Развитие речи детей в режимных моментах.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Успех  коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи в режимных моментах.

2 слайд

Успех  коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей.

3 слайд

Одно из главных направлений в системе работы – развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей, которые реализуются через решение следующих задач:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Осуществление коррекционной работыпроходит не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во всех режимных моментахв разных видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской (совместная деятельность с воспитателем, самостоятельная деятельность детей).

4 слайд

Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры  развивают  ловкость,  подвижность,  творческие способности, внимание и скорость реакции,  а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Дети  быстрее  учатся писать,  лучше  говорить,  лучше запоминать, у них развиваетсякоординация движений, они скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры включаем в режим дня перед утренней гимнастикой, после прогулки, после дневного сна: не только ранее разученные и хорошо знакомые, но и новые; используем прием «равный-равному», выполнение роли ведущего ребенком.

5 слайд

В комплексы  утренней гимнастики мы включаем общеразвивающие упражнения без предметов и с использованием  различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, флажками, обручами, скакалками.), что способствует развитию свойств психики-внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени. Упражнения для кистей рук(сжимание, разжимание кулаков, вращение кистей рук) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

6 слайд

Продумываем дежурства по столовой таким
образом, чтобы один из детей уверенно владел умениями и комментировал все свои действия, обучая второго, обладающего недостаточно сформированными навыками. Обучение приемам правильной сервировки (последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды) также способствуют развитию мелкой моторики рук.

7 слайд

Во время сборов на прогулку мы предлагаем детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предлагаем различные задания на закрепление лексических понятий, грамматических форм (надеваю, одеваю; кладу – положу), закрепляем  умения правильно выражать просьбу (предложения простые и распространенные).

Деятельностьв  природе (труд, дежурство, поручения, наблюдения, игры, экспериментирование), организованная в группе и на прогулке способствуют:

  • обогащению связной речи: описание растения и животного, рассказ о выполненной работе, эксперименте; развитию лексики: признаки растений и др.; развитию словаря: названия растений и животных;
  • формированию трудовых навыков, что благоприятно сказывается на развитии психических процессов (внимание, воля, память, мышление), становлению физических качеств (сила, выносливость, ловкость), а также  укреплению рук и плечевого пояса, развитию мелкой моторики (работа с инструментами).

Во время приема пищи проводится работа по закреплению лексико-грамматического строя речи. Закрепляем:

  • видо-родовые понятия (овощи, фрукты, посуда),
  • согласование существительных и прилагательных (суп гороховый, пюре морковное, творожная запеканка)
  • признаки (как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д.)
  • родственные слова (хлеб – хлебушек, хлебница, хлебный, нахлебник),
  • ласковые слова (булка-булочка)

8 слайд

После сна  мы проводим закаливающие процедуры: (гимнастика в кроватях, хождение по корригирующим дорожкам, обтирание влажной рукавицей, полоскание горла морской водой).Всё это способствует общему укреплению организма

9слайд

Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда проводится во второй половине дня в специально отведенное в режиме дня время. Логопед заранее обговаривает с намиотдельные моменты предстоящей индивидуальной работы с детьми, подбирает необходимые пособия, игры, предоставляя возможность и самим подобрать аналогичный игровой материал. После проведения индивидуальной работы с детьми обсуждаем с логопедом, какие трудности возникали, что удалось, чего не получилось достичь, ищем пути преодоления затруднений.

10 слайд, 11 слайд

В нашей группе широко используются игры-инсценировки, игровые ситуации, которые побуждают  детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг  друга).

12 слайд

Речь детей  формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, главным образом семьи. Поэтому строим  работу с семьей в триаде: воспитатель-ребенок-родители. Мы проводим следующую работу с родителями:

  • индивидуальные встречи с родителями (их  выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьёй в течение всего года);
  • семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность познакомиться с методами и приёмами развития речи детей, познакомиться  с играми, в которые они могут поиграть дома);
  • познавательная игротека (приглашение родителей на  выставки развивающих игр и пособий);
  • подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития.

13 слайд

Учитывая, что ребенок приобретает опыт взаимодействия не только в семье, но и в окружении (в частности, в детском саду), мы расширяем опыт, вовлекая в коррекционно-педагогическую работу социальных партнеров: Музейный ресурсный центр, Городской центр ремесел, Центр детского творчества,  Природно-этнографический комплекс «Арктический», Спортивно-оздоровительный комплекс, Комитет солдатских матерей. В этом году в рамках социального партнерства  проведены такие детско-родительские мероприятия: экскурсии «В гости к северному оленю», «В гости к медведю», «Хранящие тепло», «День семьи в музее», «Фантазии творчества», акция «Посылка ямальскому солдату», семейные соревнования «Олимпийские забавы».

14 слайд

Принимаем активное участие  в праздниках Доу.

15 слайд

Взаимодействие воспитатель-ребенок-родитель значительно повышает эффективность коррекционной работы по развитию речи старших дошкольников, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в режимных моментах.

Презентация для воспитателей...

Работа воспитателя по развитию речи во время режимных моментов

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВРЕМЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы. Воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Вос...

Развитие речи дошкольников в режимных моментах

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...

«Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях»

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...