"Познавательная активность дошкольников и определение уровней ее развития"
консультация по теме

Калиновская Ольга Валерьевна

« Познавательная  активность  дошкольников и определение  уровней её развития»

 

Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребенка значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой деятельности.

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по следующим показателям:

1. Внимание и особый интерес к предмету или явлению.

2. Эмоциональное отношение к предмету или явлению ( удивление, недоумение, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этими предметами или явлениями).

3.Умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д.

4.Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы.

5. Умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их.

6. Умение выдвигать новую познавательную задачу.

7.Способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить и о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета или явления. Поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью к взрослому и быстро теряет интерес к данному предмету или явлению, его самоорганизация слаба. Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением.  Такой уровень самостоятельности возникает при соответствующих условиях: необходимом объеме знаний об объекте, положительном эмоциональном отношении к нему, активной деятельности ребенка с этим объектом. На эти условия указывали в своих трудах Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Захаревич, В.И. Логинова, Н.К. Постникова и др.

Что же определяет развитие познавательной активности?

Решающий фактор,( тезис, сформулированный М.И. Лисиной), - это общение ребенка со взрослым человеком: педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Условие развития познавательной активности, подъем её на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые значения, окрашенные яркими эмоциями.

В каждой группе можно выделить как минимум три подгруппы, отличающиеся уровнем познавательной активности: дети с высоким, средним и низким уровнем развития. Показателями  для выделения данных подгрупп являются ( по материалам Т.И. Бабаевой, Д. Годовиковой ) такие качества, как самостоятельность, инициатива детей или склонность к подражанию, богатство или бедность фантазии, стремление к творчеству или тяготение к шаблону, активность или сниженность познавательных интересов, решительность, целеустремленность или неуверенность, слабость волевых усилий. Эти подгруппы отличаются особенностями познавательных процессов, отношением к деятельности, эмоционально-волевыми качествами, некоторыми характерологическими чертами.

Дети с высоким и нередко опережающими темпом и уровне развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на занятиях, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, действия сопровождают комментариями, предположениями. При неудачах не опускают руки, не отказываются от задания, а вновь и вновь пытаются его завершить. Проявляют большой интерес к книге: рассматривают внимательно, пытаются связать изображаемое на картинках в целостный рассказ, нередко уже хорошо читают.

Дети, условно отнесенные ко второй группе (средний уровень развития), могут быть названы «хорошими исполнителями». Они неплохо справляются с заданиями на занятиях и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Однако затруднительными для данных детей являются новые ситуации, непривычные условия деятельности, необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают скованны, нерешительны, так как боятся сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам педагога. Даже небольшое порицание с его стороны или небольшая неудача выбивают их из колеи и снижает активность.

Дети, условно отнесенные к третьей подгруппе, несколько отстают от сверстников в развитии и овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредоточиваться на задании. В работе учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками педагога. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Книгу они открывают на минутку и, пролистав, отодвигают. Очень быстро интерес к ситуации полностью исчезает. Такие дети часто копируют работу сверстника, механически повторяя его ошибки. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к организованной, целенаправленной деятельности.

Выявить уровень познавательной активности и отнести детей к одной из этих трех подгрупп поможет упражнение  С Л О В Е С Н О Е  Р И С О В А Н И Е  (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Воспитатель читает определенное литературное произведение. Окончив чтение, воспитатель спрашивает детей, о чем шла речь, что им понравилась и т.п. Затем ставит задание: выбрать себе эпизод, который можно было бы нарисовать. Рисовать предлагается словами.

   Если ребенок начинает пересказывать содержание прочитанного, надо пояснить:

   «Ты выбрал себе маленький эпизодик, короткую сценку для рисования. Представь свой рисунок и расскажи, что и как у тебя нарисовано»

Н Е У Д О В Л Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н Ы Е  РЕЗУЛЬТАТЫ ( III подгруппа) у тех детей, кто просто перечисляет детали, чьи рисунки довольно схематичны, речь невыразительна, представления репродуктивны, эмоционально не окрашены.

Бедное воображение ограничено конкретной ситуацией, его образы бледны и невыразительны, ребенок малоактивен, часто  обращается к педагогу за помощью .

У Д О В Л Е Т В О Р И Т Е Л Ь Н Ы Е ( II подгруппа) – у  детей, создающих довольно яркие представления, дополняющих содержание рассказа собственным отношением к героям. Их воображаемые рисунки более самостоятельные и выразительные.

Х О Р О Ш И Е РЕЗУЛЬТАТЫ ( I подгруппа ) у тех детей, кто создает новые, не упоминавшиеся ранее образы, детали эпизода. Творческие представления целостные, эстетически оформленные. Словесные рисунки имеют  определенную пространственную композицию: слушателям легко представить себе, где располагаются персонажи, как они взаимодействуют друг с другом. Немалое значение имеет и эмоциональность, наглядность образов, появление словесных обобщений.

Богатое воображение накладывает отпечаток на личность в целом, делая её яркой, эмоционально выразительной, активной.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности

Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....

Дидактические задания для определения уровня математического развития дошкольника.

Дидактические задания для определения уровня математического развития дошкольника....

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Диагностика уровня познавательной активности дошкольника «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Выявление уровня познавательной активности дошкольника методикой М. Б. Шумаковой  «Вопрошайка» ....