«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»
статья по теме

В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги  и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

      В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_n.v.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Становление профессиональной деятельности воспитателя МДОУ»

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ

СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

                Слушателя курсов

 Филатова Наталья Витальевна,

 воспитателя МБДОУ№ 320

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

4

2. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА  КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

10

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект по руководству сюжетно – ролевой игры «Почтовое отделение» в подготовительной группе

11

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги  и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

      В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

     Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.Мудрик). К основным особенностям современной социализации детей можно отнести следующие:

- длительность протекания (по сравнению с предыдущими поколениями), что связано прежде всего с изменениями статуса детства;

- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;

- новые требования к характерологическим,  профессиональным чертам будущих членов общества;

- изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

     Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Одновременно это и создание нового социокультурного опыта, т.е. идет не только подстройка под социум, а формирование самого социума. Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи социальной адаптации:

 - развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;

 - формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

По данным исследований Ю.А.Дунай, Е.И.Комкова выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными  эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, работа в данном направлена актуальна и необходима. Глобальная цель нашей работы интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего н6равственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В.С.Мухина, 1979)

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Желательны совместные действия педагога, музыкального работника и хореографа.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. У многих младших школьников существует страх перед устными ответами, ответами у доски, страх ошибки, которая будет осмеяна одноклассниками – сюжетно-ролевые игры являются  профилактикой возникновения и способствуют избавлению от  тревоги и страхов.

Цель: разработать игровую деятельность, направленную на решение задач социализации дошкольников.

Задачи:

  1. Конкретизировать сущность процесса социализации дошкольников;
  2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по социализации дошкольников.

2. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА  КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

      Сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

2.  Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

4. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

5. Распределение ролей.

6. Начало игры. Важно позаботится о  создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

7. Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

8. Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей яркое позитивное эмоциональное состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в игре.

          Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны детям, связаны со знакомыми событиями. А для расширения кругозора рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Строительство», «Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры с современным содержанием. Эти игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развивают познавательный интерес. Сначала проводится подготовительная работа по подгруппам (в течение 2-3 недель) по следующей схеме: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказа, подбор кинофильма, радиоспектакля, мультфильма. Создаются условия для реализации игры:  декорации, маски, костюмы, карты, схемы, предметы-заместители.

Также можно предложить детям возможность самим придумать сюжет, роли. Возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением новых элементов, введением новых персонажей, придумывание новых историй. Как известно сказки заканчиваются победой добра над злом. А если придумать новый конец, где зло изменяется и становится добром?  Уничтожить просто, а вот убедить в своей правоте, показать преимущества хорошего поведения над плохим…Для этого необходимо подобрать народные пословицы и поговорки, песни, просмотреть мультфильм, кинофильм, анекдоты. Яркий свежий пример – воздействие на Змея Горыныча из мультфильма «Иван царевич и серый волк».

   Предпочтителен постепенный переход от прямого руководства игрой (активное воздействие на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки), в дальнейшем к самостоятельной игре детей.

В силу высокоинформационной нагрузки в ДОУ и дома у большинства детей отмечаются дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, приводящая к появлению гипокинезии, вызывающе         серьезные изменения в организме ребенка. Поэтому рекомендуется давать детям возможность больше двигаться во время сюжетно-ролевых игр, избегать статичных поз, обращать внимание на  выполнение действий людей разных профессий.

В связи с гендерным аспектом социализации необходимо учитывать в ролевом составе достаточное количество мужских и женских ролей, рассказывать ребятам о профессионально важных качествах необходимых для той или иной профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что "проиграно", превращается затем в реальность.

Основной трудностью в форсировании  социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр может стать отсутствие внутренней мотивации педагога. Как пробудить в воспитателе внутреннего ребенка? Как облегчить (ускорить) процесс вхождения в педагогическую импровизацию? Также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Следует активно использовать помощь родителей, возможно превращение отработанной сюжетно-ролевой игры в спектакль для родителей. Возможно проведение предварительной работы с педагогическим коллективом, в форме семинара или сюжетно-ролевой игры с целью разъяснения и «заражения» игрой (вспомним фильм «Какая чудная игра» с Олегом Меньшиковым).

