ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
консультация на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности.В соответствии с принципом единства деятельности и сознания в отечественной психологии первостепенное значение в детском развитии придается активности самого ребенка и тем видам деятельности, в которых он участвует, как считает А.Н. Леонтьев.

Под развитием личности ребенка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в данный период [3, с. 270].

Известные психологи и литераторы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА



Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности.В соответствии с принципом единства деятельности и сознания в отечественной психологии первостепенное значение в детском развитии придается активности самого ребенка и тем видам деятельности, в которых он участвует, как считает А.Н. Леонтьев.

Под развитием личности ребенка дошкольного возраста в психологии понимают широкий спектр качественных изменений, которые впервые возникают в данный период [3, с. 270].

Известные психологи и литераторы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции [1, с. 343].

Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.А. Флериной и др. Л.М. Гурович отмечает, что старшие дошкольники видят в поведении литературного героя не только ярко выраженные внешние чувства (страх, слезы, смех), но и более сложные, скрытые мотивы поступков [2, с. 509].

Ребенок дошкольного возраста только входит в мир человеческих отношений, сложных и многообразных, художественная литература облегчает этот процесс. В результате слушания художественных произведений, разучивания наизусть, пересказывания обогащается образное мышление, становится выразительнее детская речь. Всё это проявляется, совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоятельности художественно-речевой деятельности, влияет на формирование мировоззрения ребёнка, на его нравственно-эстетическое развитие, улучшает творческий потенциал, формирует гражданскую позицию.

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка выводит его за рамки личных наблюдений, открывает новое.

В работах Д.Б. Эльконина мы находим описание исследований, которые дают представление о том, как дети дошкольного возраста понимают литературные произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихи, басни).

В ходе ряда исследований, описанных Д. Элькониным, было установлено, что понимание ребенком смысла литературного произведения находится в тесной связи с его композицией. Если композиция сказки такова, что она вводит ребенка в ситуацию и вызывает у него состояние содействия, то тем самым повышается эффективность понимания ребенком литературного произведения.

Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Оно не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи [3, с. 270].

Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Художественная литература воздействует на чувства и мышление ребенка, способствует развитию децентрации и эмоциональной эмпатии, развивает его восприимчивость и гуманное отношение к социальной действительности.

Художественная литература позволяет ребенку осознать мир человеческих взаимоотношений, способствует развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольника становлению личностного отношения к социальной действительности, оказывает большое влияние на развитие самосознания ребенка и улучшения его положительного самоощущения.

Таким образом, художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует возникновению у детей эмоционального отношения к окружающей действительности, формирует произвольность в поведении и общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенкаСоставитель: Кунавина Л. Ю., воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9» комбинированного видаПродуктивная детская деятельность — деятельность реб...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Влияние образовательной среды на развитие личности ребенка дошкольника.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокул...

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка

Перспективное планирование для старшей и подготовительной к школе группы....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...