формирование мотивационной готовности к школе
материал (подготовительная группа) по теме

Трофименко Людмила Ивановна

Для детей старшего и подготовительного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района города Казани

«Формирование мотивационной готовности к школе»

Консультация

для воспитателей МАДОУ№311

Московского района г.Казани

Воспитатель  Трофименко Л.И.

2011

Поступление в 1 класс – переломный момент в жизни ребенка. Как сложится его новая жизнь, во многом зависит от того, насколько он подготовлен к этому этапу за предшествующий период. Одно из условий готовности детей к школьному обучению является развитие мотивационной сферы ребенка.

К моменту поступления в школу поступки и отношение к окружающему у детей становятся более осознанными. Разные мотивы побуждают детей к выполнению тех или иных действий.    К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относятся проявление типичных для детского возраста мотивов. Среди них – мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них и действовать как взрослые. Это стремление походить на взрослых необходимо использовать родителям и воспитателям в своей работе с детьми. «Ты ведь взрослая уже, а взрослые сами одеваются, убирают на место свои вещи, наводят порядок в своей комнате и т.д.». «Давай будем делать, как настоящий ученик». Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в занятиях, оно может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнение того или иного требования в повседневном поведении или каком-либо деле (например: в познавательной деятельности, обучении.)

Среди значимых для детей мотивов – интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением, быть похожим на взрослого. Создавая для себя воображаемую ситуацию, ребенок может любое дело превратить в игру, что является большим полем деятельности для воспитателей и родителей.

Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимы ребенку. Желание заслужить одобрение и похвалу взрослых является одним из рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми, заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения и требования. Авторитет взрослых становится непререкаемым. Формируется желание выполнять требования воспитателя и будущего учителя. Большое значение для ребенка приобретает развитие контактов со сверстниками. Завоевание положительной оценки среди сверстников и их симпатий становится одним из действенных мотивов поведения. Дети стремятся завоевать симпатию тех детей, кто им нравится, кто пользуется популярностью. Особую роль в развитии личности ребенка играет появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости. Чувства товарищества – качества, которые обеспечивают ребенку безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают ребенка к действию. Он испытывает радость при достижении успехов (удачно решил задачу или сложил пазлы – рад результату своей выполненной работы). На основе стремления к самоутверждению у детей возникает мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников в играх с правилами, в спортивных играх, которые включают в себя соревнование. Этот мотив дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими и остро переживают свои неудачи.

Дети поражают окружающих своими вопросами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста определяют познавательные мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. Эта потребность развивается и проявляется по разному: у одних детей она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других - «практическую». Под влиянием взрослых дети начинают больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Интерес к занятиям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Дети приносят в детский сад книги – энциклопедии, с удовольствием их читают, рассказывают и обсуждают о том, что узнали взрослым и детям, делятся своими впечатлениями.

Особенно важное значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. С наступлением школьного периода наблюдается вполне сознательное выполнение норм поведения в обществе. К концу детского возраста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы – желание сделать приятное и нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу (например: при выполнении обязанностей дежурного в природном уголке или по столовой, ребенок стремится прийти в детский сад в этот день пораньше, чтобы успеть выполнить все дела в срок).

О зарождающихся в дошкольные годы общественно ценных мотивах свидетельствуют мечты детей. «Когда я вырасту большим, буду летчиком». Свои мечты дети выражают в рисунках, рисуют себя как представителей самых разных профессий, пользующихся уважением и почетом. Общественные мотивы приобретают значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы и возникают они благодаря воспитательному воздействию взрослых.

Все мотивы вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка, которое дает ему возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Мотивы деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте постепенно перестают быть равнозначными, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная последовательность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной, от крайне эгоистичной индивидуалистической до общественной, высоконравственной. Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляется тенденция созидательного типа личности, а других – разрушительного, потребительского.

Воспитателям и родителям важно заметить проявление этих тенденций в поведении детей, чтобы вовремя, умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района города Казани

«Формирование мотивационной готовности к школе»

Консультация

для воспитателей МАДОУ№311

Московского района г.Казани

Воспитатель  Трофименко Л.И.

