Непосредственная образовательная деятельность. Тема: «Овощи и фрукты»
план-конспект занятия на тему

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvennaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность.

Тема:

«Овощи и фрукты»

 

Автор: Логинова Л.В.

ПОЗНАНИЕ

ТЕМА: «Овощи и фрукты».

Младший возраст.

Образовательная: закрепить названия различных овощей и фруктов. Сформировать обобщающие понятия «овощи» и «фрукты». Закрепить отличительные особенности овощей и фруктов.

Старший возраст.

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», закрепить названия различных овощей и фруктов. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека - это источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков.

Воспитательная: воспитывать у  детей бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; уважение к труду людей, работающих на земле.

Развивающая: развития воображения и творческого мышления, отработка понятия «плод», закрепление деление плодов на овощи и фрукты. Обучать составлению рассказа по картине.

Лексическая работа: сад и огород, садовод и огородник, различные виды овощей и фруктов.

Для формирования обобщающих понятий «овощи» и «фрукты» можно использовать на занятии стихотворение Я. Бжехвы «Овощи». Вместо названий овощей можно использовать картинки:

 

Притворяется, негодник, будто сам он огородник!

Возмутилась тетя (репа): « Это глупо и нелепо!»

Крикнул дядя (огурец): «Бездельник! Сорванец!»

Огорчился старый (лук): «Не терплю подобных штук!»

Покраснел сорванец, устыдился, наконец, -

И скатился чин по чину к огороднику в корзину!

                      Загадки.

1. Кругла, рассыпчата, бела; на стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная…..?

                                                               (картошка)

2. Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

                                                               (огурцы)

3. Микробов он сбивает с ног. Ну а зовут его……..

                                                               (ЧЕСНОК)

4. Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо. Узнаешь ее?.......

                                                               (капуста)

5. Нужнее  всех из овощей для винегретов и борщей

Из урожая нового красавица бордовая.

                                                           (свекла)

6. Все узнают молодца, что растет на грядке:

Он побольше огурца, толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть. Приходите посмотреть!

                                                            (кабачок)

7. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда не приду, всех до слез доведу.

                                                           (лук)

8. Привязан кустик к колышку, на кустике – шары.

Бока подставив солнышку, краснеют от жары.

                                                           (помидор)

ПОЗНАНИЕ

ТЕМА:  «ПОЕЗДКА НА ДАЧУ»

ЦЕЛИ:* развивать навыки ориентации на листе бумаги;

*развивать умение находить оптимальное решение путем сравнения двух чисел, выстраивания последовательности чисел по возрастанию или убыванию;

* формировать классифицирующую деятельность – формировать навыки классификации по форме, величине, цвету;

*закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 с помощью счетов (подготовительная группа); в пределах 5 с помощью счетов (старшая группа)

МАТЕРИАЛЫ:

*»математические» картинки – для каждого ребенка;

*цветные карандаши;

*набор картинок «овощи» и «фрукты»;

*план дороги к даче на листе формата А4, вложенный в файл ; фломастеры – на каждую подгруппу;

*план дачного участка на листах формата А2 – по количеству подгрупп;

*набор карточек с числами от 1 до 10;

*пустографки логических таблиц клетки 3*3 и наборы из 9карточек для каждой таблицы – на каждого ребенка;

*счеты – на каждую подгруппу детей;

*оборудование для игры «Магазин «Овощи – фрукты»;

ПЛАН:

1. математические картинки.

2. игра: «найди свою группу».

3. дорога на дачу, ориентировка по плану.

4. что растет на даче? Задания на классификацию.

5. логические таблицы, построение таблиц.

6. игра «магазин» (развитие навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10).

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ(подготовительная группа)

ТЕМА: «ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ»

Связанная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4 – 6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей.

Развития словаря: активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок.

Формирование грамматического строя речи: упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука «р» в начале, середине и конце слова. Учить выкладывать схему слова.

