развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Халевина Оксана Михайловна

Эмпатия - чувство сострадания другим. Чувство эмпатии необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mame.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Халевина Оксана Михайловна

Воспитатель МБДОУ ЦРР

д/с «Рябинушка»

РХ город Абакан

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие эмпатии,

сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов.

1. «Эмоциональное заражение»-качество человека, которое закладывается на

первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении

мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие.

Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые

мироощущения.

2. «Чувство сострадания», формирующееся на втором году жизни. В этот

период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и

взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их

как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

3. «Способность понимать других» развивается на третьем-четвертом году

жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него

появляется свое «Я».

4. «Сочувствие и отзывчивость» формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже

умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие

чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.

5. «Сорадование (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм

(бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)»

формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие

ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже

довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им

адекватную и действенную помощь.

В условиях ДОУ эмпатия у детей должна развиваться в ходе системной  работы,

которая проходит в 4 этапа.

1ый этап. «Язык эмоции» или «Познаю себя»: ситуация сочувствия-

констатации. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных

состояниях и их распознание включает в себя:

-выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к

книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него,

«конструирование» эмоции);

-распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные

записи – смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);

-обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение

и угадывание различных эмоционально-выразительных движений,

распознавание изображенного жеста, «ожившие картинки»);

-речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы

этикета, вежливые выражения).

2ой этап. «Язык чувств и переживаний» или «я-другой человек»: ситуация

сочувствия-переживания. Формы работы с детьми:

-работа над книгой (сопереживание персонажам сказок);

-рассматривание репродукций картин, проигрывание коротких сценок;

-беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение

аналогии);

-игра-беседа с персонажами;

-слушание музыки и ее исполнение;

-постановка кукольного спектакля;

-творческая ролевая игра по сюжету сказки;

-игра-драматизация (сопереживание героям и глубокое проникновение в

содержание произведения).

3ий этап. «Нравственные беседы» или «Содействие»: ситуация сочувствия-

действия. Формы работы с детьми:

-решение нравственных ситуаций;

-формирование позитивного отношения к младшим, родителям, пожилым,

инвалидам и др.;

-активное включение в комплекс различных видов деятельности (труд,

наблюдение, предметная, изобразительная деятельность, общение).

4ый этап. Формирование «сорадования». Формы работы с детьми:

-наблюдение в природе (живые и неживые объекты);

-совместная, коллективная деятельность, труд;

-празднование дней рождения.

Система педагогической деятельности, направленной на развитие эмпатии,

включает 3 блока.

1й блок. «Путешествие в картины; нетрадиционное рисование»

Знакомя ребенка с произведением искусства, педагог помогает ему проникнуть

внутрь созданной художником картины. Происходит совместное исследование

эмоционального состояния героев и пространства картины.

2й блок. «Игра»

Для развития эмпатии с детьми могут проводиться следующие игры и

упражнения: «Я - волшебная кисточка», «Ночь», «Угощение», «Если бы ты был

игрушкой» (М. Жернильская); «На что похоже настроение», «Тень», «Живая

скульптура», «Гармоничный танец», «Мимический диктант» (Н.Кряжева).

В игре ребенок:

-принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным

персонажем, учится понимать его мысли и чувства;

-становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой

скалой, бушующем морем);

-вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки

(пробирается в лес и др.).

 3й блок. «Мир сказки»

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное

воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия

другим при сочетании деятельности детей (восприятие художественной

литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и

взаимодействие взрослого и ребенка.

Важно создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и

помогающее поведение были бы перенесены ребенком из связи «Я – персонаж»

в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

-научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные

игры, рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных

ситуаций с соответствующим обсуждением, проигрывание коротких сценок,

нацеленных на проникновение «внутрь» таких ситуаций;

-создавать определенные условия для развития у ребенка способности

обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации,

 аналогичные литературным по своей нравственной сути;

-воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.

Таким образом, представленная система педагогической деятельности, направленная на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие ребенка в различных ситуациях со сверстниками и педагогом, что способствует обогащению позитивного индивидуального  опыта.

        Список литературы:

  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996г.
  2. Любина Г. Обучение дошкольников « языку чувств» - Дошкольное воспитание, 1996 - № 2, с. 4 -13.
  3. Эмоциональное развитие дошкольника/ под. Ред. Кошелевой – М. Просвещение, 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Использование комплекса сюжетно – ролевых игр  способствовало повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.Так как, именно с игровой деятельностью связана способность реб...

Игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Игры для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...