РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
консультация по теме

Ситникова Елена Викторовна

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagogam_po_optimizatsii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по оптимизации

взаимодействия с детьми

Вопросы воспитания и осуществления индивидуального подхода могут решаться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

а)        атмосфера в семье;

б)        наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

в)        позиция ребенка в структуре семьи;

г)        стиль воспитания.

Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, а также внимательно наблюдая за стилем общения ребенка с родителями.

Это должно помочь педагогам в выборе тактики работы с родителями. Для получения дополнительных сведений педагог может провести с ребенком беседу-интервью.

  1. С кем ты живешь?
  2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
  3. Твои родители часто разговаривают с тобой?
  4. Как они разговаривают: ласково или ругаются?
  5. Тебе спокойно дома? Не страшно?
  6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?
  7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?
  8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?

        Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?

  1. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?
  2. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?
  1. Какой последний подарок тебе сделали родители?
  2. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?

14.        Когда ты -вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

При проведении беседы-интервью необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка. Не следует, зная о том, что ребенок живет только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребенка форму. Обратите внимание на то, как ребенок ответит на вопрос, с кем он живет. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав семьи и того, кто в семье не живет. Это говорит о потребности в общении с этим близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других родственников. Если" ребенок с удовольствием рассказывает о своих играх с отцом, который не живет в семье, не препятствуйте, дайте ребенку возможность выговориться. В этом случае необходимо отдавать себе отчет, где кончается реальность и начинается вымысел.

После получения этих данных педагогу необходимо заняться самоанализом, так как не все трудности, возникающие в общении с ребенком, можно объяснить ситуацией в семье. Именно педагог, придерживающийся той или иной тактики взаимодействия, может либо усугубить негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка, либо компенсировать их. Выбором того или иного стиля можно объяснить и неэффективную работу с родителями, проявляющуюся в их нежелании обсуждать проблемы ребенка с педагогом. Наличие такой характеристики, как тактичность является показателем уровня и личностной, и профессиональной культуры. Огромное значение в социально-эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми, имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую, и коррекционную, и развивающую функции. Именно в игре обнаруживается субъективное отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра может дать очень много информации. Поведение в игре возбудимых детей характеризуется импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться правил взаимодействия. У этих детей активная ориентировка в выборе игры и в предметной среде, сопровождающаяся попытками поделиться своими знаниями, мыслями, впечатлениями. Эмоции этих детей ярко выражены, экспрессивны.

Дети замкнутые, стеснительные ведут себя в игре иначе. Часто этих детей можно увидеть сидящими в стороне от общих игр, не включающимися во взаимодействие. Необходимо внимательно понаблюдать за такими детьми, чтобы понять, что их внешнее поведение не соответствует социальному и игровому опыту. В работе с такими детьми важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.

Неудачи в социальном опыте детей могут зависеть не только от их индивидуальных особенностей, но и от того, какого уровня развития достигли их игровые навыки. Поэтому педагогу важно помнить, что все разнообразие детских игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Какие же нарушения можно наблюдать в детской игре? Это:

  1. жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);
  2. постоянно однообразный характер игровых действий;
  3. категорическое предпочтение, отдаваемое какому-либо одному виду игр или игрушек.

Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь и игры с правилами.

Таким образом, усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется как взаимообогащающий. Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого —уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними. Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:      

1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.

  1. Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.
  2. Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.
  1. Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению».
  2. Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
  3. Не существует плохих или хороших эмоций.
  4. Используйте Я-высказывания: говорите только от первого лица.
  5. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

 Никому не нравится, когда на него выплескивают ушат грязи. Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества. Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которых лучше играть нескольким детям, и т. п.). Объясняйте, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка. Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окружающих.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтоб они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группе. Помните, что улыбка и доброе слово также являются поощрением. Вовлекайте менее «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.

