Сценарий развлечения «Наум, наведи нас на ум»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Подгорская Ирина Михайловна

Познакомить детей с историческим праздником гра­моты.

Прививать любовь к русскому языку и гордость за него.  Развивать любознательность, речевые умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naum.docx729.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 МО Каневской район, Краснодарский край

                                          И.М.Подгорская,воспитатель.http://www.playcast.ru/uploads/2016/12/13/20878944.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05c0/0010a78f-2819627f/3/img24.jpg

   

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.                   Сценарий развлечения «Наум, наведи нас на ум»

                                     (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:

Познакомить детей с историческим праздником грамоты.

Прививать любовь к русскому языку и гордость за него.  Развивать любознательность, речевые умения.

Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.

Материалы и оборудование: книга «Грамота», Древо Грамоты, гусиное перо, перочинный нож, книжки-раскраски (по количеству детей).

Предварительная работа: знакомство с традиционной праздничной культурой русского народа, народным земледельческим, праздничным крестьянским календарем на Руси, беседа о  Науме Грамотнике,   разучивание  пословиц и поговорок,          

Рассматривание иллюстраций: книга с названием «Грамота», гусиное перо и перочинный ножик, чернильница.

Действующие лица (персонажи):

Наум (воспитатель), потешники - 2 (дети подготовительной группы), буквы (дети)  

Ход развлечения.

Педагог.

Сегодня, 14 декабря, мы отмечаем день Наума Грамотника. Этот праздник издавна отмечался на Руси. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».

Почему именно этот человек стал покровителем грамотеев? Причины здесь две — созвучие слов «ум» и «Наум» и крестьянский календарь; зимой работы было меньше, появлялось время для освоения грамоты. Поэтому по давно заведенному обычаю с Наума детей (чаше мальчиков) начинали учить грамоте. Матери выпекали в этот день для ребят лепешки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу. В назначенное время в дом родителей приходил учитель, где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать. В награду за обучение родители подносили учителю каравай хлеба или деньги, которые завязывали в полотенце.

Само учение начиналось с трех ударов плеткой, чтобы дети оценили его важность и пользу. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать передавала подарок для учителя — какую-нибудь домашнюю птицу.

К учению и грамоте во все времена относились с почтением, об этом свидетельствуют пословицы и поговорки:

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит».

«Корень учения горек, да плод его сладок».

«Грамоте учиться всегда пригодится».

«Неученый что слепой — веди куда хочешь».

Под музыку появляются потешники и запевают народную песню

 «Мы с Наумом пришли»

 (у одного из них книга с названием «Грамота»)

Мы с Наумом пришли.

Грамотея привели.

Долго мы его искали.

Наконец нашли.

Будем мы играть.

Чтоб разумней стать.

Очень будем мы стараться.

Все получим «пять»!

Вслед за потешниками входит Наум.

Наум.

 Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времен путешествую, детям рассказываю, как учились раньше, с каким трудом постигали науку. Крестьяне считали, что «кто грамоте горазд, тому не пропасть».

Читает стихотворение из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Наум.

В старину учились дети —

Их учил церковный дьяк.

приходили на рассвете

 И твердили буквы так:

А да Б — как Аз да Буки,

В — как Веди, Г — Глаголи.

И учитель для науки

 По субботам их порол.

Так выглядела азбука в те далекие времена

 {показывает книгу «Грамота»).

Считалось, что во время учения нельзя есть, а то «заешь» выученное (забудешь то, что выучил, или не запомнишь то, что учишь во время еды). Если учишь по книге, окончив, нужно ее закрыть, иначе все позабудешь.

Продолжая свой рассказ, Наум достает из-за пояса и показывает детям гусиное перо и перочинный ножик. Дети рассматривают эти вещи, трогают.

Н ау м.

Вот каким пером писали —

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным.

Очиняли им перо.

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришел проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

Дети. Да.

Наум. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Дети. Да.

Наум.

Голову срезали,

Сердце вынули.

Дают пить.

Велят говорить.

{Перо)

Семя плоско,

Поле гладко.

Кто умеет.

Тот и сеет.

Семя не всходит,

А плод приносит.

{Письмо)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где ни пройдется —

Там след остается.

{Карандаш)

Какая водица только для грамотных годится?

(Чернила)

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

{Книга)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Наум. А это что у вас?

Дети. (Это Древо Грамоты. На нем растут буквы нашего алфавита).

Ребенок.

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием сегодня

Будем с буквами играть.

Педагог.       За правильные ответы будут вручаться монетки,   кто соберет большое количество монет тот станет обладателями титула «Грамотей»

Педагог.

В старину вот так   учились запоминать цифры и считать.

Раз – два - голова.

Три – четыре – прищепили.

Пять – шесть – в ряд сесть.

Семь – восемь – сено косим.

Девять – десять – сено весить. (Слайд 5)

(Вбегает буква В) (Слайд 6)

Педагог. вспомнили цифры, а теперь посчитаем.

Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

«Жёлтых 5 и черных 5».

Сколько вместе -не понять. (10)

Пять зелёных лягушат

В воду броситься хотят

Два испугались, на берегу остались.

Сколько было храбрых лягушат? (3)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Сколько вещей сдала дама в багаж? (7)

К серой цапле на урок

Прилетели 7 сорок,

А из них лишь 3 сороки

Приготовили урок.

