Доклад из опыта «Учет гендерных принципов при построении предметно-развивающей среды в младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Мамуркова Таисья Федоровна

построение предметно-развивающей среды ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbor_materialov_s_uchetom_gend.printsipov.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

Детский сад №24

Доклад из опыта

«Учет гендерных принципов при построении предметно-развивающей среды в младшей группе»

Выполнила:

воспитатель

Мамуркова Таисья Федоровна

2014

Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет, требует вдумчивого отношения педагога к подбору материалов и оборудования группового помещения. Учет гендерных особенностей детей является одним из требований ФГОС и СанПина, которые предъявляются к качеству разрабатываемых проектов.

Считается, что помещение, в котором проводят время дети,- это целый мир для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование вкусов, взглядов, уверенности в себе и в своих возможностях и много другого, что связано с развитием маленького ребенка.

Вдумчиво и с большой осторожностью надо подходить к выбору цвета стен. Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палево-золотистые, слегка размытые оттенки цветов, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов.

В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в группе стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.

Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед воспитателями, работающими с детьми 3—4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.

Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3—4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Чтобы решить данные задачи я в своей работе использую, по мере возможности, простейшие маркеры гендерных различий с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.

Так, на шкафах для одежды девочек использую картинки девочек в разных цветовых гаммах, а для мальчиков использую маркеры – машинки, разные по цвету.

Стараюсь подбирать полотенца  для вытирания рук двух разных цветов, а также использую маркеры.

При подборе материалов и оборудования для игровой деятельности обращаю особое внимание:

  • на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
  • на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
  • на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для мальчиков, где  предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Так, с девочками обсуждали расстановку мебели в игровом уголке и договаривались с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду. Использовала маркировку уголка девочек. Были приобретены для сюжетно-ролевой игры малые разнополые куклы, а также были обшиты средние куклы – мальчик и девочка.

С мальчиками обсуждали расположение крупного деревянного и пластмассового конструктора, мелкого и крупного лего-конструктора, где гараж для автомобилей, автомастерская. Был изготовлен разборный корабль, который они могут собрать и организовать свою сюжетно-ролевую игру, маркер уголка мальчиков.

Был организован:

  • уголок уединения, где начала оформлять альбомы, как для девочек, так и для мальчиков. Для девочек, это женщины в разных костюмах, с разными прическами, женщины разных профессий, семейные фотографии. Для мальчиков, это мужчины герои: космонавты, военные…, семейные фотографии, журналы для мальчиков.
  • книжный уголок, который стараюсь наполнить литературой, как для девочек, так и для мальчиков.

В перспективе продолжать развиваться в данном направлении…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Построение предметно-развивающей пространственной среды в ДОО

Построение предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной образовательной организации...

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...