Материалы:

*картинки с изображением различных овощей и фруктов;

*муляжи овощей;

*игрушечная собака;

*игрушка «бабушка»;

*схема для определения характеристик звука;

*круги красного, синего и зеленого цвета для выкладывания схемы слова – на каждого ребенка, и большого размера – для работы на доске;

Организация: не требует 30 – минутной работы детей за столами. 1,2 часть – воспитатель собирает детей в кружок вокруг себя, 3 часть – сидя на ковре, 4 часть – требует работы за столом (выкладывание схем).

ТЕМА: «ОВОЩИ».

Связанная речь:

Младший возраст:

Развитие умения правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Словарь:

Уточнить представления детей об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи.

Старший возраст:

учить строить связанные высказывания типа рассуждений, объяснять свое мнение.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных. Учить согласовывать существительные с прилагательными при изменении падежа.

Введение: загадывание загадок. Обобщающий вывод – сегодня на занятии речь пойдет об овощах.

Ход занятия:

- У нас на картинках изображены картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук. Как назвать их одним словом?

- Где выращивают овощи? Как называют люди, которые выращивают овощи? Как называют тех, кто работает на огороде? Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? Правильно,  сначала в землю сажают семена; потом поливают ростки; освобождают их от сорняков – пропалывают; рыхлят землю, чтобы корни дышали.

- Давайте вспомним, какие из овощей растут под землей, а какие над землей.

- Когда овощи выросли, их собирают. Как это делают? Картошку (выкладывают), помидоры и огурцы (срывают), лук (выдергивают), морковь (выдергивают), горох (срывают), капусту (срезают), укроп и петрушку (срывают) и ит.д..

- Каждый овощ похож на какую-то геометрическую фигуру. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги, на которых изображены круги, треугольник, овалы. Подумайте, в какие овощи вы можете превратить эти геометрические фигуры? Возьмите карандаши и поработайте немного художниками - волшебниками, превращая фигуры в овощи.

- Для чего нужны овощи?

- Что можно приготовить из овощей? Какие блюда можно приготовить на первое (борщ, щи, гороховый, картофельный и свекольные супы, рассольник, окрошку и т. д.)? на второе (солянку, голубцы, капустные и картофельные котлеты, овощное рагу, фаршированный перец и т. д.)? Какие овощные соки можно приготовить на третье? (Из моркови – морковный, из свеклы – свекольный, из огурцов – огуречный, из помидоров или томатов, - томатный.)

- Какие из этих овощей нужны для приготовления салатов, щей, солянки, голубцов, супа, борща?

- Как готовят овощи? (Их моют, режут, жарят, варят, тушат, запекают, солят, маринуют, замораживают.)

Рассказ «Огурец»

Ребята давайте придумаем вместе рассказ вот об этом красивом зеленом огурце. Я буду начинать предложения, а вы должны вставлять в них словосочетания «Зеленый огурец». Итак, на грядке вырос сочный…(зеленый огурец). А вокруг него растут другие….(зеленые огурцы). Я сделаю из этого ….(зеленого огурца) салат и угощу маму. Мама обрадуется…..(зеленому огурцу) и будет восхищаться….(зеленому огурцу). Мы с вами говорили о ….(зеленом огурце).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

ТЕМА: Чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко».

ЦЕЛИ: 

*учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль;

*учить домысливать, понимать «написанное между строк»;

*развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

подготовительная группа.

ТЕМА: «Натюрморт с овощами и фруктами»

ЦЕЛИ:

*продолжать знакомить детей с натюрмортом;

*учить рисовать с натуры различные овощи и фрукты, окружающий их фон, созданный из цветного покрывала, вазы, другие предметы, подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок, наложения красок различных цветов; учить создавать сочетания цветов – красный бочок на желтом яблочке, желто-зеленый виноград и т. д.;

*развивать навыки рисования с натуры;

*развивать чувство композиции.

МАТЕРИАЛЫ:

*репродукции картин И. Репина «Яблоко», П. Кончаловского «Персики», «Розовые яблоки на круглом столе», И. Грабаря «Груши на зеленой драпировке» А. Лентунова «Овощи».

*бумага для рисования;

*акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей; *муляжи для составления натюрморта: муляжи овощей и фруктов, вазы разной формы, кувшины.

