Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.  Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.

Креативность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Технология, как правило, включает следующие компоненты:

—факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

—принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

—общие задачи развития креативности личности;

—частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3—7 лет);

—этапы технологии;

—методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

 

—развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ  ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра дошкольной психологии и педагогики

Конспект выступления

«Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников»

Выполнила работу

Студентка з/о ФПП ДП-36

Зубарева Л.А.

Г.Йошкар-Ола

2013

Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Креативность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Креативность связана с развитием  воображения, фантазии

к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

По словам Л.С.Выготского «Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности, чем богаче опыт человека, тем больше материал которым располагает его воображение».

Креативность  в деятельности выражается в способности к замыслу его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, к способности создания образа, продумыванию и воплощению его

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Технология, как правило, включает следующие компоненты:

—факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

—принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

—общие задачи развития креативности личности;

—частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3—7 лет);

—этапы технологии;

—методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

—развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Роль педагога в развитии креативных способностей у старших дошкольников

  • Создание условий для творчества детей,
  • Организация деятельности дошкольников (игровая, изобразительная, театрализованная, музыкальная, двигательная, словотворчество и др),
  • Понимание замысла ребенка, умение наблюдать за ним,
  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка,
  • Радоваться за успехи детей,
  • Создание спокойной психологической обстановки.

Факторы, влияющие на развитие креативных способностей  старших дошкольников

  • Обеспечение  благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога,
  • Обогащение окружающей среды новыми, разнообразными предметами,
  • Поощрение  оригинальных  замыслов,
  • Использование личностного примера к творчеству,
  • Применение практических упражнений,
  • Активное общение с дошкольниками.

Технологии, применяемые в работе по развитию креативных способностей.

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Сдоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология «Портфолио дошкольника» и другие.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

  • В центре внимания  педагога – личность ребенка.
  • Понимание и взаимоотношение с ребенком.
  • Педагогическая помощь и поддержка

ИКТ в работе педагога

  • Подбор иллюстрированного материала к занятиям, для оформления различных стендов (использование в работе компьютер, сканер, принтер).
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, различным праздникам, развлечениям, мероприятиям художественно-эстетической  направленности.
  • Обмен опытом.
  • Оформление групповой документации, отчетов
  • Создание презентаций для выступлений перед коллегами, родителями.

Технология «портфолио дошкольника»

  • В портфолио помещаются :
  • Фото ребенка,  указывается фамилия имя любимые занятия ребенка,
  • Антропологические данные
  • Высказывания ребенка о чем он мечтает
  • Что может ребенок  делать: образцы творчества: рисунки, рассказы,  книжки-самоделки
  • Достижения ребенка, награды за участие в различных конкурсах, выставках

Основные направления по развитию креативных способностей у старших дошкольников

1.Методическаяработа.
2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

Методическая работа   - осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов

Работа с детьми.

- Игровая деятельность, направленная на развитие креативных способностей. (игры: театрализованные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.)

- Конструктивная деятельность

- Проведение  занятий ( рисование, лепка, аппликация, развитие речи и др.)

- Дополнительное образование (кружковая деятельность)

  • Посещение  художественно-творческих выставок,
  • Посещение музеев,
  • Посещение библиотек
  • Беседы и встречи с учащимися школы,
  •  Участие  в конкурсах,
  • Экскурсии,
  • Праздники и развлечения
  • Мониторинг  развития творческих способностей.

Работа по развитию креативности ведется при взаимодействии детского сада с семьями дошкольников.

Совместная диагностика:

 Анкетирование.

Тестирование.

Мини-сочинения.

Анкета-анализ «Мой ребёнок».

Рисуночные тесты.

Наблюдение.

Сбор информации о развитии креативных способностях детей идет через:

- Визиты родителей в детский сад, посещения занятий, праздников

- Родительские собрания

- Индивидуальные беседы с родителями

-Неформальные записки, которые информируют семью о новом достижении ребёнка

- Записки-благодарности за помощь, оказанную родителем детскому саду

- Выставки детских работ

- Информационный материал в группах

- Организация совместных мероприятий для детей и родителей

Совместное проведение мероприятий :

Дни открытых дверей. Концерты, праздники, КВН, викторины.

Организация выставок творческих работ детей и родителей.

Открытые занятия для родителей.  Семейные встречи

Смотры-концерты.

Творческие гостиные.

Обобщение Передового семейного опыта по развитию креативности.

Диагностика  креативных способностей старших дошкольников

  • Диагностика невербальной креативности

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

  • Тест Е.П.Торренса «Незаконченный рисунок»; оценивается беглость, гибкость, оригинальность.
  • Тест  Е.П. Торренса «Дорисовывание»

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте.

Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д.

 Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

  1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).
  2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
  1. СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

 

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

Тест Е.П.Торренса
«Дорисовывание»

Предлагают ребенку лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений  (2 ряда по 4 круга)

Просят придумать и  изобразить как  можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов:

Каждая новая идея оценивается в 1 балл,

0 баллов – за отказ от работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество /Н. Е. Веракса; -М.: Вопросы психологии, 1990.-5-9 с.

2. Алексеева, Е. В. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте: старшая группа в детском саду / Е. В. Алексеева; -М:2010.112 с.

3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.

4. Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М., 1996.

5. Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. - М.: Наука, 1991.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Я., 1996.

Вопросы по теме:

  1. Что вы понимаете под словом «креативность»?
  2. Какова роль педагога в развитии креативных способностей дошкольников?
  3. Какие факторы влияют на формирование творческих способностей старших дошкольников?
  4. Перечислите применяемые в работе педагогов технологии по развитию креативности у дошкольников.
  5. Что включает в себя технология «Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»?
  6. Что включает в себя технология «ИКТ» в работе  педагога?
  7. Расскажите  алгоритм развития креативных способностей дошкольников.
  8. Какими диагностиками можно пользоваться для выявления креативных способностей детей? Назовите их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"

Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...

Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

Внедрение инновационных технологий в развитие креативных способностей дошкольников посредством создания предметно-развивающей среды

Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребенок рос умным и творчески развитым человеком, Если с дошкольником заниматься с раннего возраста, развиватьу него любовь к творчеству, например к музыке,...

Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности в рамках ФГОС ДО

Одной из основных задач детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал при организации различных видов деятельно...

«Влияние предметно-развивающей среды   и здоровьесберегающих технологий   на развитие математических способностей   старших дошкольников, сохранение   и   укрепление   физического и психического здоровья детей»

Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды....

«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Инновация - ни что иное, как создание и последующие внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения развевающей среды.Технология – это совокупность п...