наум-наведи меня на ум
план-конспект занятия по теме

Цветкова (Ланцова) Надежда Владимировна

зимний фолклорный праздник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фольклорного праздника  для детей подготовительной к школе группы

Тема:«Наум- наведи меня на ум»

(зимний праздник)

Составила и провела:

Ланцова Надежда Владимировна,

музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР д/с № 66

Владимир

Программное содержание:

*Продолжать знакомство детей с русским фольклором, с традициями

русского народа, с малыми жанрами русского фольклора- пословицами, поговорками, загадками, а также хороводами, песнями.

*Воспитывать уважение к старшим, дружеские чувства к друг другу.

*Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной мудрости, показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

Предварительная работа:

*Чтение сказки «Наум- наведи на ум»

 *Разучивание хороводов, песни чепуха с инструментами.

 *Танцы «Русская лирическая», «Прялочка»

*Игра «Мигалки»

 *Чтение пословиц и поговорок

  *Рассказать детям историю  данного дня:

      14 декабря по старому стилю  приходится на 1 декабря — начало               зимы. По издавна заведенному обычаю деревенских детишек  в этот день начинали учить грамоте.

В это день детей приводили к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно трудной и важной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце.

Дидактические материалы:

  • Русские костюмы,
  • ободочки для детей из тесьмы или атласной ленты,
  •  каравай  с солонкой,
  • музыкальные инструменты(ложки,гусли, дудки, трещотки, колотушки),
  • карточки для игры «Кем быть?»

Роли: -Хозяюшка — ведущая

             - Наум

Ход занятия:

Интерьер музыкального зала представлен в виде русской избы.

Хозяюшка — ведущая  приглашает детей на праздник

Хозяюшка: Вот и матушка-зима пришла

                     Растворяй-ка ворота.

Двое детей делают «воротики», остальные дети проходят   через них взявшись за руки, змейкой и поют хороводную песню «Вот к нам зимушка приходит».

Дети встают в круг.

Хозяюшка:Милости просим, пожалуйте в гости!

                   Проходите, не пожалеете, коли время имеете.

                   Будьте, как дома, не стесняйтесь

                    Удобней располагайтесь.(дети садятся на лавочки)

Сегодня день необычный- 14 декабря, по издавна заведенному обычаю деревенских детишек  в этот день начинали учить грамоте.

Урожай собран, работы в доме мало, на улице холодно, целыми днями приходится сидеть в избе, где тесно, душно, вечно попадаешь кому-нибудь под руку. А грамотный человек в семье ох как нужен.

Неграмотные крестьяне высоко ценили ученость, они понимали:

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Покровитель этого дня напрямую связан с ученьем ведь и имя ему Наум — от слово «ум» - «на ум поставить».

Раздается стук в дверь, входит старец с котомкой.

Наум: Здравствуйте хозяева, здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка: Добро пожаловать, гость дорогой! Присаживайся к нам!

Ребята, гостей на Руси  принято встречать   хлебом-солью. Не будем нарушать этот обычай.

                                Танец «Русская лирическая»

(выплывают девушки- красавицы, заводят хоровод, выполняя танцевальный рисунок на хороводным шагом:

-движение по кругу, положив правую руку себе на левое плечо, а левую -на плечо впереди стоящей девочки;

-поднимают сомкнутые руки над головой и переносят их вовсе, двигаясь по кругу, спиной в центр;

-меняют руки, поворачиваясь лицом в центр  круга, продолжая идти в том же направлении по кругу;

-сужают круг, двигаясь в центр, и расширяют его, отходят назад;

-образуют два круга, двигаясь в них «противоходом»;

-выполняют движение «солнышко» -девочки из внешнего круга проходят в центр через «воротца», образованные сомкнутыми руками девочек из внутреннего круга.

В конце танца девочки выполняют низкий русский земной поклон, стоя полукругом, и угощают гостя  хлебом-солью.

Наум: Спасибо за такой прием. Я Наум , слышали про меня?

Хожу по Руси я не с пустыми руками, а с богатством, которое   у меня в котомке. Отгадайте, что это?

 -Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга)

Правильно, а книга моя не простая (достает из сумки),в ней заветные правила жизни написаны- пословицы.

С пословицами мы сверяем наше поведение.

Вот я начну пословицу, а вы закончите:

*Без труда...не вынешь рыбку из пруда.

*Делу время...потехе час

*Кто любит трудиться... тому без дела не сидится

*Труд человека кормит, ...а лень портит

*Терпение и труд...все перетрут.

*Друга ищи, а найдешь...-береги

*Других не суди...на себя погляди.

*Играй, играй, а дело ...знай.

*Кто много говорит, тот мало...делает.

*Конец...-делу венец.

 Наум: Молодцы, ребятушки много половиц знаете.

 Хозяюшка: Что-то мы засиделись, пора и косточки поразмять, выходите танец заводите.

                                                 Танец «Прялица»

Наум: Ай, да ловкие, умелые. Садитесь ребята.

         Что-то книга говорит, детям слушать всем велит.

         Загадаю вам загадки, а отгадки у меня отдельно  нарисованы, но их

         надо    найти.

  • Черный Ивашка, деревянная рубашка, где ни пройдет, там след остается. (карандаш)
  • Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)
  • Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд-сейчас заговорят. (буквы)
  • Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (книга)

Наум: Молодцы! Делу время, а потехе час. С песней и труд спорится.

           Для каждого удальца

           Инструмент принес я.

           Ложки, гусли, дудки,

           Трещотки, колотушки.

Хозяюшка: А какой отдых без шутки и  смеха. Мы и песню споем шутливую.

Игра на музыкальных инструментах и песня «Чепуха»

Наум: Ловко у вас получается, задорно, а я веселую игру знаю, для нее смекалка, сноровка и внимание нужно. Называется «Мигалки»

Игра «Мигалки»

Участники игры ставят в круг стулья. На каждый стул садится играющий, позади него за стулом- его партнер. Один стул остается свободным. Играющие, стоящие за стульями, должны заложить руки за спину. Водящий, выбранный считалкой, встает позади незанятого стула и начинает игру. Он пытается подмигнуть кому-нибудь из сидящих по возможности незаметно для партнера, стоящего сзади стула. Тот, кому он подмигнул, должен вскочить, добежать до водящего и сесть на пустой стул.

Стоящие за стульями должны внимательно следить за каждым движением своих игроков. Стоит кому-нибудь попытаться вскочить, как «сторож» из-за стула пытается схватить его и не пустить. Для этого достаточно лишь «осалить» его. Тогда водящий снова пытается подмигнуть кому-нибудь.

Если кому-то из играющих удалось сесть на свободный стул, то водящим становится оставшийся без пары «сторож».

Наум: Ребята, моя котомка тоже не простая, она может вам сказать кто из вас вырастет, узнаем ?

                                        Игра «Кем быть?»

В мешке маленькие карточки с изображением  разных профессий. Дети опускают руку и вытаскивают карточку.

Наум  комментирует выбор  поговорками, присказками.

Наум: Длинным зимним вечерком

          Хорошо сидеть рядком.

          Мы и спели, и сплясали,

          И загадки отгадали.

         Хорошо у вас в гостях

         Только поздний нынче час.

Много познали вы из книг, многое услышали из уст наставников,кое-что и сами подметили, ибо вы сметливые, молодцы.

Пора мне в путь дорогу, а с собой возьму я тепло ваше, доброту и улыбки.

Ведущая: Ребята, а мы вместе скажем: «Спасибо Батюшка Наум, что наставил нас на ум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения в старшей группе "Наум наведи на ум"

Развлечение в старшей группе «Наум наведи на ум».Цель: расширить знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас (кафтан, кума, глуха, уморили, малявки, Наум – грамотник, розги).Ход: Дет...

Родительское собрание "У меня растёт сынок, у меня растёт дочка"

Цель данной встречи с родителями: дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....

Сценарий развлечения «Наум, наведи нас на ум»

Познакомить детей с историческим праздником гра­моты.Прививать любовь к русскому языку и гордость за него.  Развивать любознательность, речевые умения....

Конкурс рисунков "Наум - наведи меня на ум!"

quot;Наум - наведи меня на ум!"...

Конкурс рисунков "Наум - наведи меня на ум!"

quot;Наум - наведи меня на ум!"...

Конспект к занятию в подготовительной группе «Наум, наведи нас на ум» 15.01.2023

Цель: знакомство с историей возникновения праздника "День Наума Грамотника", способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; способствовать умению примен...

Конспект к занятию в подготовительной группе «Наум, наведи нас на ум» 15.01.2023

Цель: знакомство с историей возникновения праздника "День Наума Грамотника", способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; способствовать умению примен...