ТЕМА: «Натюрморт из овощей и фруктов»

Цели: знакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом, показать репродукции картин (И.И.Машкова и других художников)

Младший возраст:

Учить составлять несложную композицию из знакомых предметов. Учить рисовать предметы похожими на настоящее по форме, цвету, положению на столе. Формировать умение рисовать красками по фону. Учить видеть эстетическую красоту в натюрморте.

Старший возраст:

Учить рисовать гуашью несложную композицию из 3-4 предметов (арбуз, яблоко, слива, груша). Познакомить с понятием «блик» и способами его рисования. Развивать умение тонировать бумагу известковыми мелками. Учить определять и передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.

Материалы:

Восковые муляжи овощей и фруктов. Альбомные листы, мелки, гуашь, кисти. Для детей младшего возраста – листы бумаги, тонированной известковыми мелками.

АППЛИКАЦИЯ:

ТЕМА: «Дары осени»

ЦЕЛИ:

Воспитывать у детей навыки коллективного творчества, учить согласованно работать.

Организация детей: дети работают в паре старший – младший или подгруппами, в которых есть один старший ребенок и 2-3 младших.

Младший возраст:

Отработка навыков самостоятельного вырезывания различных форм из листа бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз.

Старший возраст:

Учить составлять композицию из вырезанных деталей на листе бумаги, развивать навыки работы с клеем и кисточкой.

Подготовительная подгруппа:

Учить нетрадиционным способам выполнения аппликации:

*аппликация - мозаика из кусочков пластиковых трубок,

*-------------- из яичной скорлупы,

*-------------- из кусочков поролона,

*-------------- из бумажных комков;

Развивать навыки выполнения аппликации методов обрывания, сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа;

Воспитывать у детей навыки коллективного творчества, учить согласованно работать.

Материалы:

*контуры различных овощей и фруктов, ягод и грибов, вырезанные из картона;

*различный бросовый материал;

*клей ПВА, цветная бумага и ножницы;

*гуашь и кисти, подставки под кисти, банки с водой;

*клеенки, тряпочки для рук и кисточек.

ЛЕПКА:

ТЕМА: «Собираем урожай»

Младшие и старшие вместе:

ЦЕЛИ: воспитывать у детей уважение к труду людей, выращивающих овощи и фрукты. Учить лепить из глины, с последующим раскрашиванием, различные овощи и фрукты.

Подготовительная подгруппа:

ТЕМА: «Магазин «Овощи – фрукты». 

  ЦЕЛИ:

*учить лепить из соленого теста различные овощи и фрукты – в качестве атрибутов для сюжетных игр;

*развивать навыки лепки фигурок из составных частей;

*учить раскрашивать поделки для придания изделию законченной формы.

Материалы:

Соленое тесто для лепки. Пластмассовые ножи или стеки для отрезания теста. Противни для запекания готовых форм.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из различных конструкторов: ТЕМА: «Ящики для овощей и фруктов».

Младший возраст:

Конструирование из настольных строительных наборов. Учить различать детали конструктора – кубики, кирпичики, пластины. Учить конструировать по рисунку или схеме.

Старший возраст:

Конструирование из легоподобных конструкторов. Учить делать различные соединения деталей, составлять конструкцию по схеме или рисунку.

Подготовительная подгруппа: «из бумаги»

ЦЕЛИ:

Закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»; продолжать совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; развивать пространственное воображение, память, творческие способности, мелкую моторику рук.

Материалы:

Образец корзинки, схема выполнения поделки: листы цветной бумаги квадратной формы (размер 20-20 см) (одна сторона у бумаги белая, другая – цветная), небольшие обрезки цветной бумаги для выполнения аппликации, ножницы, клей

Организация детей:

Дети сидят за рабочими столами по 3-4 человека., взаимно обучая друг друга.

Коллективный труд:

Тема: «Готовим салаты из овощей».

Цели:

*учить мелко и аккуратно нарезать овощи для салата (готовить по рецепту);

*формировать навыки коллективного труда, организаторские способности;

*воспитывать желание оказать помощь, чувство ответственности за коллективный результат работы.

