Влияние художественных материалов на развитие психологических процессов дошкольников.
материал на тему

Зубкова Марина Владимировна

Педагоги всегда  в поиске новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskom_seminare_mv_zubkova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 26

Советского района  г.Волгограда

                                                                                                                                                                                                                                         

     

Влияние художественных материалов

на развитие психологических

процессов дошкольников.

Педагог-психолог:

Зубкова

Марина Владимировна

 

Волгоград – 2014

Давайте вначале дадим определение понятия психологического влияния.

Наиболее близкое по смыслу определение психологического влияния будет звучать и выглядеть так:

Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств.

Для  ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе.

Педагоги всегда  в поиске новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья обучающихся. Арт-терапия является одним из таких волшебных методов. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, развивает основные познавательные процессы, такие как внимание, восприятие, воображение, память, мышление.  

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, формирование у них способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью средств арт-терапии.

Решаются следующие задачи:

- развитие творческого мышления, воображения;

-создание условий для самопознания и самовыражения;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

-развитие навыков рефлексии. 

1.Развивается мелкая моторика. Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать ручку нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, походит работа с мелким материалом, который используется на занятиях. Вследствие этого развивается мелкая моторика пальцев рук у детей.

2.Развивается творчество и воображение. Содержание и методика проведения занятий по продуктивной деятельности прежде всего направлены на развитие творчества у детей. Для этого используется художественное слово, а также музыка.

3.Создание эмоционально - положительного настроя у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость, страх перед тем, что у него ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

4.Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных является художественно – эстетическое направление, и одним из методических приемом мы используем ознакомление с искусством для того, чтобы с успехом развить дошкольника и включить в работу все его органы чувств.

Произведения искусства неизменно вызывают у ребенка радость от их восприятия, стремление любоваться произведениями изобразительного искусства, живописью, скульптурой, внимательно вслушиваться в музыку, поэзию.

Чтобы подвести ребенка к постижению красоты, наши педагоги стараются вложить в эту работу свои знания, свое сердце, суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.

Знакомя детей с деревьями, птицами, животными, солнцем, морем и т. д. педагоги подводят детей к сравнению, подбирая произведения искусства изобразительного и музыкального, в которых присутствует образность, сравнение и олицетворение. Поэтому подбору произведений искусства для интегрированных занятий уделяем особое внимание, чтобы они были яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.

Искусство несет в себе огромный опыт отношения человека с окружающим миром, другими людьми. Неоценимое значение в этом играет театрализованная деятельность. Она представляет собой синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним.

Художественные материалы и способы работы с ними в процессе арт-терапии с обучающимися могут быть весьма разнообразными. Так, дети могут создавать оформленную художественную продукцию. Работая с пластическими материалами, дети также могут размазывать их по различным поверхностям или лепить из глины, пластилина.

Наряду с различными изобразительными материалами и способами работы с ними, в процессе арт-терапевтических занятий, с учетом психофизических особенностей обучающихся, могут применяться иные искусства и формы творческого самовыражения, связанные с элементами музыкальной терапии, драмотерапией и т. д. Подобные формы арт-терапевтической работы нередко называют интегративным направлением в арт-терапии или мультимодальной арт-терапией.

Так, в ходе занятий нами нередко используются элементы пассивной и активной музыкотерапии. Музыка воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик. Если обучающийся выразит свои чувства, слушая музыку, или реализует их с помощью инструмента, этим он снимет внутреннее напряжение, и измененные вибрации организма помогут ему разрешить все его проблемы.

Музыка способствует активизации воображения и вызывает эмоциональный отклик. Во многих случаях звучание музыки во время занятий ребенка изодеятельностью помогает снять напряжение и позволяет достичь большей спонтанности и свободы самовыражения. Педагог предлагает ребенку выбрать и включить музыку. Обучающийся также сам определяет, нужно ему музыкальное сопровождение или нет.

В процессе арт-терапевтических занятий может применяться различный повествовательный материал — сказки, истории, стихотворения.

По мере подготовки к спектаклю, дети проходят путь от рождения замысла до его творческой реализации. Мы даем детям возможность побывать в роли драматурга, музыканта, художника, костюмера, кукловода, актера.

С помощью театрализованной деятельности воспитатели развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. В мимике, жестах, интонации дети передают свои чувства и учатся «читать» настроения и чувства героя, ставят себя на его место в различных ситуациях.

Дети приобретают способность эмоционально откликаться на чужую боль и радость, сопереживать – это важнейший душевный труд.

Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, мы формируем представления обучающихся о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно – прикладного искусства. С этой целью планируем воспитательно-образовательную работу в системе, выстраивая её в циклы. На занятиях используем русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку.

Чтение сказки или стихотворения до начала изобразительной деятельности также помогает оживить воображение и придать творческой активности ребенка определенную направленность. Иногда на занятии ребенку предлагается после прослушивания сказки «проиграть» ее с помощью маленьких игрушек.

Элементы песочной терапии. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов естественной творческой активности ребенка. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Данное направление работы с детьми может включать в себя пересыпание песка, создание хаотичных композиций из песка и предметов или создание своего песочного мира.

Нередко разные емкости, используемые в ходе арт-терапевтических занятий, несут для ребенка определенную смысловую нагрузку и вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Так, «ванночка» может ассоциироваться с телесным и эмоциональным контактом ребенка с родителем. Для ребенка это особенно важно, так как в процессе арт-терапевтической деятельности подобная емкость с песком дает ему дополнительное чувство защиты и теплоты.

Яркими проявлениями творчества детей явились поделки в стиле пластелинографии. Сначала появились отдельные образы, а затем и целые картины из пластилина, выполненные детьми совместно со взрослыми. На этих занятиях у детей развивается мелкая моторика рук, зрительные анализаторы, словарь детей обогащается новой терминологией.

Известно, что детям свойственно стремление рисовать. Рисование – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.

Нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционных техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционных техник работы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Результат работы:

У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам работы. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. «Шедевры» живут, дышат, улыбаются. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. У детей прослеживается динамика развития мелкой моторики рук. Дети стали меньше выходить за контуры при закрашивании, линии стали четкие, нажим карандаша стал нормальным, пробелов практически не наблюдается. Это прослеживается при анализе работ детей.

Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения, самостоятельности и мышления.

Мы считаем, что наша работа дала свои результаты. Систематическая и планомерная работа помогла поднять на более высокий уровень их интеллектуальное, культурное и эмоционально-волевое развитие, о чём говорят результаты диагностики.

Мы создали условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имеет возможность самостоятельно проявлять свои творческие способности.

О возможностях арт - терапии, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

Алябьева Е. А. "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста"

Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. " Чудеса не песке. Песочная игротерапия"

Давыдова Г. Н. "Пластилинография для малышей"

Давыдова Г. Н. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть I и II."

Жукова О. Г, Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Киселёва М. В. " Арт- терапия в работе с детьми

Ковалец И. В. " Азбука эмоций"

Лебедева Л. Д. " Практика арт-терапии: подходы, диагностики, система занятий"

Лыкова Е. " Изобразительная деятельность в детском саду"

Малахова А. Н. " Небесное путешествие"

Никифорова Л. А. " Вкус и запах радости"

Сакович Н. А. " Практика сказкотерапии"

Утробина К. К., Утробин Г. Ф «Увлекательное рисование методом тычка»

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, ...

Статья на тему: "Влияние дидактических игр на развитие психологических процессов"

Без развития таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание невозможно успешное обучение и развитие ребенка.Для развития познавательных способностей необходимо проводить ра...

Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников

Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Статья о важности использования художественной литературы в ДОО...

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего ми...