2011

Поступление в 1 класс – переломный момент в жизни ребенка. Как сложится его новая жизнь, во многом зависит от того, насколько он подготовлен к этому этапу за предшествующий период. Одно из условий готовности детей к школьному обучению является развитие мотивационной сферы ребенка.

К моменту поступления в школу поступки и отношение к окружающему у детей становятся более осознанными. Разные мотивы побуждают детей к выполнению тех или иных действий.    К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относятся проявление типичных для детского возраста мотивов. Среди них – мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них и действовать как взрослые. Это стремление походить на взрослых необходимо использовать родителям и воспитателям в своей работе с детьми. «Ты ведь взрослая уже, а взрослые сами одеваются, убирают на место свои вещи, наводят порядок в своей комнате и т.д.». «Давай будем делать, как настоящий ученик». Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в занятиях, оно может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнение того или иного требования в повседневном поведении или каком-либо деле (например: в познавательной деятельности, обучении.)

Среди значимых для детей мотивов – интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением, быть похожим на взрослого. Создавая для себя воображаемую ситуацию, ребенок может любое дело превратить в игру, что является большим полем деятельности для воспитателей и родителей.

Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимы ребенку. Желание заслужить одобрение и похвалу взрослых является одним из рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми, заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения и требования. Авторитет взрослых становится непререкаемым. Формируется желание выполнять требования воспитателя и будущего учителя. Большое значение для ребенка приобретает развитие контактов со сверстниками. Завоевание положительной оценки среди сверстников и их симпатий становится одним из действенных мотивов поведения. Дети стремятся завоевать симпатию тех детей, кто им нравится, кто пользуется популярностью. Особую роль в развитии личности ребенка играет появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости. Чувства товарищества – качества, которые обеспечивают ребенку безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают ребенка к действию. Он испытывает радость при достижении успехов (удачно решил задачу или сложил пазлы – рад результату своей выполненной работы). На основе стремления к самоутверждению у детей возникает мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников в играх с правилами, в спортивных играх, которые включают в себя соревнование. Этот мотив дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими и остро переживают свои неудачи.

Дети поражают окружающих своими вопросами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста определяют познавательные мотивы, связанные с усложнением деятельности детей. Эта потребность развивается и проявляется по разному: у одних детей она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других - «практическую». Под влиянием взрослых дети начинают больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Интерес к занятиям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Дети приносят в детский сад книги – энциклопедии, с удовольствием их читают, рассказывают и обсуждают о том, что узнали взрослым и детям, делятся своими впечатлениями.

Особенно важное значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. С наступлением школьного периода наблюдается вполне сознательное выполнение норм поведения в обществе. К концу детского возраста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы – желание сделать приятное и нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу (например: при выполнении обязанностей дежурного в природном уголке или по столовой, ребенок стремится прийти в детский сад в этот день пораньше, чтобы успеть выполнить все дела в срок).

О зарождающихся в дошкольные годы общественно ценных мотивах свидетельствуют мечты детей. «Когда я вырасту большим, буду летчиком». Свои мечты дети выражают в рисунках, рисуют себя как представителей самых разных профессий, пользующихся уважением и почетом. Общественные мотивы приобретают значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы и возникают они благодаря воспитательному воздействию взрослых.

Все мотивы вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка, которое дает ему возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Мотивы деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте постепенно перестают быть равнозначными, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная последовательность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной, от крайне эгоистичной индивидуалистической до общественной, высоконравственной. Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляется тенденция созидательного типа личности, а других – разрушительного, потребительского.

Воспитателям и родителям важно заметить проявление этих тенденций в поведении детей, чтобы вовремя, умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района города Казани

«Развитие воображения

и творческих способностей

детей в игровой деятельности»

Выступление

на семинаре воспитателей –

слушателей курсов

при Институте повышения квалификации и переподготовке

работников образования Республики Татарстан воспитатель МАДОУ№311

Московского района г.Казани

Трофименко Л.И.

.«Все, что питает детский ум и сердце, все, что развивает его сознание и чувства, является основой для зарождения и развития творческого воображения и инициативы».

