Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
учебно-методический материал по теме

Чекмарева Татьяна Петровна

 Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats._opyt_microsoft_word_2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития  образования, его практическая значимость)

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. В связи с преобразованиями,  происходящими в российском обществе и возросшей потребностью в людях самостоятельных, инициативных, умеющих нестандартно мыслить и созидать, актуальность её возросла многократно. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Творческое начало - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.  Развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

    Большой потенциал для развития детского творчества заключается в изобразительной деятельности.   Она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника и позволяет ему отразить  свои познания  об окружающем мире,  выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Все дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции  выделяются  однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования  нетрадиционных техник рисования, среди которых много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Они позволят воспитанникам  быстро достичь желаемого результата, создадут ситуацию успеха, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

    Сущность   педагогического   опыта   заключается   в   том,   что    проблема   развития

художественно-творческих способностей детей решается в процессе разумного сочетания

традиционных приемов обучения рисованию  и нетрадиционных техник, а также  других

методов и приемов обучения и воспитания. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развить цветовые восприятия, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому, т.е приобщаться к вечным общечеловеческим ценностям – красоте, добру, истине.

   Длительность работы над опытом составляет  два года. Первоначальный этап

предусматривал подбор необходимой методической литературы, разработку программы,

тематического перспективного плана работы,  организацию предметно - развивающей

среды.

   На втором этапе было организовано введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов  художественно-продуктивной деятельности.

   Третий этап предусматривал проведение диагностики и анализа результатов, подведение

итогов.

   В основу опыта работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный

подход к обучению и воспитанию.

   - Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении

ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип

предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости

вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам,

развивают наблюдательность.

   - Принцип дифференциации, учета индивидуальности.

Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе

освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

    - Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное

отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке

целенаправленного партнера.

    - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное

ребенком от окружающей действительности.

    - Принципы обучения детей изобразительной деятельности: 
1. наглядности;
2.  доступности материала; 
3.  от простого к сложному; 
4.  повторности материала;

5.  научности.

   Нетрадиционные художественные техники – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению. Существует огромное количество нетрадиционных графических техник в рисовании.  Работу   с    использованием нетрадиционных техник можно начать  со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками;  рисование тычками из поролона,  рисование ватными палочками;  оттиск пробкой. В средней группе добавляется: рисование свечой; печатание листьями;  оттиск поролоном, пенопластом,  тычок жесткой полусухой    кистью.    В     старшей  и подготовительной группах используются нетрадиционные техники:  кляксография с трубочкой; монотопия; набрызг;  восковые мелки+акварель;  оттиск смятой бумагой; рисование по сырому;  черно-белый граттаж; кляксография с ниткой.

   Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

3. Наличие теоретической базы опыта

   В своей работе по овладению нетрадиционными техниками рисования и введению их в воспитательно-образовательную деятельность я опиралась на  опыт известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Неоценимую помощь в работе оказали следующие труды: «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное   развитие   дошкольников» Т. Г. Казакова, «Развитие дошкольника  в изобразительной   деятельности»   Г. Г. Григорьева,  «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

   Так Т.С. Комарова, делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования,  в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

    В основу опыта положены:

    - Программа «Истоки»: Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования, под редакцией Л.А. Парамоновой, М.: ТЦ Сфера, 2011

    - Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.

4. Ведущая педагогическая идея

   Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития.  Для  каждого ребенка должны быть  созданы такие условия, в которых  личность  могла  бы  максимально  реализовать  себя.  А   ведь   именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для  его самовыражения. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. А мы, педагоги, должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через определенную технологию педагогического сотрудничества с детьми в многогранном мире изобразительных техник, представленную в опыте работы.    

     Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и

освоения различных техник и материалов

     Для развития творчества и систематизации знаний детей были поставлены  следующие

задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя  

 разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения.

3. Развивать эстетические чувства формы, цвета,  композицию, творческую

активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования

нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в

коллективе,  индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

   

5. Оптимальность и эффективность средств

    Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей. В конце учебного года после проведения диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшей и подготовительной групп мы получили следующие результаты: старшая  группа: 2012-2013- высокий-25%, средний – 65%, низкий-10%. подготовительная группа: 2013-2014- высокий-28%, средний-68%, низкий-4%.

    Мы считаем, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной нами системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

6. Результативность опыта

    На основании  проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги,  начали чувствовать себя маленькими художниками.

7. Возможность  тиражирования

  Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, на заседаниях районного методического объединения воспитателей ДОУ. Выступила с докладом «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»

  В социальной сети работников образования http://nsportal.ru/chekmareva-tatyana-petrovna

опубликовала конспект занятия по аппликации на тему: «Путешествие в осенний лес»

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные  

    формы и приёмы работы с воспитанниками

Календарные планы, разработки занятий, методические разработки, план работы с родителями, план самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...