РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ
статья (старшая группа) по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._novikova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ

Автор: Прокофьева Л.В.

Научный руководитель: Васильева М.И., кпедн, доцент

ХГУ им. Н.Ф. Катанова Колледж педагогического

 образования, информатики и права

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Умение выстроить грамотное взаимодействие  с другим человеком зачастую зависит от способности  адекватно воспринять  его эмоциональные проявления.  Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия» [1]. Содержание этого понятия определяется в психологической науке как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. А.В.Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка [2]. По мнению ученых (Г.И. Метельского, Е.В. Субботинского, Т.П. Гавриловой и др.), ориентация в эмоциональном состоянии людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Анализ современных исследований в данной области показывает, что  вопросы проявления и развития эмпатии у детей дошкольного возраста изучены недостаточно, вместе с тем именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

Значительный вклад в изучение и разработку средств развития эмпатии внесли исследования Л.П.Стрелковой, А.В.Запорожца, А.Д.Кошелевой, Я.З.Неверович, Е.В.Никифоровой, В.П.Юсупового, А.М.Виноградовой и др. Одними из самых популярных средств развития эмпатии являются различные виды игр. Однако раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству также способствует зарождению высшего чувства в детской душе.

Художественную живопись редко используют в детском саду из-за мнения, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников. Многие считают, что для детей должно быть создано особое, упрощенное «искусство». Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая взрослых своими высказываниями. Живопись помогает развитию многих свойств и качеств личности, она обогащает жизненный опыт ребенка, делает возможным развитие всей эмоциональной сферы дошкольника.

В связи с вышесказанным, исследовательский интерес для нас представляет проблема использования  произведений живописи в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: показать эффективность использования  произведений живописи в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: произведения живописи как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 

Гипотеза исследования: шедевры мировой живописи будут являться эффективным средством развития эмпатии  у детей старшего дошкольного возраста, если:

  • при рассматривании картин педагог использует способы, направленные на развитие у детей эмоционального заражения и идентификации;
  • на основе содержания картин педагог формирует моральные знания и социальные ориентации, способствующие воспитанию сочувствия.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования живописи в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Дать анализ полученным результатам.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение четырех месяцев (сентябрь 2008 – декабрь 2008 года) и предполагала проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста и два воспитателя группы. Целью работы являлось проверка эффективности использования произведений живописи в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий этап проходил в сентябре 2008 года и предполагал выявление уровня развития эмпатии у детей в старшем дошкольном возрасте и использование живописи для ее развития в педагогическом процессе детского сада. Для этого был использован комплекс диагностических методик, предложенный Т.А. Гайворонской и В.А. Деркунской [3].

Анализ ответов детей показал, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (65%). Из всех эмоциональных состояний дети быстрее и точнее определяют радость, восхищение, веселье и затрудняются в определении грусти (32%), испуга (20%), удивления (22%). При определении внутренних состояний людей дети, прежде всего, обращали внимание на выражение лица, не достаточно уделяя внимание пантомимике (позе, жестам). Исходя из этого, можно констатировать, что старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях. Следует подчеркнуть, что у детей старшего дошкольного возраста уже есть обобщенные представления о способах выражения эмпатии – оказание помощи, сочувствие. Однако, когда в этюдах детям предлагалось выстроить эмпатийное поведение, то большее количество детей (70%) затруднялось в  такого рода действиях.

Формирующий этап проводился с детьми в течение трех месяцев и предполагал развитие у детей старшего дошкольного возраста эмпатии в процессе специально организованной деятельности по ознакомлению с репродукциями картин известных художников.

Вне занятий с детьми проводились целенаправленные беседы, в ходе которых ставились вопросы развития эмоциональной, познавательной сферы ребенка, осуществлялось формирование системы отношений к окружающему миру, нравственное сознание. Вначале нами были подобраны картины известных художников: Леонардо да Винчи «Мона Лиза», И.Е.Репин «Царевна Софья», К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы», В.М. Васнецов «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Иван царевич на Сером волке», В.В.Пукирев «Неравный брак» и др.

