах уменьшали количества света в комнате и превращать групповое помещение в оранжерею. Необходимо помнить, у некоторых детей бывает аллергия на определённые виды растений.

В последнее время в детских садах стали всё чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы.

Вопрос третий.  Искусственные или живые?

В последнее время с одной стороны. Наблюдается увлечение искусственными цветами , с другой – существует точка зрения , что им вообще не место в детском саду. Кто же прав? Как всегда истина лежит по середине.  Если вы хотите украсить тёмный угол под лестницей или коридор, конечно же. Можно сделать это с помощью зелёной искусственной ветки. Искусственным цветам не место в живом уголке, в зимнем саду. Они не пригодны для наблюдений, всегда выглядят одинаково. У них нет запаха. К тому же мы не знаем, насколько безопасен материал. Из которого они изготовлены.

Вопрос четвёртый. Как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Труд в уголке природы рассматривается как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, что бы каждый ребёнок выбрал для ухода то растение. Которое ему больше всего нравиться, а не то по указанию взрослых. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?

Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых субъектов.

Развитие речи. Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушыстик», «колючка» и т.п.). пусть ребята расскажут, какими бывают растения, подберут определения, что они умеют делать, что любят, а что нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человека, который будет охранять растения, и рассказывать о них малышам.

Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками  и т.п.).пусть ребёнок трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камушки и рассказывают о своих ощущениях.

Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель – это прежде всего воспитание бережного отношения к природе. Эксперименты помогут дошкольникам понять, что они ухаживают за растениями. Например: на лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения.

Игры. Конечно, растения – это живые организмы и поэтому использовать их для игры нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из нескольких растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям.

География. Комнатные растения – пришельцы из самых разных мест нашей планеты. Любое из них может стать отправной точкой для изучения той или иной страны, континента.

Вопрос пятый. «А если он не может поливать?»

Все воспринимаем как должное тот факт, что люди отличаются по интересам и далеко не все склонны к выращиванию комнатных растений. Однако в детском саду часто требуем одинакового отношения к этим объектам от всех детей. Несомненно, что любой ребёнок должен иметь возможность наблюдать за растениями, знать что они живые, бережно к ним относиться, понимать, что без заботы человека они умрут. И в тоже время ребёнку старшего возраста необходимо предоставить возможность рассматривать растение. Поливать его не по указанию воспитателя и одновременно со всеми. А по собственному желанию. В противном случае результат окажется противоположным ожидаемому: ребёнок , которого регулярно заставляют поливать растения и ругают, если он забыл это сделать, со временем просто возненавидит объект своей потенциальной заботы.

Ребёнок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее. Чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира и местообитаний живых организмов; научимся отличать растения друг от друга не только от картинках. Но и в природе; мог объяснить некоторые особенности их внешнего вида в зависимости от среды обитания; имел элементарные представления о том, что нужно живым организмам для развития; о взаимосвязях растений и животных; проявил к ним познавательный интерес, эмоциональный – положительное. Бережное отношение и желание их сохранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомим детей с лекарственными растениями"

Презентация и конспект занятия о том, как рассказать детям о лекарственных растениях....

Комплексное занятие по ознакомлению детей с комнатными растениями (фикус) в I младшей группе

Продолжать приобщать детей к миру природы, развивая конкретные представления о растениях: ствол – один, листьев – много (широкие, блестящие, чистые) и об основных способах ухода за ними (полив)....

Игры по ознакомлению детей с комнатными растениями

Проводя игры с комнатными растениями в старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель учит детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (стро...

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...

Методическая разработка по составлению вопросов для активизации познавательного интереса детей к комнатным растениям на примере хлорофитума

Актуальность: привлечение внимания детей к обследовательским действиям по отношению к растению.Цель:1.     способствовать развитию заботливого отношения к растению;2....

НОД для детей 1 младшей группы по ознакомлению детей с комнатными растениями

Комплексное занятие по ознакомлению детей с комнатными растениями (фикус) в первой младшей группе....