Главные вкладки

    Рекомендации педагогам для работы с детьми в адаптационный период «Игры с песком»
    консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Зимина Елена Федоровна

    Примерная тематика построек из песка

     и предполагаемые действия детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл recjvtydazii_3.docx29.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зимина Елена Федоровна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Белый медвежонок

    Рекомендации педагогам

    для работы с детьми

    в адаптационный период

    «Игры с песком»

    Составитель: педагог – психолог: Е. Ф. Зимина

    с. Газ – Сале

    Примерные задачи и материал для игр с песком.

    Младшая группа

    Задачи

    Материал

    Формирование  устойчивого мотива к активной совместной деятельности.

    Обучение навыкам работы с песком (сухим и мокрым).

    Пластиковые ведра, совки, лопатки, формочки, некрупные игрушки. Различный дополнительный материал: дощечки, фанерные трафареты (изображения людей, животных, транспортных средств).

     

    Средняя группа

    Стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в  совместной деятельности.

    Создание условий для самостоятельной постановки целей, поиска детьми конструктивных решений, исходящих из их собственного опыта, для планирования работы самими ребятами или с помощью взрослых.

    Формирование умения объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели (сделать пруд, пляж, посадить парк).

    Воспитание бережного отношения к результатам труда.

    Те же материалы, что и в младшей группе, но в большем количестве. Пластины из пластмассы – разного размера и формы, кусочки разноцветного оргстекла. Природный материал: ветки, корни, камешки, ракушки и т. п., мелкие игрушки(изображения людей, животных, транспортных средств).

    Старшие группы

    Продолжение формирования умения объединять постройки общим сюжетом и добиваться конечной цели.

    Закрепление навыка договариваться для реализации многообразных и интересных сюжетов.

    Мелкие игрушки, предназначенные для реализации цели. Многообразный дополнительный материал: обрезки пластмассовых шлангов, трубки разного диаметра, куски пенопласта, поролона, цветной проволоки, различные коробки, банки разной формы и размера, емкости для наполнения водой, мелкие игрушки (изображения людей, животных, транспортных средств).

     

    Примерная тематика построек из песка

     и предполагаемые действия детей.

    Младшая группа

    Угощение для кукол – сгребать песок в небольшие кусочки совком, лопаткой, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в маленькие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения.

    Будка для собаки – сгребать песок в кучку, уплотнять и делать углубления совком, чтобы в это нехитрое сооружение поместить игрушку – собачку.

    Дорожка – продвигать дощечку, лежащую плашмя, сделать кочку и ямку. Постройку обыграть: «По кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам»

    Формочки – наполнять формочку песком и уплотнять его, опрокинуть, постучать, поднять, мастерить из образовавшихся фигурных холмиков торты, башни, домики.

    Сюжетное строительство – пытаться сооружать из песка горки, скамейки, ворота, столы, стулья, мостики.

    Заборчик – сгребать песок с двух сторон руками, уплотнять его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

    Средняя группа

    Сюжетное строительство – закрепить умение формировать различные детали, сооружать несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать эти постройки. Можно под руководством взрослого строить высокую башню из трех форм разного объема.

    Горки – самостоятельно сооружать разные горки.

    Дома – строить из песка дома, используя кубические формы, украшать их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла.

    Тоннели – рыть тоннели в куче песка. Дети любят это занятие, прорывают тоннели вдвоем с обеих сторон, пока не соединяться внутри кучи их руки.

    Старшая группа

    Сооружение сложных и крупных построек – воспитатель показывает, как с помощью лопатки или дощечки вырезать из утрамбованного песка дома, корабли, машины, поезда, мебель. Для этого приспосабливают деревянные рамки, банки без дна, отрезки пластмассовых труб.

    Создание крупных сюжетных построек – интересно строить высокие дома, дворцы, прокладывать дороги, сооружать бассейны, детские сады; украшать высотные дома с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры; устанавливать на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывать провода между мачтами уличных фонарей.

    Строительство по темам знакомых сказок и разыгрывание сказочных сюжетов – «Царевна – лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева».

    Строительство из «жидкого» песка – педагог показывает ребятам новый прием работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать получившуюся «кашу – малашу» в ладошки и выпускать струйкой. Песок  при этом ложится узорами. Так можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

    Использование бросового материала – для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов, а из клеенки, палочек, катушек изготовить флажки, дорожные знаки.

    Рисование на песке песком.

    Устройство садика из песка и камней.

    Сооружение песочных часов.

    Строительство песочного города.

    Чтобы сохранить психическое здоровье, нужно:

    1.Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.

    Если ребёнок думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что родители любят их и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить. Малыш с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим и терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям. И наоборот, самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного самоуважения. Не чувствующий уверенности в себе дошкольник может вести себя агрессивно и высокомерно, чтобы защититься от того, что он  сам воспринимает как агрессию или превосходство других.

    Родители и педагоги по-разному могут способствовать обретению детьми уверенности в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребёнку обнаружить и развить его сильные стороны. Все дети имеют способности. Иногда талант очевиден, например, малыш может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чутки к трудностям других людей. У кого-то прекрасно развито воображение, помогающее им придумывать замечательные игры. У иных милый, добродушный характер. Другие - хорошие организаторы. И таких примеров множество.

