"Знакомим детей с лекарственными растениями"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Котова Светлана Евгеньевна

Презентация и конспект занятия о том, как рассказать детям о лекарственных растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lekarstvennye_rasteniya_severa.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологическому воспитанию в старшей группе.

«Лекарственные растения»

Образовательная область: познание, коммуникация.

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Задачи:  Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
  2. Познакомить детей с целебными кустарниками;
  3. Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
  4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);

             Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
  2. Развивать познавательный интерес к природе родного края;

             Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
  2. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав,( презентация «Загадки о целебных кустарниках», ( приложение №1.) оборудование для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и малины сушеные,  веточки смородины.

Методы и приемы:  наглядные, словесные, практические, интерактивные,  а именно: загадка, художественное слово, вопрос - ответ, словесное упражнение  «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай»,  просмотр презентации «Лекарственные кустарники» и др.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома «Лекарственные растения Севера» для детей; просмотр презентаций «Травы на лугу», «Лекарственные травы», составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей «В моде натуральное» (о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании), альбом «Лекарственные растения» для родителей.

Ход :

Начало на ковре, все сидят полукругом.

  1. Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть растения такие, Они вовсе не простые.

Если что-то заболит - Эта травка исцелит! (дети: лекарственные растения)

Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (дети: о лекарственных растениях)

Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У  нас тоже  есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник» (Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-3детьми.)

Воспитатель: Давайте встанем и  поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:

- Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)

- Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

- В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)

- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)

- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?( Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)

- Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)

- Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)

- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

- Почему шиповник так назвали? (Потому что у него на веточках есть шипы.)

2. Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной.  Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, брусника, зверобой.

Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).

  1.   Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

  1.  В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

  1.  Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

  1. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье  и бодрость.  Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву  добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.  

  1.  Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет. 
    Ведь не случайно красной кашкой  его зовут за вкус и цвет (клевер) 

Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

  1.  Зеленые кусточки, алые цветочки;
    Когти – коготочки,
     стерегут цветочки.

          И ограда в саду, и закуска дрозду,
         И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

7.   Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой. Что же это? –
 (зверобой).
Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настой пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла

8.  Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят
(ландыш)

Настойка применяется при, нарушениях сердечной деятельности.  !Является ядовитым.

9. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и  заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется –
 (мята).

Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой

Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

Воспитатель: Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых растений: черника, брусника, малина, пижма, тысячелистник.)

Черника - Свежие ягоды черники полезно применять, для повышения остроты зрения.

Тысячелистник- Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день.

Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, ангине. 

Брусника - Пьют морс при простуде от температуры, при болезнях почек. Используют листья и плоды.

  1. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.

Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? (Дети: одуванчик!)

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

 (Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются  по группе,  затем собираются вместе.

  1. Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на стульчики. Сегодня я хочу рассказать вам о лекарственных кустарниках. Кто знает, чем трава отличается от кустарника? (Кустарники растут семьей, а трава по одной травинке. У кустарников толстый стебелек, а травинки-  тонкий)

Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим, какие лекарственные кустарники  растут в нашем крае (Воспитатель показывает презентацию «Лекарственные кустарники», комментируя картинки).(приложение №1)

  1. Воспитатель: У меня есть плоды лекарственных кустарников. Попробуйте отгадать, что это? (Дети смотрят сушеные и мороженые плоды, отгадывают название: шиповник, малина, красная и черная смородина, клюква). Давайте мы заварим витаминный чай (Воспитатель с помощью детей заваривают чай из плодов в чайник). Такой чай называют фиточай. Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные растения вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы и кустарники). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Знакомство детей с лекарственными растениями".

Данный  материал  имеет практическую значимость для воспитателей , т.к.он поможет  рассказать детям о лекарственных растениях: как они растут, как их можно использовать....

расскажите детям о лекарственных растениях

В материале приведены краткие сведения о пользе некоторых растений....

"Знакомим детей с лекарственными растениями"

Проводила в саду цикл занятий "Знакомим детей с лекарственными растениями".Весной на своём мини- огороде сажали мяту, мелиссу, чабрец,календулу. Для знакомства с другими лекарственными расте...