Содержание бесед предполагало несколько частей: вначале мы беседовали с детьми о характеристике той эмоции, которая наиболее ярко представлена в картине, затем обращались к жизненному опыту детей, зачитывали поэтические произведения, наиболее ярко характеризующие эти состояния. Следующая часть предусматривала рассматривание детьми картины. В этой части  мы  показывали картину, называли ее автора, знакомили с историей ее создания, с теми чувствами, которые испытывал художник, когда ее писал. Данная часть позволяет расширить представления дошкольников об истории нашей страны, выделить истинные ее сокровища и учит детей ценить их. Рассматривая  с детьми картины, мы делали основной акцент на настроении ее персонажей, задавали вопросы, помогающие не только охарактеризовать эмоциональное состояние героев, но прочувствовать его, предложить свои способы помощи. Например, «Кроме нас, кто еще сочувствует Аленушке? Кроме нас кто ей хочет помочь?»; «Когда погоня близка, в кого или во что мы можем превратить сказочных героев, чтобы спасти их?» и т.д. Особое место в беседе отводилось вопросам, помогающим детям освоить знания о способах выражения эмоциональных состояний – мимика, поза, жесты. Например, -  «По каким признакам, кроме выражения лица, можно еще определить гнев?», «Если я закрою лицо царевны Софьи, вы сможете догадаться, что она злиться?» и т.д. В ходе бесед мы использовали прием «вхождения в картину», предлагали детям представить себя кем-то или чем-то, кто изображен на картине, рассказать о своих чувствах, мыслях, поступках, предлагали изменить действие, если оно не нравится. После бесед предлагали нарисовать или создать свои рисунки или поделки, которые помогут героям картин, которые нуждаются в помощи. Дети изображали дома и зонты для детей, которые бегут от грозы на картине Маковского, обувь и друга для Аленушки, домик для Снегурочки и т.д.

Цикл бесед начинался и заканчивался с расширения представлений детей о положительных эмоциях и формировании умения радоваться, сопереживать тем, кому хорошо, в середине цикла мы рассматривали картины, в которых отражены эмоции гнева, страха, грусти, злости.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами был использован тот же комплекс диагностических методик, что и на этапе констатации. Результаты показали положительную динамику в развитии у детей эмоциональной восприимчивости, 35% (7 детей) демонстрировали более широкий диапазон эмоциональных состояний,  чем на этапе констатации,  сочувствие, сопереживание герою, осознание собственных эмоций и желаний, способность выразить их в речевой деятельности, при  этом проявляли оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации. 55% (11 детей) демонстрировали сочувствие, но еще не способны были до конца быть самостоятельными в высказываниях и эмпатийном поведении, использовали повторение высказываний, движений, действий других детей, сопоставление, сравнение своих действий, поведения со сверстниками. Низкий уровень эмпатии сохранился только у 10% детей (2 ребенка), данные дети показывали нежелание принимать участие в ее обсуждении содержания картин, неадекватно воспринимали эмоциональные состояния героев, что позволяет говорить о низком уровне эмоциональной чувствительности, эмоционального и эмпатийного опыта. С данными детьми будет продолжаться работа по использованию различных средств развития эмпатии.  Полученные результаты говорят об успешности проводимой работы, так как наблюдается положительная динамика в развитии у детей эмпатии.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала правомерность выдвинутой гипотезы в исследовании: если при рассматривании произведений живописи педагог использует способы, направленные на развитие у детей эмоционального заражения и идентификации и формирует моральные знания и социальные ориентации, то уровень развития эмпатии у детей возрастает.

Литература

  1. Березина Т.А., Комкина Н.Ю. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности - Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000г.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, том 1 – Москва, 1986г.
  3. Гайворонская Т.А., Дергунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности – Москва, «Центр педагогического образования», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Использование комплекса сюжетно – ролевых игр  способствовало повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.Так как, именно с игровой деятельностью связана способность реб...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Эмпатия - чувство сострадания другим. Чувство эмпатии необходимо развивать у детей с самого раннего возраста....

Игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Игры для детей старшего дошкольного возраста...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с шедеврами мировой художественной культуры средствами информационно-коммуникационных технологий»

Данная работа позволит дошкольникам в ознакомлении с искусством, дети получат искусствоведческие знания и представления о средствах выразительности всех видов искусств, в достаточной мере освоют терми...

Сказкотерапия как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Авторы раскрывают особенности развития эмпатии у детей 5-6 лет, влияние сказкотерапии на развитие эмпатии. А также представлен...