    2. Содействовать эмоциональному благополучию.

    В хорошем эмоциональном состоянии человек ежедневно успешно преодолевает различные препятствия. Для этого он должен уметь:

    • осознавать себя, свои чувства, потребности, действия;

    •управлять своим поведением, временем;

    •выражать чувства соответствующим образом.

    Как помочь ребёнку осознать свои эмоции

    Прежде чем малыш обретет способность контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать (отличать друг от друга) и определять соответствующим словом. Родителям и педагогам вполне по силам помочь ребёнку. Во-первых, нужно проговаривать действия и эмоциональные проявления детей: «Я вижу, ты рассердился из-за того, что Дима взял твою игрушку», «Ты расстроился, потому что потерял свои фломастеры», «Тебе весело играть с Ариной». Во-вторых, следует своими реакциями дать понять, что каждый ребёнок имеет право на любые эмоции: «Каждый человек может рассердиться, если его будут постоянно толкать», «Все люди грустят, когда расстаются с мамой». Такой подход поможет малышу учиться понимать себя и других, вступать в разговор о своих чувствах. А взрослый, таким образом, может выяснить, что беспокоит ребёнка. Помощь, оказанная малышу при обсуждении его чувств, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы, управлять своими эмоциями, устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими.

    Как помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими

    Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребёнок будет лучше справляться с ними, но обычно дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Родителям и педагогам очень важно постараться научить детей контролировать собственные эмоции. Предположим, ребёнок никак не может справиться с иррациональными страхами и боится чудовищ. Можно обратиться к таким психотерапевтическим приемам, как рисование страха, проговаривание состояния вслух, когда снова возникнет страх.

    В случае если имеет место проявление гнева и агрессии, даже маленькому ребёнку можно сказать: «Я понимаю, что ты злишься из-за того, что что-то не получил или что-то не по-твоему». Иногда даже этих слов бывает достаточно, чтобы пыл малыша угас. Но можно подробнее расспросить его о недовольстве, дав ему, таким образом, возможность выговориться и более чётко определить причину своего гнева, а затем переключить внимание на что-то другое.

    Лучше всего найти ребёнку (любого возраста) какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Убеждённость взрослых, что малыш или подросток испытывают удовольствие, когда «треплют другим нервы» - заблуждение. Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому, что их никто не научил этому.

    Однако, надо помнить, что контроль над чувствами ещё не означает их изменения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребёнок поймёт, что чувства естественны, но в то же время и преходящи, и что ими можно управлять так же, как мыслями и поведением, он приобретёт внутреннюю силу.

    Как помочь ребёнку управлять

    своим временем, поведением,  действиями

    Всегда, где и когда это - возможно, нужно предоставлять ребёнку право  выбирать и планировать свои дела и действия, самостоятельно решать, как и с чего начать работу, что будет её результатом и как он использует это результат. А в детском саду делать это обязательно! Ежедневный групповой сбор наиболее доступным образом решает такие проблемы. Как это происходит:

    Часть группового сбора

     

    Как это отражается на психическом здоровье ребёнка

    Приветствие,

    пожелания,

    комплименты

    Каждому достаётся доля внимания, улыбка, тепло прикосновения от всех участников сбора - детей, педагогов, родителей. Есть возможность определить словом своё эмоциональное состояние, понять реакции на него со стороны других людей, почувствовать их поддержку

    Обмен новостями

    Возможность рассказать о своих чувствах, сомнениях;, услышать то, что происходит в жизни других, и понять, что и остальные дети (взрослые люди) могут испытывать такие же чувства; получить адекватную реакцию (поддержку, оценку, совет) в ответ на свои слова; увидеть как можно по-разному реагировать на какие-то события; вместе найти выход из сложной ситуации

    Игра

    Можно получить психолого-педагогическую помощь в коррекции негативных эмоциональных состояний, овладеть нужными навыками (речевыми, социально-эмоциональными, игровыми и пр.

    Планирование проекта и текущего дня

    Каждому позволено самому принять решение, чем заниматься в ближайшее время и в перспективе (тема нового проекта «Рыбы», я хочу узнать, какие рыбы живут в океане и в реке). Таким образом формируется опыт управления своими желаниями, способность отказываться от одного в пользу другого (я хотел бы пойти и в Центр строительства,  и в Центр науки, но.), умение распоряжаться временем, выбирать темп, условия для работы; умение договариваться о партнёрстве в не травмирующей самолюбие ситуации - всегда есть другие варианты занятий

    Итоговый сбор

    Ребёнок может продемонстрировать другим результат своей деятельности, получить адекватную оценку своим усилиям, приобрести опыт самоуважения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

    Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

    Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

    Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

    Некоторые аспекты организации образовательной деятельности с детьми в адаптационном периоде

    Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой р...

    Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

    В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

    Картотека игр для организации различных видов деятельности с детьми в адаптационный период.

    В данном материале осуществлена подборка игр, которая поможет педагогам и родителям решить проблемы адаптации ребёнка к условиям детского сада....

    «Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

    В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....