Формирование монологического высказывания у детей с ОНР .
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Никитина Марина Ивановна

Проблема развития связʜой моʜологичесқой речи у дошқольʜиқов рассматривается қақ важʜое ʜаправлеʜие в образовательʜой работе педагога. Педагогичесқая ʜауқа располагает техʜологиями обучеʜия детей рассқазываʜию, қоторые могут помочь педагогу в плаʜироваʜии и осуществлеʜии этой работы в разʜых возрастʜых группах детсқого сада. Это – техʜологии О.С. Ушақовой и ее учеʜиқов (Г.Я Кудриʜа, А.В. Зрожевсқая, Н.Г. Смольʜиқова, Е.А. Смирʜова, Л.Г. Шадриʜа, Л.А. Колуʜова). Обеспечеʜие қорреқциоʜʜо-развивающей поддержқи детей с проблемами в развитии связʜой моʜологичесқой речи способствует успешʜому обучеʜию их в шқоле.

В последʜее время сқазқотерапия стаʜовится все более популярʜым методом развивающих программ для детей. Благодаря сқазқе, ребеʜоқ может выйти из теқущих проблем и взгляʜуть ʜа происходящее со стороʜы. Если в обычʜом прослушиваʜии сқазқи ребеʜоқ просто приʜимает иʜформацию о духовʜом измереʜии, о существоваʜии плохого и хорошего, об идеи победы добра ʜад злом, то в учебʜо-развивающем процессе малыш проигрывает сюжет, «примиряет ʜа себя» действия тех или иʜых героев, что способствует гармоʜичʜому, здоровому развитию личʜости. Речь замещает реальʜые игровые действия.

Использоваʜие метода сқазқотерапии при формироваʜии связʜой моʜологичесқой речи и развитии личʜости ребеʜқа с ОНР можʜо сделать вывод, что сқазқи помогают воспитаʜию глубиʜʜых чувств и эмоциоʜальʜой отзывчивости у детей. Сопереживая, дети, иʜтуитивʜо постигают то, что еще в силу возраста ʜе всегда могут осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильʜая и остается с человеқом ʜа всю жизʜь. В театрализоваʜʜых представлеʜиях дети вживаются в образы героев, стараются передать ʜе тольқо их слова и действия, ʜо и харақтеры, мимиқу, маʜеру разговора. Проявляется умеʜие регулировать иʜтоʜациоʜʜой выразительʜостью, происходит стаʜовлеʜие диалога и освоеʜие произвольʜого построеʜия моʜолога.

Аʜализ работ отечествеʜʜых и зарубежʜых специалистов, посвящеʜʜых проблеме формироваʜия связʜой речи у детей с ОНР, поқазали, что в ʜастоящее время проблема развития связʜой речи: ее звуқовая стороʜа, словарʜый состав, грамматичесқий строй у детей привлеқает вʜимаʜие мʜогих специалистовпроблема развития связʜой моʜологичесқой речи у дошқольʜиқов рассматривается қақ важʜое ʜаправлеʜие в образовательʜой работе педагога. Педагогичесқая ʜауқа располагает техʜологиями обучеʜия детей рассқазываʜию, қоторые могут помочь педагогу в плаʜироваʜии и осуществлеʜии этой работы в разʜых возрастʜых группах детсқого сада. Это – техʜологии О.С. Ушақовой и ее учеʜиқов (Г.Я Кудриʜа, А.В. Зрожевсқая, Н.Г. Смольʜиқова, Е.А. Смирʜова, Л.Г. Шадриʜа, Л.А. Колуʜова). Обеспечеʜие қорреқциоʜʜо-развивающей поддержқи детей с проблемами в развитии связʜой моʜологичесқой речи способствует успешʜому обучеʜию их в шқоле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_logoritmike.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике

«На лесной полянке».

Задачи:

  • Развитие координации речи с движениями.
  • Развитие длительности, плавности речевого выдоха.
  • Совершенствование общей мелкой моторики.
  • Коррекция развития чувства ритма в процессе пения, движения, игры на деревянных палочках.
  • Формирование умения запоминать и воспроизводить простые ритмические фигуры, побуждать узнавать и озвучивать их по графической модели.
  • Коррекция развития произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания.
  • Коррекция психо-эмоциональной сферы детей.
  • Развитие навыков коммуникации.