   Результаты нашей работы свидетельствуют об эффективности использования обогащенных сюжетно-ролевых  игры в процессе социализации дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.  – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  2. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.
  3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Красильникова Т.Н., Батуева О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, №  4. С.40-45.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект по руководству сюжетно – ролевой игры «Почтовое отделение» в подготовительной группе

  1. Задачи:
  1. Продолжать формировать у детей представления о труде разных профессий;
  2. Расширять у детей представления о труде работников почты;
  3. Развивать воображение, мышление, речь;
  4. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет;
  5. Закреплять умения правильно пользоваться атрибутами.
  1. Подготовка к игре:

Изготовление атрибутов:

  • Почтовый ящик;
  • Сумка почтальона;
  • Коробки для посылок;
  • Бумажные деньги, пластиковые кредитные карты;
  • Марки (из цветной бумаги);
  • «ценники»;
  • Бейджики с условным изображением ролей.

Обогащение впечатлениями:

  • Чтение В.маяковского «Кем быть?»; С. Михалкова «А что у вас?»; Б. Заходер «Шофер»;
  • Беседа о профессиях, с использованием иллюстраций, рассматривание картин;
  • Этическая беседа «Секрет вежливых слов»;
  • Дидактическая игра «Выбери профессию»;
  • Предложить родителям провести вместе с детьми экскурсию на почту, к киоску «Роспечать».

Обучение игровым действиям:

  • Разносить корреспонденцию по адресам, опускать в почтовый ящик;
  • Вежливо обращаться к оператору для покупки газет, журналов; продавать конверты, открытки за наличный и безналичный расчет (по пластиковой карте);
  • Сортировать письма.
  1. Перспективный план подготовки к игре «Почта»

Сюжет – Почтовое отделение: Отдел продаж, Отдел подписки, Отдел отправки писем, посылок.

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

операторы

Бейджик с изображением письма (отдел продаж), бейджик с изображением марки (отдел писем, посылок), платок на шею синего цвета, ручка, кассовый аппарат, весы, стол, печать, журналы, газеты, открытки, календари.

Продают марки, конверты, открытки, календари, газеты. Принимают посылки, взвешивают посылки, ставят печать. Сортируют письма.

Добрый день, Что желаете приобрести? Что Вам посоветовать? Спасибо за покупку.

Менеджеры по продажам

Бейджик с изображением журнала (отдел подписки), журналы, газеты, бланки договоров, ручка, печать, стол, компьютер.

Предлагает рассмотреть журналы, выбрать понравившиеся, оформить подписку.

Мы Вам можем предложить … На какой период хотите выписать журналы? Спасибо за сотрудничество. Спасибо что выбрали наше почтовое отделение.

Почтальон

Бейджик с изображением посылки (одел отправки писем, посылок)

Складывает журналы, письма, открытки в в сумку, разносят по адресам, опускает в почтовые ящики.

Доброе утро вам письмо. Желаю приятного дня.

Заведующий почтой

Бейджик с изображением «голубя». Ручка, телефон, бланки путевых листов.

Контролирует работу почтового отделения, делает заказы на свежие газеты, журналы, выдает шоферу путевой лист с заказами и адресами. Благодарит служащих почты за хорошую работу

Молодцы хорошо работаете. Будьте вежливы с клиентами. Пожалуйста отвезите посылку по указанному адресу.

Шофер

Бейджик с изображением машины, руль, фуражка.

Развозит почту по адресам, останавливается, чтобы заправиться  бензином

Я с удовольствием развезу всю почту. У меня закончился бензин, заправьте пожалуйста полный бак. Спасибо за обслуживание.

Клиенты

Сумки, «деньги», «посылки», письма

Покупают газеты, журналы, открытки. Отправляют заказные письма, посылки, оформляют подписку на газеты, журналы.

Добрый день, я бы хотела приобрести … Примите у меня посылку для отправки в другой город.

Сопутствующие сюжеты

Детский сад

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Старший воспитатель

Бейджик с изображением детей, газеты, журналы, ножницы, клей

Рассматривает газеты, журналы. Понравившиеся вырезает логотип журнала, наклеивает на бланк заказов.

Да, этот журнал нам необходим. На него нужно оформить подписку.

бухгалтер

Бейджик с изображением калькулятора, ручка, печать, бланки договоров, калькулятор

Относит бланк заказа на почтовое отделение в отдел подписки

Оформите, пожалуйста, подписку на журналы на 6 месяцев. Подписывает договор, ставит печать.

Газетный киоск

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

киоскер

Бейджик с изображением киоска, кассовый аппарат, чеки, газеты, журналы, открытки, канцелярские товары.

Продает газеты, журналы, открытки, канцелярские товары.

Подходите покупайте свежий выпуск газеты, открытки на любые праздники. Спасибо за покупку.