В возрасте от 3-7 лет игра детей развивается, как разнообразная, активная, творческая деятельность, где активизируется опыт детей, их творческое воображение. В игру неизбежно вносится элемент индивидуальности, свое понимание окружающего мира, творческое проявление в той или иной ситуации. Современная действительность, содержание художественных произведений находят отражение в играх. Задача педагога – помочь ребенку перенести в игру самые яркие впечатления.

В перспективном плане пересмотрели взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с другими видами детской деятельности. Одновременно спланировали работу по созданию необходимых условий для расширения и обогащения детских игр, изготовления атрибутов, так как это способствует лучшему отражению замысла в игре. Чтобы укрепить и развить интерес к сюжетно-ролевым играм подобрали соответствующие атрибуты:

  1. к игре «Пароход» - бескозырки, матросские воротники, штурвал, якорь, спасательные круги, бинокль, рупор, трап;
  2. к игре «Больница» - халаты, колпаки, ростомер, градусники, фонендоскоп, шпателя, грелку;
  3. к игре «Магазин» - витрины, весы, ценники, наборы разнообразных товаров: фрукты, овощи, конфеты, хлебобулочные изделия и др.;
  4.  к игре «Парикмахерская»  - зеркало, пеньюары, сушуар, расчески, ножницы, приборы для бритья.

Была подобрана соответствующая художественная литература, иллюстрации о профессиях.

Для формирования у детей умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, а также умения менять роль в процессе игры, необходима совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером. Только в  таком случае не будет исключена инициатива детей, их свободная деятельность, которая способствует самостоятельности, появлению новых персонажей по ходу развития сюжетов игры. Очень важно чтобы ребенок умел сменить первоначальную принятую роль на новую в процессе развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей – ролей количеству участников игры. Персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом, он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это то и роднит сюжетно-ролевую игру с искусством, но ребенок – не актер, он играет для себя и не разучивает свою роль заранее, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

Ушинский доказывал, что в игре подражание сочетается с творческим воображением. Но это творчество не проявляется само собой, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В совместных играх возникает необходимость более точно определить цель игры, согласовывать свои действия, а это самое трудное. В совместной игре у каждого свой замысел, который часто не совпадает с общим. В результате сильный, смелый ребенок, подавляет других, хотя, может быть воображение у него беднее. При руководстве игрой важно, чтобы воображение каждого ребенка не подавлялось, а находило место в игре. Развитие воображения и творческих способностей связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей возникает интерес к различным видам труда взрослых, у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более разнообразными и стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением детей. Некоторые игры «в моряков», «в летчиков», « в шоферов», «в путешествия» продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о более высоком этапе развития игрового творчества, где идет постепенное развитие и обогащение задуманного сюжета. Так, во время «путешествия на пароходе» дети придумывают новые сюжеты: опускаются на дно моря, ловят акул и крокодилов, и др. животных, везут их в зоопарк, ловят рыбу, спасают тонущих пассажиров.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни: новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Детей 4-х лет на протяжении года знакомили с разными видами труда взрослых, это находило отражение в любимых играх: «Пароход», «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Дети строят пароход, красят его, чинят машину, заправляют бензином на бензоколонке, возят в автобусе кукол, мишек на экскурсию, на пароходе отправляются в гости к бабушке в другой город, на электричке едут на дачу. Дети изображают в играх сказки.

Игровое творчество проявляется в поисках средств, для выполнения замысла, изображения задуманного. Творчество в игре развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретенных знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка. Творчество проявляется и в замысле: в выборе темы игры, в рисунке и в нахождении способов осуществления задуманного. Для возникновения замысла нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, действующие на его воображения и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Формирование мотивационной готовности к школе"

В презентации представлены методические разработки по формированию мотивационной готовности к школе....

Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации

Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов г...

Комплекс упражнений для формирования мотивационной готовности к школе

Народная игра для воспитания сосредоточенности...

Конспект занятия в подготовительной группе на формирование мотивационной готовности к школе

Цель. Развитие мотивационной готовности к школе.Задачи:1. Развивать познавательные процессы.2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умение работать в группе.3. Развитие  внутренней по...

Роль игры в формировании мотивационной готовности к школе

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе....