конспект развлечения в старшей группе "Наум наведи на ум"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Земцовская Валентина Петровна

Развлечение в старшей группе «Наум наведи на ум».

Цель: расширить знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас (кафтан, кума, глуха, уморили, малявки, Наум – грамотник, розги).

Ход:

Дети с воспитателем заходят в избу (зал), где их встречает хозяйка. Здороваются с поклоном: «Мир вашему дому».

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Рада вас видеть. Проходите, не стесняйтесь. С чем пришли меня позабавить?

Воспитатель: С играми да с плясками, шутками – прибаутками.

Хозяйка: Коли так, не стойте. Игру заводите. И я с вами поиграю, молодость повспоминаю.

Музыкальная игра «Ищи»

Хозяйка: Насмешили, молодцы!

Воспитатель: А у нас этого добра полна торба. Шутки, смех разбирай, да хозяйку ублажай.

Дети читают шутки – прибаутки:

·        Здорово, кума!

Да на рынке была.

Никак глуха?

Купила петуха.

Прощай кума.

Пять рублей дала.

·           Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр, что делает?

Да на печи лежит.

·         Федул, что губу надул?

Да кафтан прожег.

Зачинить можно?

Да иглы нет!

А велика дыра?

Да один ворот остался.

Хозяйка: Уж смотрю востры. Но и я вам не уступлю. Запою – ка песню «К нам гости пришли».

Воспитатель: И она нам знакома.

Песня «К нам гости пришли».

Хозяйка: Хорошо поёте. А я по кругу пойду да частушки запою.

Воспитатель: И мы не отстанем. Выходите ребята частушки петь.

Частушки

Хозяйка: Уморили. Досыта напелась, наплясалась, частушек наслушалась. А сейчас сядем, отдохнём. По лавкам садитесь и вы, малявки. Сели рядком, да поговорим  ладком.

Воспитатель: А о чем же сегодня мы будем говорить?

Хозяйка: Д а гляньте в календарь. Какое сегодня число? (14). А месяц? (декабрь). Всё правильно. Денёк особенный, раньше с этого дня начинали учиться. И назывался он Наум – грамотник. Все осенние работы выполнены, пришло время и учиться. Даже так и говорили: «Пришёл Наум – наставил на ум». В этот день в дом приходил учитель. Отец передавал сына учителю, приговаривая, чтобы он старался и во всём слушался учителя. А коль ослушается, то и наказанье рядом. За непослушание ученика наказывали  розгами. Маме, конечно, было жалко сыночка, и она плакала, но понимала, что «Учение свет, а не ученье – тьма».

Ой, кто – то стучится. Кто там?

Наум: Это я, Наум.

Хозяйка: Ой, неужели и правду Наум.

Наум: Конечно,  хозяюшка и дети дорогие. Я рад к вам в гости завернуть, потому что услышал, что вы грамоте учиться хотите. А знаете ли вы пословицы про ученье?

Хозяйка: Вспоминайте, ребята.

Пословицы

Наум: Молодцы. Много знаете пословиц про ученье. А сейчас поиграем в игру «Закончи строчку»

Игра «Закончи строчку»

Наум: Какие вы умные ребята. А вот посмотрите, дети. У меня сохранилась иллюстрация старинной азбуки (показывает азбуку и читает стихотворение «В старину учились дети» Н. Кончаловской).

Вот как учились наши предки.

Хозяйка: Ребята, как надо вести себя во время учения. Быть внимательным, слушать учителя, не отвлекаться. А ещё во время учения, нельзя есть, а то заешь выученное. Если учишь по книге, то окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь. А сейчас давайте с Наумом поиграем в р.н. игру «Жмурки на месте».

Игра «Жмурки на месте».

Наум: Я хочу вам загадки загадать, а вы скажите, кто герой и как сказка называется.

Хозяйка: Молодцы.    Но… Полно азбуке учиться

                                      Букварём башку ломать!

                                      Не пора ли нам жениться,

                                      В печку книги побросать!

Воспитатель: Что ты хозяюшка?! Разве можно книги в печь бросать?

Хозяйка: Да ведь это частушка шуточная – прибауточная. Так раньше пели, когда освоят грамоту,  ли устанут от учёбы. А вам ещё детушки долго учиться, ума – разума набираться. Запомнили, как сегодняшний денёк называется? (ответы). Наум – грамотник.

Наум: Я вижу смышленые вы. Много знаете. Я уверен, что весь алфавит выучите. Ну, а мне пора идти дальше к другим детям. Будьте здоровы, набирайтесь ума – разума. До свидания! (уходит).

Хозяйка: А мы грустить не будем, давайте потанцуем.

Танец «Шёл козёл по лесу».

Хозяйка: Вот и скоротали вечерок. Вас, пойди мамки заждались, да и мне пора, ждут дела. Вот вам подарок.

Воспитатель: Скажем, хозяюшке, спасибо за и подарок. До свидания! (уходят)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...

Конспект развлечения в старшей группе: "В гости к бабушке Яге"

Конспект зимнего спортивного развлечения в старшей группе детского сада....

Конспект развлечения в старшей группе, посвященный дню защитников Отечества.

Конспект развлечения детей с папами к 23 февраля, старшая группа....