Бензоколонка

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Кассир

Бейджик с изображением кассового аппарата, кассовый аппарат, чеки

Выдает чек за покупку бензина

Спасибо за покупку. Приезжайте еще. Будем рады вас видеть.

Бензозаправщик

Бейджик с изображением бензоколонки, бензоколонка, шланг, перчатки

Заправляет машину бензином

Спасибо. Приезжайте еще.

Дома № 3, 5

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Жители домов

Почтовый ящик

Принимают посылки, письма.

Спасибо, ждем вас завтра со свежими новостями.

4.Ход игры.

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, то на пороге нашей группы я обнаружила письмо. Вот оно.  Давайте его рассмотрим.

(Конверт с желтой маркой, изображением дома с номером 3)

Ребята давайте вспомним адрес нашего садика, и номер группы (ул. Партизанская, дом 236, группа № 6). Это наш адрес? Может оно к нам попало случайно? Кто мог перепутать адрес? Давайте отправимся на почту и все выясним.

А кто работает на почте? А что нужно знать, уметь, чтобы работать на почте? А вы хотите быть почтальонами, операторами, водителями?

А у кого какая роль, будут решать загадки, кто первый отгадает тот и роль выбирает.

- Кто приносит нам газеты

И от бабушки привет?

 (Почтальон)

Оператор отдела продаж. Какие функции он выполняет? Как нужно обращаться к клиентам?

- Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне

(почтовый ящик)

Оператор отдела писем, посылок. В чем заключается его работа?

- Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам

На одном таком листе

Много разных новостей

(газета)

А как называется человек который предлагает товар? Менеджер по продажам.

- Сбоку – марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

(письмо)

Почтальон. Для чего нужна нам эта профессия?

- Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею

(конверт)

Заведующий почтой. Что нужно знать о работе заведующей почтой?  Как необходимо общаться коллективом?

- Очень странный почтальон:

Не маг и не волшебник он.

Доставит письма и газеты,

Несет посылку на край света,

Хранить умеет все секреты.

Крылат и смел, и зорок он.

Кто же этот почтальон?

(голубь)

Шофер. Для чего на почте шофер?

- Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает

(газета)

Старший воспитатель детского сада. Какие книги, журналы необходимы в детском саду? Для чего они?

- Дом из жести,

А жильца в нём – вести.

(почтовый ящик)

Бухгалтер детского сада. Какие атрибуты необходимы, что быть в роли бухгалтера?

- Маленькое очень,

Быстрое, как птица

Если захочешь –

За море умчится.

(письмо)

Киоскер. Кто из вас наблюдал работу киоскера? Что делает киоскер?

- На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А  потом его жильцы

Полетят во все концы.

(почтовый ящик)

Кассир бензоколонки. Какие правила поведения необходимо соблюдать на бензоколонке?

- Без крыльев, а летит,

без языка, а говорит.

(письмо)

Бензозаправщик. Какие дорожные знаки стоят на бензоколонке?

- Он висит на видном месте,

Круглый год глотает вести.

(почтовый ящик)

Житель дома № 5

Воспитатель: Ну вот все роли разыграны. А мы с вами (оставшиеся дети) будем выполнять роли клиентов почтового отделения. Как нужно обращаться к почтальону? К оператору при покупки?

Но сначала нам необходимо вернуть письмо на почту. Для чего? Чтобы почтальон правильно отнес его по адресу. Письмо вручается заведующему почтового отделения. Дети выполняют игровые действия. Сортируют письма по цвету, номерам. Пишут письма, отправляют посылки. Покупают открытки. Оформляют подписку.

5.Окончание игры.

Письмо случайно оказавшиеся в детском саду доставили по адресату.

Воспитатель: Давайте попросим жителя этого дома распечатать его и прочитать.

Воспитатель читает стихотворение.

«Пакет хочу послать я срочно –

Заклею, побегу на почту.

Слова любви сказать хочу –

Возьму бумагу, настрочу.

Хочу поздравить свою маму –

Несу на почту телеграмму.

И разговор я заказать

Могу, чтоб новость рассказать.

Посылки детям отправляем.

Подписку там же оформляем.

Вас всех в день ваш, почтовики,

Благословляют старики,

А также взрослые и дети.

Как жить без почты на планете?»

6.Оценка игры

Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше оказывать услуг, или получать ее? Что необходимо сделать, если письмо пришло не по адресу? Как необходимо общаться друг с другом? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества ...

Тема по самообразованию во второй младшей группе на 2016-2017 год «Социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ро...

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра  является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...

«Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»

План по самообразованию  Тема: «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»...