Таким образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:

— эмоциональный комфорт для каждого ребенка. Понимание и поддержка, ориентированные на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельно использовании различных способов общения, что делает ребенка «открытым» педагогу. Положительный эмоциональный климат создает благоприятные условия для каждого воспитанника;

— сформированность положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствуют возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников;

— организация совместной деятельности перекликается с предыдущим положением, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. При этом создается возможность передавать детям необходимые способы проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникающих ситуаций, оценивать действия детей с точки зрения соответствия моральным нормам. Дошкольнику становится понятна роль правил, их значимость как для достижения общих результатов, так и для развития положительных взаимоотношении. Особое значение придается формированию партнерских отношений в процессе совместной деятельности. Проявление инициативы, активности в воздействиях на партнеров должно сочетаться с доброжелательным отношением к ним. При этом важным является овладение способами выражения своего отношения к предложениям участников. деятельности: выражение согласия или несогласия, умения аргументировать встречное

предложение, отстаивать свое мнение, убеждать инициатора в справедливости претензий, оставаясь при этом доброжелательным участником общего дела;

  • уважение права ребенка на развитие индивидуальности. Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, стремление стать равноправным членом детского «сообщества»;
  • дифференцированный подход в процессе воспитания у детей гуманных чувств. Ощущение доброго отношения к себе позволяет ребенку пережить
    положительные эмоции как свидетельство признания его со стороны окружающих.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников.

Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

1.        Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать... подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

  1. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
  2. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и
    поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой —
    формируют негативизм, эгоизм, зависть.
  4. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).

Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

  1. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.
  2. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Известно, что невозможно работать только над формированием адекватной самооценки. Требуется комплексная коррекционная работа. Ребенку, необходимо ощущать себя любимым, единственным. Ему нужно знать, быть уверенным, что его, именно его, таким, какой он есть, — любят воспитатели. И только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться как полноценная, гармоничная личность.

Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего со старшими дошкольниками реализовывать в игровой деятельности. Дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, они стремятся не замечать неудач, игнорируют замечания взрослых, неадекватно реагируют на оценки. А в отношении к своим сверстникам, напротив, очень критичны, им свойственно стремление обсмеять товарищей за малейший промах, указать на недостатки.

В таких случаях очень эффективно взрослому (воспитателю, психологу) использовать детские игры с карточками-фиксаторами.

Например: взрослый и ребенок с завышенной самооценкой могут поочередно метать мяч в корзину. После каждого попадания, попавший получает карточку (звездочку, флажок). В конце игры подводится итог — подсчитываются карточки: у кого больше, тот победил. Использование карточек-фиксаторов позволит помочь ребенку наглядно убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В ходе такой игры используется прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом. Такая позиция взрослого позволяет стать истинным партнером ребенку.

Первоначально педагог должен в 50 % случаев давать выиграть дошкольнику. Взрослый может сказать: «Ты выиграл. А мне надо еще потренироваться». В таком случае дошкольник видит, что неудовлетворенный результат воспринимается как мотивация для дальнейших усилий для достижения успеха. Постепенно ребенок начинает сам осознавать свои неудачи как повод для поиска наиболее оптимальной позы, более точных движений — т. е. для саморазвития. Так формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них. Затем взрослый может выигрывать чаще, и ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свои проигрыш. Нужно помочь ребенку, самому подсчитывая карточки, осознать, что он в этот раз не победил, и в этом нет ничего трагичного или постыдного. Значит, в следующий раз нужно приложить больше старания, потренироваться. Когда школьник уже адекватно реагирует на свои поражения, понимает, что чем больше он старается, тем лучше у него получится, тогда повышается и продуктивность и эффективность деятельности. Так у ребенка и формируются такие черты характера как целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Дети начинают самостоятельно выбирать для себя новые цели, усложнять задачи. Такие черты характера присущи детям с адекватной самооценкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по общению с детьми в период адаптации.

Данный материал поможет начинающим педагогам работающим на группах раннего развития в адоптации детей....

Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Рекомендации педагогам для работы с детьми среднего возраста в адаптационный период

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками...

Рекомендации педагогам для работы с детьми в адаптационный период «Игры с песком»

Примерная тематика построек из песка и предполагаемые действия детей....

Рекомендации педагогам, работающим с УО детьми.

Рекомендации содержат:Главные правила в воспитании и обучении детей. Дидактические игры для детей с умственной отсталостью.Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. Игры для разви...