Материалы:

*фартуки – для каждого ребенка, косынки, шапочки;

*разделочные доски;

*пластмассовые ножи;

*четыре подносы;

*миски, салатницы, ложки;

*продукты для салатов.

         Утренние беседы с детьми.

Тема: «Прогулка по саду и огороду»

Вопросы к беседе:

*Что мы называем овощами? Какие овощи ты знаешь?

*Что мы называем фруктами? Какие фрукты ты знаешь? Как ты думаешь, чем отличаются овощи от фруктов?

*Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растет – на веточке дерева, на кустике?

*Какой из овощей тебе нравится больше всего? Ты знаешь, как выращивают этот овощ?

При проведении беседы можно использовать дидактическую игру «Угадай овощ (фрукт) по ответам и вопросам». В этот игре ведущий загадывает овощ, остальные игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы:

*размер?

*форма?

*цвет?

*хвостик есть?

*какая кожица на ощупь?

*вершок или корешок?

*какой вкус?

*кто из животных его любит?

*что из него готовят?

*можно ли заготовить на зиму?

Работа в книжном уголке.

Расставляем и рассматриваем иллюстрации различных овощей и фруктов, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов. В книжном уголке также могут быть представлены муляжи плодов.

Читаем детям.

1 Э. Хогарт, Мафин и его знаменитый кабачок.

2 Я. Тайц. Послушный дождик. Ю. Тувим. Овощи.

                ИГРА

Сюжетно-дидактические игры.

1. «Магазин фруктов».

Цель: закрепить знание названий фруктов; закрепить знание правил поведения в магазине, профессиональных действий продавца.

2. «Овощной магазин».

Цель: закрепит названия овощей, формировать обобщающее понятие «овощи».

3. «Семья» - «Летние заготовки».

Цель: закрепить знания о переработке овощей и способах фруктово-овощных заготовок на зиму.

4. «Консервный завод».

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, их промышленной переработке.

                   ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«укрась слово» - для развития образного мышления, творческого воображения, ассоциативного процесса.

«отгадай-ка» - для развития памяти, внимания и речи.

«кузовок» - для  развития внимания, мышления, сообразительности; активизации словаря.

«буквы алфавита» - для развития активного внимания.

«не ошибись» - для развития быстроты мышления, сообразительности.

«звук потерялся» - для развития внимания, фонематического слуха.

    ВЫСТАВКА-КОНКУРС ПОДЕЛОК

Совместных родителей с детьми.

ЦЕЛИ:

Учить детей работе с природным материалом. Познакомить детей с новым для них материалом – овощами, формировать навыки работы с ними; учить различать овощи для придания им нужной формы;

*развивать творческую фантазию детей;

*поощрять совместные занятия детей и родителей к жизни детского сада.

РЕКОМДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители!

Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим – «Овощи и фрукты».

Чтобы дети лучше запомнили названия овощей и фруктов, загадайте им загадки.

Для закрепления названий рекомендуем вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт) по ответам на вопросы».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность Тема "Овощи"

Расширение активного и пассивного словаря по теме "Овощи", воспитание длительного выдоха, расслабления....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Овощи"

Дети знакомятся с овощами через дидактические игры....

Коспект непосредственной образовательной деятельности_ Описание овощей и фруктов

Коспект разработан для детей средней группы детского сада.Направлен на:- развитие связной речи;- закрепление навыков строить полные предложения: - выделять характерные признаки предметов и сравни...

Конспект психолого-педагогической работы по проведению непосредственной образовательной деятельности «Описание овощей и фруктов»

Описание овощей и фруктов.Цель: Учить составлять описание предмета.Программное содержание: Упражнять в согласовании существительных, прилагательных. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать вним...

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности Тема: «Овощи и фрукты»

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельностиТема: «Овощи и фрукты»  Цель: Сформировать знания об овощах и фруктах. Задачи:Дать первые представле...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Овощи»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада.Тема: «Овощи»....

Конспект непосредственно. образовательной деятельности "Магазин овощей и фруктов"

Сформировать понятие овощи и фрукты. Дифференцировать овощи и фрукты по основным принципам: цвету, форме назначению вкусовым качествам. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Во...