Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации
материал по теме

Ситникова Елена Викторовна

Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов готовности к школе, но тоже очень важный, это мотивационная готовность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete-_motivatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

«Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации»

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется “школьные будни”. Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь — это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассеников на тему: “Почему ты хочешь идти в школу?”, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:

— В школе не надо будет спать днем.

— В школе у меня появятся новые друзья.

— Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа — это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов готовности к школе, но тоже очень важный, это мотивационная готовность.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.


Что это такое – мотивационная готовность? Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:

Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.

Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.

Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.

Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу:

Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).

Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таким образом, ребенок  возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.

Внешние (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.

Можно провести простую диагностику мотивационной готовности ребенка. Можно задать ему прямой вопрос: "Ты хочешь в школу?" Если ответ "да" - попробуйте выяснить, почему он этого хочет.

На основании ответов ребенка Вы можете понять, действительные мотивы его желания учиться в школе.

Теперь рассмотрим тех, кто сразу заявляет, что не хочет идти в школу. Есть два варианта - "еще не хочет" и "уже не хочет". Это совсем не означает, что ребенок не готов к обучению, просто у него уже есть негативный опыт, на основании которого он заключил, что "в школе плохо".

Причин такого отношения может быть несколько:

Во-первых, негативный опыт обучения (например, с 4-х лет на дом приходят учителя или ребенка отправляют в кружки на подготовку к школе и сразу требуют от него произвольности - сидеть за партой, поднимать руку при ответе и т. д.)

Во-вторых, негативный опыт брата или сестры (дошкольник сравнивает свою жизнь, когда у него много времени на игры, общение, и жизнь брата, который сидит за уроками, его ругают за плохие отметки и т.д.)

В-третьих, проблемы ребенка, связанные с развитием (например, у него хуже всех в детском саду получается аппликация, лепка, рисование; он с трудом сам одевается и т.д., за все это другие дети могут его дразнить и, конечно, ему совсем не хочется в школу, где требований еще больше и придется опять общаться с теми, кто дразнится).

В-четвертых, наличие проблем в семье. Ребенок переживает за родителей, особенно если никак не может вмешаться, сделать что-либо. А это тормозит его личностное развитие, нет направленности на будущее и на школу, в том числе.

Справиться своими силами родителям и воспитателям с этими проблемами достаточно сложно, лучше до этого просто не доводить. Если же все же ребенок упорно считает, что в школе плохо, лучше обратиться к специалисту, который поможет скорректировать положительное отношение к обучению, подскажет, как лучше дать ребенку свой собственный положительный (!) опыт школы.

Что делать, если ребенок хочет в школу, не обладая адекватными мотивами? Адекватную мотивацию надо развивать!

Чем нам нравится заниматься больше всего? Конечно же, тем, что получается! Поэтому поощряйте ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает, работа идет совместно.

Можно порекомендовать родителям - поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и школьниками.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая его, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Учебная мотивация складывается у ребенка при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.

 Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких “почемучек”, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его.

Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, то необходимо делать следующее:

- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
-воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование мотивационной готовности к школе

Для детей старшего и подготовительного возраста...

Презентация по теме "Формирование мотивационной готовности к школе"

В презентации представлены методические разработки по формированию мотивационной готовности к школе....

Комплекс упражнений для формирования мотивационной готовности к школе

Народная игра для воспитания сосредоточенности...

Конспект занятия в подготовительной группе на формирование мотивационной готовности к школе

Цель. Развитие мотивационной готовности к школе.Задачи:1. Развивать познавательные процессы.2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умение работать в группе.3. Развитие  внутренней по...

«Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации»

Современная школа находится на стадии динамического  обновления в   связи с возросшими требованиями к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Постоянно происходит совершенство...

Конспект выступления для родителей по теме «Формирование мотивации к обучению в школе как путь профилактики школьной дезадаптации»

 Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он буде...