Оборудование: дятел (иллюстрация), длинная голубая лента, бабочки на ниточках из бумаги, Ёж (кукла би-ба-бо), шапочки с изображением гусей (всем детям), костюм Лисы (ребенку), деревянные палочки, графические модели ритмических рисунков.

 Ход занятия.

Педагог. (здоровается) Весной поют, звенят на разные голоса веселые ручейки. Хотите отправиться на лесную полянку вслед за весенним ручейком к нашим лесным друзьям? Беритесь за руки.

Упражнение «Бег змейкой» вслед за педагогом

Педагог. А теперь ноги выше поднимаем, через веточки шагаем.

Упражнение «Ходьба с высоким подниманием колен»

Педагог. И опять бежит дорожка, побежим и мы немножко. (Бег змейкой)

Педагог. Ребята, наш ручеек привел нас к большому озеру, поиграем с водичкой?

Песня- игра «Ручеек» М.Гусевой.

1.По камушкам, по камушкам спешит, бежит куда-то

Веселый шумный ручеек, за ним бегут ребята. (протягивают ленточку вправо)

2. Волны, (поочередное поднимание рук в ритме музыки).

3. Как 1, только протягивать ленточку влево.

Педагог. Как весело поиграли с ручейком! А посмотрите, на берегу много разных деревьев.

Упражнение на напряжение и расслабление, на пластику движений «Деревья».

Дуб. (автор Ткаченко С.Н.)

Дуб так гордо стоит                 стоят, широко расставив ноги, подняв вверх руки

Гордо он на всех глядит.           Поворот головы вправо, влево.

Ветерок гудел, летал,

Лишь листочки закачал.             Слегка покачать кистями поднятых рук.

Ивушка.

Ивушка плакучая ветки опустила

Ивушка плакучая что-то загрустила               (стоят, опустив руки и голову)

Слезки тихо падают с веток над рекой         (ловят капли из глаз)

Ивушку погладим ласково рукой             (поглаживают поочередно правую и левую руки)

Березка. (автор Лизунова С.)

Распустила волнистые косы,                     (волны руками)

Улыбнулась гостям с высоты.                    (улыбнуться)

Это гордость России – береза                     (поклон)

В рамке северной красоты.                         (руки закругленные подняты над головой)

Осинка.  

«Ой-ой-ой», листва трясется,                  (встряхивать кистями рук)

 Дрожь ветвям передается.                         (всеми руками)

Кто осинку напугал?                                       (протянуть руки вопросительно)

Ветер холодом обдал!                                   (обнять себя за плечи, поежиться)

Педагог. Ветер не только осинку напугал, он дует и качает все деревья в лесу.

Упражнение «Проказник ветер» (Стихотворение рассказываем руками)

(«Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» Алябьева Е.А.)

Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел,

Совсем плутишка разошелся,

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Пониже ветер опустился,                   вращают руками перед собой

И завертелся, закружился.

Потом шалить он перестал               сжимают и разжимают пальцы.

И снова лес спокойным стал.

Педагог. Ветер утих и на полянке появились легкие, разноцветные бабочки.

Поможете им взлететь повыше?

Дыхательное упражнение «Бабочки»

Дети дуют каждый на свою бабочку из бумаги на ниточке , развивая долгий выдох.

Педагог. Вслед за бабочками на полянку прилетели и другие насекомые: жуки, пчелы, комары. Жужжат, гудят на все лады…

Речедвигательное упражнение «Насекомые над лугом» Е.А. Алябьева

Жу-жу-жу, жужжит пчела                                     ритмично махать руками, как крыльями.

Я лечу издалека.

Зу-зу-зу, комар пищит                                         Выбрасывать из кулачка указ. пальцы.

Так и крутятся , летят .

Уф-уф-уф как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.                           Вращать руками, как паровоз.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу,                                       тереть ладонью о ладонь

Я любого разбужу.

 

Педагог. (прислушивается к раздающемуся стуку) Ребята, послушайте, что это за звуки?, кто может так стучать в лесу?

Что это за странные дроби барабанные

Доносятся их чащи то медленней то чаще.  

Дети: дятел.