Сколько лодырей сорок

Прилетели на урок? (4)

(вручение монет)

Входит буква В.

Буква В. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я всё знаю и про всё ведаю. Я слышала, что и у вас дети много знают и умеют.

Педагог (загадывает загадки)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. (Овца)

Хвост крючком, нос пятачком в два ряда пуговицы. (Свинья)

Не бьет, не ругает, а от него плачут. (Лук)

Наум ( вручает фишки монетки)

(Вбегает буква Г)

Буква Г. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь. У меня красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?

НаумГлаголить-значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать.

Педагог. Вот, ребята, прежде чем ответить хорошенько подумайте, о каком сказочном герое идёт речь? 1. Узнаёте, что за зверь?

Гуляет в сказке:

Ус торчит, щурит глаз,

В шляпе, с саблею в руках,

И в огромных сапогах. (Кот в сапогах)

2. А дорога нелегка,

А корзинка велика;

Сяду на пенёк,

Съем пирожок. (Маша и Медведь)

3. Мышка добрая была,

Мышка дом себе нашла.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок»)

4. Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке. (Колобок)

5. Эта героиня уснула, попробовав отравленного яблока, а проснулась от поцелуя спасителя. Кто же она? (Спящая красавица)

6. Старый Джузеппе и Сизый нос

Полено как-то в дом принёс,

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе смастерил? (Буратино)

Наум. Молодцы, ребята!

Смотрите, к нам спешит ещё одна буква!

Буква Д. добрый день, дети! Меня зовут Добро.

НаумКакое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

Буква Д. Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Наум. (Подсчет)

Титулом «Грамотей» удостоены следующие учащиеся….

Наум. Молодцы, ребята, порадовали вы меня. Воля и труд дивные всходы дают.

Дети.

Мы поем играем, пляшем,

А потом поем опять.

Веселитесь вместе с нами,

Мы научим вас играть!

Пальчиковая игра «Гномики-прачки»

Дети предлагают дедушке Науму пройти с ними на ковер, всем вместе «превратиться» в гномиков (присесть) и сделать пальчиковую гимнастику.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Загибаем пальчики, начиная с больших.

Разгибаем пальчики, начиная с больших.

Трем кулачками друг о друга. Загибаем пальчики, начиная с больших.

Жили были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали гномики стирать:

Токи — рубашки.

Пики — платочки.

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был.

Всем водичку носил

После выполнения гимнастики дети и Наум встают, потягиваются и снова «становятся большими».

Наум. Что одному не под силу, то легко коллективу. Предлагаю детям вспомнить пословицы о грамоте, о русском языке, учении. Я буду начинать пословицу, а вы — дружно продолжать.

Пословицы

Ученье — свет... (а не ученье — тьма).

Не спеши языком... (торопись делом).

Труд человека кормит... (а лень портит).

Грамоте учиться... (всегда пригодится).

Азбука — наука... (а ребятам мука).

Что написано пером... (не вырубить топором).

Наум. Богато народное творчество на пословицы.

Педагог предлагает детям отдохнуть и показать дедушке Науму веселую игру.

Игра «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они зашли в магазин зеркал. Одна половина детей — «зеркала», другая — разные «зверюшки». «Зверюшки» ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц «зверюшек».

Наум. Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя ваши молодцы.

Наум. Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания – лучший подарок учителю.

В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками. Вот и вам сегодня, дорогие первоклашки, горшочек каши. Теперь вы – однокашники.

Послушайте наказ. (Слайд)

(Наум на каждый пункт завязывает на верёвочке узелок)

Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

Книжницы ваши в добре храните.

 Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.

Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.

Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.

Помните: не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!

Почитай учителя как родителя!

Я вручаю вам верёвочку с узелками, чтоб вы наказ не забывали.

Наум. Как хорошо у вас, ребята! Весело! Время быстро пролетело. Мне надо в путь-дорогу отправляться. Хочу вас поблагодарить и книжки-раскраски вам подарить. До свидания!

Наум дарит детям книжки-раскраски. Дети благодарят его, прощаются и уходят.

Литература:

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ автор сос. В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель 2014 г.

Русские народные подвижные игры для детей дошкольного мл. школьного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2003; Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наум-наведи меня на ум

зимний фолклорный праздник...

конспект развлечения в старшей группе "Наум наведи на ум"

Развлечение в старшей группе «Наум наведи на ум».Цель: расширить знания детей о народных праздниках, обогащать словарный запас (кафтан, кума, глуха, уморили, малявки, Наум – грамотник, розги).Ход: Дет...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

Конкурс рисунков "Наум - наведи меня на ум!"

quot;Наум - наведи меня на ум!"...

Конкурс рисунков "Наум - наведи меня на ум!"

quot;Наум - наведи меня на ум!"...

Конспект к занятию в подготовительной группе «Наум, наведи нас на ум» 15.01.2023

Цель: знакомство с историей возникновения праздника "День Наума Грамотника", способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; способствовать умению примен...

Конспект к занятию в подготовительной группе «Наум, наведи нас на ум» 15.01.2023

Цель: знакомство с историей возникновения праздника "День Наума Грамотника", способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; способствовать умению примен...