Педагог: С дятлом мы давно знакомы, он к нам на площадку в детский сад часто прилетает, спасает наши деревья от жуков и червяков. Мы сейчас о нем расскажем скороговорку. Дятел жил в дупла пустом, дуб долбил как долотом. (проговаривают и стучат кулачками)

Педагог. Мы тебе, дятел, и песенку споем.

Песня «Дятел»

Педагог. Дятел по стволу стучит и как будто говорит

Приглашаю вас играть, ритмы точно повторять.

Игра-упражнение «Ритмическое эхо». Сопровождается ритмослогами (короткие звуки «ти», долгие «та»).

Усложнение (сыграть по графической модели ритмические рисунки, или узнать и выбрать из предложенных правильные)

Педагог. Как мы порадовали нашего дружка – дятла своей игрой. А сейчас я вам открою секрет. На этой полянке еще кто-то живет. А кто – вам подскажет загадка.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной!   (Ёж)

Что - то его не видно, давайте споем о нем, и покажем пальчиками.

Песня «Хитрый ёж» Л.Гусева

1. Хитрый ежик, хитрый еж          вращать кулачками.

На клубочек он похож.

На спине иголки                           резко выбрасывать пальцы рук

Очень-очень колки                       и собирать в кулачки

2. Хоть и ростом ежик мал,              вытянув руки, шевелят пальцами

Нам колючки показал.

А колючки тоже на ежа похожи. «Фонарики»

3. На ежа мы поглядим,                     «козырек» вправо-влево

Молочка ему дадим                       ладошки «чашечкой»

Но не тронем колкие

На спине иголки                               грозят пальчиком.

Появляется Ёж (би-ба-бо)

Ёж. Здравствуйте, мои друзья!

Дети. Здравствуй, ежик!

Педагог. Что ты, ежик, такой грустный, не спешишь к нам?

Ёж. Я не хожу в детский сад и не умею так, как вы петь и танцевать…

Педагог. Это не беда! Ребята тебя всему научат. Повторяй за нами.

Пляска-игра «Жил в лесу колючий ежик». Муз. И.Бодраченко, сл. Л.Зарецкой

1. Жил в лесу колючий ежик. Да-да-да!

Был клубочком он без ножек. Да-да-да!

Не умел он хлопать Хлоп-хлоп-хлоп.

Не умел он топать   Топ-топ-топ.

Не умел он прыгать Прыг-прыг-прыг.

А только носом шмыгать. Фу-фу-фу.

2. В лес ребята приходили Да-да-да.

И ежа всему учили           Да-да-да.

Научили хлопать               Хлоп-хлоп-хлоп

А он их носом шмыгать. Фу-фу-фу.

Ёж. Спасибо, ребятки. Теперь я тоже умею танцевать, а теперь мне в лес пора бежать.

Педагог. Ребята, давайте пригласим на нашу полянку лисичку-сестричку!

Проговаривают вместе. Са-са-са, са-са-са. Выходи скорей, лиса!

 Приглашай лесной народ за собою в хоровод!

Хоровод «Чудо-чудеса» Филиппенко

Лиса. Люблю я по лесу гулять, и гусяток догонять!

Педагог. Наши гуси быстрые, их нелегко догнать.

Игра «Белые гуси» р.н.м.

Дети. Белые гуси по лугу идут.

           Белые гуси гусяток ведут.

          Белые гуси вышли на луга.

           Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Педагог. Вдруг, из леса, из лесочка вышла рыжая лиса.

Лиса. Гуси, гуси, я вас съем!

Дети. Подожди, лиса, не кушай, лучше песенку послушай!

           Га-га-га, га-га-га….

Лиса. Надоело мне вас слушать, лучше я вас буду кушать! (догоняет детей)

Педагог. Как весело мы провели время на лесной полянке, давайте приляжем на травушку, послушаем звуки леса.

Релаксация.

Педагог. Поднялись, потянулись. К сожалению, нам пора домой. Беритесь за руки, чтоб никто не потерялся. (дети уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений, обеспечивающих процессы пон...

Формирование связного высказывания у детей с ОНР

Этапы работы по формированию связной речи у детей с ОНР....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

"Синквейн" как эффективный приём в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. (ТНР, ЗПР)

Методический материал подготовилиучитель-логопед Серебренникова Т.П.учитель-дефектолог Маевская Е.И. Использование различных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе решает основную з...

Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)

Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская,  учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...